Конфликты и проблемный болид: как Ферстаппен добыл четвертый титул в «Формуле-1»
27-летний гонщик «Ред Булл» заработал 75 млн евро в сезоне-20248 декабря завершился сезон-2024 в «Формуле-1», который пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен закончил в статусе чемпиона четвертый раз подряд. По титулам Ферстаппен сравнялся с Аленом Простом и Себастьяном Феттелем. Больше чемпионств имеют только Михаэль Шумахер, Льюис Хэмилтон (по семь) и Хуан Мануэль Фанхио (пять). Макс также стал четвертым гонщиком в истории «Формулы-1», завоевавшим четыре титула с одной командой, и пятым, кто выиграл четыре чемпионства подряд.
В сезоне 27-летний голландец набрал 437 очков в личном зачете гонщиков, опередив Ландо Норриса из «Макларен» на 63 балла. Тем не менее финальное Гран-при прошло для Ферстаппена неудачно: на старте гонки в Абу-Даби пилот «Ред Булл» столкнулся с Оскаром Пиастри из «Макларен» и получил 10-секундный штраф. В результате Макс финишировал лишь на шестом месте, хотя стартовал третьим. Весь сезон-2024 прошел для Ферстаппена в похожем ключе – он выиграл всего девять гонок, что стало его антирекордом с 2020 г. «Ведомости Спорт» рассказывает о том, как Ферстаппен провел самый сложный год в карьере.
«Неуправляемый монстр»
«Засуньте этот болид в музей и больше к нему не прикасайтесь», – сказал Ферстаппен о машине «Ред Булл» (RB20) в декабре 2024 г. Мало кто мог поверить в такой комментарий от голландца в начале сезона, ведь Макс выиграл семь поул-позиций подряд и превратил пять из них в победы на Гран-при. Также неплохо выглядит статистика, что Ферстаппен выиграл треть гонок календаря, и лишь в третьей части гонок не попадал на подиум. Тем не менее в 2023 г. Ферстаппен лишь раз не попал на подиум (провал на Гран-при Сингапура), а в 2022 г. это произошло пять раз за сезон, два из которых были из-за технических проблем.
В сезоне-2024 Макс столкнулся с невиданным ранее сопротивлением трех команд и сражениями с пятью–шестью машинами в каждой гонке. Уже на Гран-при Китая «Макларен» начал нагонять, а после шестого этапа сезона в Майами значительно опередил «Ред Булл» по качеству техники. После победы Норриса Ферстаппен впервые высказался о проблемах своего болида. Голландец подчеркнул, что ему было сложно работать с болидом на любых шинах: «Мы испытывали избыточную и недостаточную поворачиваемость, очень низкий уровень сцепления на всех четырех колесах – нам нужно с этим разобраться. Я не чувствовал себя по-настоящему комфортно по ходу уик-энда».
Несмотря на проблемы, Ферстаппен смог одержать победу в семи из первых 10 гонок сезона-2024, но затем наступила полоса неудач, которая длилась с июня по ноябрь – 10 Гран-при подряд без побед. Тем не менее в «Ред Булл» признали наличие проблем еще раньше. В мае советник команды Хельмут Марко отметил, что «Феррари» существенно улучшились по темпу, а «Мерседес» и «Макларен» также значительно прибавили.
После провальных выступлений на 11-й и 12-й гонках сезона в Австрии и Англии, «Ред Булл» привезли серьезные обновления в Венгрию, но они не сработали. В гонке Ферстаппен столкнулся с Льюисом Хэмилтоном и финишировал только пятым. Гран-при Венгрии стал переломным моментом для команды: Ферстаппен начал открыто выражать недовольство по радио. Голландец жаловался на баланс тормозов: «Я сдвинул баланс тормозов на пять кликов назад и машина все равно не поворачивает – это ужас!», а также на стратегию гонки: «Впечатляет, как мы позволяем себя подрезать и просто проигрываем мою гонку».
Особенно Макса задело замечание инженеров о том, что он слишком быстро начал ехать на новой резине, что грозило критическим износом. Ферстаппен не сдерживался: «Нет, не надо мне сейчас нести эту чушь. Вы, ребята, дали мне эту дерьмовую стратегию, ясно? Я пытаюсь спасти то, что осталось». Позже Макс похожим образом высказался перед СМИ: «Разумеется, я разочарован и недоволен тем, как идут дела. Я говорил, что ситуация неоптимальная. Ведь я надеялся, что скорости будет больше. «Макларен» выглядит сильно и на длинных отрезках, так было и в последних нескольких гонках. Не вижу, почему мы внезапно должны стать сильнее». Также издание GPblog.com, опубликовавшее интервью с Ферстаппеном, сообщило, что Макс намекал на необходимость перемен в «Ред Булл».
К 16-й гонке сезона ничего не изменилось. Ферстаппен описал болид RB20 как «неуправляемого монстра» после Гран-при Италии в сентябре. Мнение голландца поддержал и его напарник Серхио Перес. На тот момент Макс не мог навязать борьбу конкурентам из «Макларен», «Феррари» и «Мерседес», лишь дважды финишировав на подиуме за шесть гонок.
