В сезоне-2026 в «Формуле-1» появится новая команда
По данным BBC, место в чемпионате обойдется «Кадиллаку» в $450 млн«Кадиллак» станет первой новой командой «Ф-1» с 2016 г. На данный момент в чемпионате участвуют десять команд: «Мерседес», «Феррари», «Ред Булл», «Макларен», «Астон Мартин», «Хаас», «Альпин», «Заубер», «Уильямс» и «Рейсинг Буллз». Последней присоединившейся к чемпионату командой была другая американская команда «Хаас». Стоит отметить, что правила и коммерческие соглашения между «Формулой-1» и командами позволяют увеличить их число до 12.
«Формула-1» – вершина автоспорта, требующая передовых инноваций и совершенства, – заявил президент GM Марк Ройсс. – Для General Motors и Cadillac большая честь присоединиться к ведущей гоночной серии мира. Это глобальная сцена, на которой мы можем продемонстрировать инженерный опыт и технологическое лидерство GM на совершенно новом уровне». Также он отметил, что для GM участие в «Формуле-1» открывает возможности по продаже автомобилей под брендами Chevrolet, Buick, GMC, Cadillac по всему миру.
«Кадиллак» – это совместный проект GM и холдинговой компании TWG Global. Изначально бренд был техническим партнером команды «Андретти». Тем не менее теперь «Андретти» будет использоваться «Кадиллаком» в качестве операционного партнера.
Андретти – легендарная гоночная семья США. 62-летний Майкл Андретти стал известен в основном как гонщик IndyCar, прежде чем стать владельцем одноименной команды. Он выступал в «Формуле-1» в начале 1990-х гг., но не провел ни один полный сезон. Его отец, 84-летний Марио Андретти, выиграл личный зачет пилотов «Формулы-1» в 1978 г. и также одержал победы на «Дайтоне 500» и «Индианаполис 500».
В 2024 г. Международная автомобильная федерация (ФИА) объявила тендер на заполнение 11-го и 12-го места в «Ф-1». ФИА одобрила заявку команды «Андретти» в сотрудничестве с General Motors на участие в «Формуле-1» с 2025 г., отметив, что она стала единственным кандидатом, соответствующим строгим критериям. Тем не менее окончательное решение оставалось за руководством «Формулы-1», которое в итоге отклонило заявку «Андретти», сославшись на то, что она не «добавит ценности» автогоночной серии.
Майкл и Марио Андретти в ответ инициировали проверки Liberty Media (компания-владелец «Формулы-1») со стороны регулирующих органов США. Инсайдеры сообщают, что это стало основной причиной почему «Ф-1» изменило мнение насчет команды, опасаясь санкций со стороны американского правительства.
Тем не менее в октябре 2024 г. Майкл объявил о своем уходе с поста руководителя «Андретти», по данным Sky Sports, чтобы «снизить напряжение» в переговорах. Также должность генерального директора Liberty Media покинул Грег Маффей, которого называли главным противником Андретти.
В официальном релизе «Формулы-1» не упоминались ни Майкл, ни его одноименная компания. GM и Cadillac подтвердили, что «Андретти» теперь принадлежит и управляется компанией TWG Global, которая инвестировала в штаб-квартиру команды в США и объект в Великобритании, а также финансировала аэродинамические исследования и разработку шасси.
Теперь во главе проекта новой команды «Формулы-1» стоит инвестор Дэн Таурисс, которому принадлежит контрольный пакет акций TWG Global. Тем не менее Марио Андретти будет директором в совете новой команды, предположительно в роли почетного президента и советника, аналогичной роли легендарного гонщика Ники Лауды в «Мерседесе». «Моя первая любовь – это «Формула-1», и сейчас, спустя 70 лет, паддок «Формулы-1» все еще остается моим счастливым местом», – заявил Андретти.
Как сообщает Autosport, в первые два года участия в «Формуле-1» команда «Кадиллак» будет использовать клиентские двигатели. Главные кандидаты – Ferrari и Honda. Ожидается, что к сезону 2028 г. GM завершит разработку собственного силового агрегата, и «Кадиллак» станет заводской командой.
В качестве базы «Кадиллак» будет использовать инфраструктуру «Андретти». Команда уже открыла завод в Сильверстоуне, Великобритания, рядом с трассой для местного Гран-при, недалеко от баз «Астон Мартин» и «Мерседес». На заводе площадью 4500 квадратных метров уже работают 130 сотрудников. Также заключено соглашение с Toyota о использовании ее аэротрубы в Кельне до открытия собственной. До 2023 г. этой аэротрубой пользовался «Макларен».
Кроме того, в разработке болида «Кадиллак» уже задействовал 120 ведущих инженеров, часть из которых работает в Сильверстоуне, а остальные инженеры работают из штаб-квартиры в Индианаполисе, ожидая завершения строительства глобальной базы в городе Фишерс на 53 000 квадратных метров и 500 рабочих мест, стоимостью $200 млн. Открытие запланировано на 2025 г. Ключевые назначения включают Карла Декстера (ранее работавшего в «Феррари», «Манор», «Мерседес» из «Формулы Е»), главу аналитического отдела по эффективности машины Джеймса Кнэптона (ранее «Ред Булл» и «Форс-Индия»), а также бывшего главу производства «Астон Мартин» Саймона Кэйзера.
Бренды GM, такие как Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile и Buick, имеют наибольшее количество побед в истории Национальной ассоциации гонок сток-каров (NASCAR), почти 1200 в Cup Series. Только Chevrolet выиграла чемпионат производителей NASCAR 43 раза, следом идет Ford с 17 победами. Chevrolet также завоевала 13 побед в гонке «Индианаполис 500».
Хотя GM давно участвует в гонках на спортивных автомобилях с Cadillac и Corvette, обладающими девятью победами в своем классе на «24 часа Ле-Мана», ее считают второстепенным игроком в международном автоспорте, несмотря на мощь бренда. Команда «Андретти» ранее выступала в «Формуле E» (электрические болиды), ралли и гонках на выносливость. Также коллектив представлен в американской серии NASCAR.
По условиям Договора согласия, новый коллектив, желающий участвовать в чемпионате, должен внести взнос в размере $200 млн, подтверждающий финансовую состоятельность. Сумма распределяется между командами для компенсации призовых, делящихся между 11 участниками вместо 10. Действующий Договор согласия регулирует проведение чемпионата между ФИА, командами и компанией Formula One Management. Новый договор, планируемый к подписанию в 2026 г., предполагает увеличение вступительного взноса до $600 млн.
В последние месяцы обсуждалось редактирование Договора согласия и увеличение взноса, обусловленные ростом стоимости команд. Согласно Forbes, за последние четыре года средняя стоимость команд выросла с $500 млн до $1,88 млрд, и семь из десяти команд стоят более $1 млрд. Исполнительный директор «Макларен» Зак Браун предложил взнос для новичков в размере $700 млн, чтобы компенсировать уменьшение призовых на $10 млн в год. Он также подчеркнул, что увеличение взноса приведет к повышению стоимости всех команд.
Тем не менее новое соглашение не было подписано. По данным BBC, «Формула-1» и «Кадиллак» договорились о выплате в $450 млн за участие в автогоночной серии.