«Ред Булл» всегда стремилась к идеальному шасси и высокой аэродинамической эффективности, обеспечивая максимальную прижимную силу. Макс предпочитает более нагруженную переднюю часть, а Серхио – наоборот. Команда сконцентрировалась на предпочтениях Ферстаппена, что привело к разбалансировке болида. «Первая ошибка случилась при обновлении днища в Барселоне в 2023 г. Это был Гран-при, когда Серхио начал испытывать проблемы с машиной. Мы просто не восприняли это серьезно, ведь Макс победил. Придется полностью перекроить болид, все обновления с того момента оказались ошибочными», – признал в сентябре руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
Исправив ситуацию, «Ред Булл» дважды помог Ферстаппену попасть на подиум в Сингапуре и Техасе осенью. Тем не менее эксперты все меньше верили в его чемпионство. За шесть гонок до конца сезона-2024 букмекеры давали самый высокий в году коэффициент на победу Ферстаппена – 1,57. Тогда Норрис сократил разрыв до 44 очков.
Ключевыми моментами для Макса в сезоне стали Гран-при Мексики, Сан-Паулу и Лас-Вегаса. В Мехико голландец пошел на решительные маневры, чтобы опередить главного конкурента, в Бразилии продемонстрировал мастерство в дождевых условиях, прорвавшись с 15-го места на первую позицию, а в Лас-Вегасе показал зрелый и расчетливый подход, досрочно став чемпионом. Впоследствии Ферстаппен победил в Катаре и финишировал пятым в Абу-Даби.
Неровный сезон «Ред Булл» и провальный для напарника Переса (четыре подиума и столько же сходов) позволил Ферстаппену установить уникальное достижение – впервые с 1983 г. в личном зачете гонщиков победил пилот, команда которого заняла третье место в Кубке Конструкторов.
Ферстаппен против всех
Помимо давления, связанного со спортивными результатами, Макс Ферстаппен столкнулся и с другими трудностями. Когда он начал титульную защиту с победы в Бахрейне, основное внимание было уделено не его успеху, а скандалу в «Ред Булл». Кристиана Хорнера обвиняли в неподобающем поведении в отношении сотрудницы команды. Хорнер отрицал обвинения, и после расследования жалоба была отклонена, как и последующая апелляция в сентябре. Ферстаппен часто отклонял вопросы об этом скандале, сосредотачиваясь на своей производительности, желая лишь спокойной обстановки и быстрой машины.
На протяжении почти всего сезона самым ярым критиком «Ред Булл» был отец Ферстаппена, Йос. Он постоянно критиковал Хорнера, утверждая, что команда будет «уничтожена», если Хорнер останется во главе, и даже намекал на возможность ухода своего сына из «Ред Булл». «Команда несколько раз свернула не туда. Нельзя приукрашивать ситуацию. Пора – если еще не поздно – задать себе вопросы. Я очень недоволен происходящим. Положение серьезное. Макс не будет доволен такой машиной. Задача Хорнера – вернуть команду в нужное русло», – говорил в интервью RacingNews Йос Ферстаппен. Отец Макса даже отказался пожать руку Хорнеру, а тот в ответ снял Йоса с шоу-заездов на домашней трассе «Ред Булл».
Тем не менее Максу удалось примирить босса и своего отца: «Я сказал это им обоим. И мне не нужно было выбирать сторону. Я просто сказал им обоим придерживаться здравого смысла. Для меня всегда было очень важным, что я сохранял хорошие отношения и с Кристианом, и со своим отцом».
В 2024 г. Ферстаппен также конфликтовал с Международной автомобильной федерацией (ФИА). Макс был оштрафован за использование нецензурных выражений на пресс-конференции Гран-при Сингапура, когда он описывал разочаровывающие характеристики своего болида. В качестве наказания ему было предписано выполнить общественные работы, включавшие занятия с юными гонщиками в Руанде, к которым голландец приступит 13 декабря.
Президент ФИА Мохаммед бен Сулайем прокомментировал ситуацию так: «Надо различать автоспорт и рэп. Мы не рэперы, знаете. Сколько раз за минуту они матерятся? Мы не такие. Есть они, и есть мы. Представьте, что вы сидите со своими детьми или внуками, смотрите гонку, и вдруг кто-то говорит все эти плохие слова. Что скажут ваши дети или внуки? Чему вы их научите, будь это ваш спорт?». В знак протеста Ферстаппен на следующей пресс-конференции отвечал исключительно односложно и заявил, что не уверен, останется ли в автогоночной серии по истечении контракта в 2028 г. «Сейчас нам запрещают использовать нецензурную лексику, я не могу сказать слово на букву «Ф». Извините, нам что, по пять лет?», – сказал Макс.
Ферстаппен также получил восемь штрафов на треке в течение сезона-2024 (больше всех). Макс не был согласен ни с одним из них. Конфликт со стюардами ФИА достиг апогея на финальном Гран-при в Абу-Даби. Получив 10-секундный штраф после столкновения с Пиастри, голландец назвал стюардов «тупыми идиотами» по командному радио. Тем не менее ФИА решила не наказывать четырехкратного чемпиона.
Британская пресса и бывшие пилоты, такие как Дженсон Баттон и Дэймон Хилл, часто критиковали Ферстаппена за агрессивное вождение и предположения о том, что он пытается вывести из строя болид их соотечественника Норриса. После победы на Гран-при Бразилии Макс подшутил над британскими СМИ за их отсутствие на пресс-конференции после гонки. Голландец саркастически спросил, нужно ли им было «бежать в аэропорт» или они не знали, где проходит пресс-конференция. В Лас-Вегасе Ферстаппен вновь выразил недовольство британскими медиа, предупредив, что продолжит бороться с несправедливым освещением событий и персональными атаками на себя.
В течение сезона Норрис также выражал недовольство стилем вождения Ферстапенна, считая, что агрессивный подход Макса иногда переходил все границы. На Гран-при Мехико между Ферстаппеном и Норрисом произошла напряженная борьба, в результате которой Макс был оштрафован за опасное вождение двойным штрафом в 10 секунд.
Тем не менее главный конфликт Ферстаппена произошел в концовке сезона. На Гран-при Катара он поссорился с пилотом «Мерседеса» Джорджем Расселлом. Во время квалификации Расселл чуть не врезался в Ферстаппена на повороте, из-за чего Макса лишили поул-позиции, которую затем занял Джордж. Расселл утверждал стюардам, что Ферстаппен двигался на опасно низкой скорости.
После гонки конфликт обострился: Макс обвинил Расселла во лжи и манипуляторстве судьями, а Джордж заявил, что Ферстаппен угрожал «впечатать его чертовой головой в стену». В ответ гонщик «Ред Булл» послал Расселла на три буквы. «Он подлец и предатель. То, что он наговорил британской прессе – не стоит тратить много времени на обсуждение таких людей, они того просто не стоят. Потому что они неудачники», – добавил на пресс-конференции Ферстаппен.
Самый высокооплачиваемый
В декабре Forbes сообщил, что в 2024 г. «Ред Булл» выплатил Максу Ферстаппену 75 млн евро (больше всех в «Формуле-1»), из которых 60 млн составила зарплата, а 15 млн – бонусы. Около 5 млн евро в год Макс получает от личных спонсоров. Голландец сотрудничает с такими брендами, как сеть европейских супермаркетов Jumbo, пиво Heineken, стриминговый сервис Viaplay и компания по производству видеоигр EA Sports. Голландское издание Quote оценило состояние гонщика в 210 млн евро.
Также Макс не стесняется тратиться – у него есть коллекция люксовых автомобилей Aston Martin стоимостью $6,4 млн. В нее входят такие модели, как DB11, Vantage, DBS Superleggera, Valkyrie. Кроме того, в его коллекции есть Porsche 911, купленный за 400 000 евро после первой победы в «Формуле-1», Renault R.S.01 за 400 000 евро и редкая Ferrari SP2 за 1,8 млн евро. Главным активом Ферстаппена является самолет Dassault Falcon 900EX за 15 млн евро. Модель предназначена для дальних перелетов с ежегодными расходами на содержание более 1 млн евро. В Монако Макс живет в апартаментах стоимостью 16 млн евро, которые он арендует.
В 2024 г. появились слухи, что Макс может значительно увеличить свое состояние. «Мерседес» предлагал ему контракт на 150 млн евро в год. Тем не менее Ферстаппен отказался: «150 млн евро не станут для меня решающим фактором для перехода. Я доволен тем, что уже зарабатываю, дело в результатах». Также была информация о возможном переходе Ферстаппена в «Астон Мартин», куда уже направился бывший автоконструктор «Ред Булл» и первый гоночный инженер Макса Эдриан Ньюи.
Тем не менее в свои 27 лет Ферстаппен несколько раз публично высказывался о возможности завершения карьеры. «У меня контракт до 2028 г., – сказал Макс. – После его окончания мне будет 31 год. Конечно, это еще очень рано, но я начал выступать в 17 лет – это большой срок в «Ф-1». Макс добавил, что его долголетие в гонках будет зависеть от удовольствия, которое он получит от управления болидом «Формулы-1» в соответствии с новыми техническими требованиями 2026 г. «У меня нет желания выиграть восемь или девять титулов», – говорил Макс на официальном канале «Ф-1» в YouTube.
Тем не менее он не собирается полностью отказываться от гонок и выразил заинтересованность в участии в 24-часовых гонках в Ле-Мане и Дайтоне, а также в других форматах автогонок. Также после завершения карьеры Макс собирается создать собственную гоночную команду и с 2025 г. участвовать в европейской серии класса GT3. Кроме того, Ферстаппен уже спонсирует некоторых молодых гонщиков.
Еще одним важным фактором в решении о продолжении карьеры для Ферстаппена станет рождение ребенка. 6 декабря пилот «Ред Булл» и его подруга Келли Пике, дочь трехкратного чемпиона «Ф-1» Нельсона Пике, объявили, что ждут ребенка. «Мини-Ферстаппен-Пике на подходе», – гласил их пост.