Одна из самых громких сделок в истории «Ф-1»: как Хэмилтон ушел в «Феррари»

    Зарплата британского гонщика снизится, но общий доход может вырасти за счет спонсорских контрактов и призовых
    Berzane Nasser / ABACA
    Berzane Nasser / ABACA

    Льюис Хэмилтон сменил «Мерседес» на «Феррари». Этот переход семикратного чемпиона мира – один из самых громких за всю историю «Формулы-1». «Ведомости. Спорт» разбирается, по какой причине и на какие условия ушел британец.

    Почему Хэмилтон решил поменять «Мерседес» на «Феррари»

    Хэмилтон присоединится к «Феррари» с сезона-2025, несмотря на то, что несколько месяцев назад подписал двухлетний контракт с «Мерседесом» на сумму $63 млн в год. Льюис должен был провести в немецкой конюшне ближайшие два сезона, но оказалось, что по договору он имел право расторгнуть соглашение в 2025-м. Этим правом и воспользовался британец.

    Комментируя свое решение уйти к конкуренту «Мерседеса», Хэмилтон объяснил это желанием принять «новый вызов».

    «Я провел в этой команде поразительные 11 лет и очень горжусь тем, чего мы смогли вместе добиться. «Мерседес» был частью моей семьи с тех пор, как мне исполнилось 13 лет. Я там вырос, так что решение об уходе стало одним из самых тяжелых в моей жизни, – сказал Льюис. – Тем не менее сейчас настало подходящее время для того, чтобы пойти на этот шаг и я с волнением жду возможности принять новый для себя вызов».

    В сезоне-2025, когда семикратный чемпион мира станет гонщиком «Феррари», ему исполнится уже 40 лет. Тем не менее с Хэмилтоном заключен длительный контракт. Сообщалось, что он подписан по схеме 2+1. По всей видимости, это последнее крупное соглашение в карьере британца. По неофициальной информации, Льюис согласился на переход в «Феррари» даже на менее выгодных условиях. Базовая зарплата Хэмилтона составит 50 млн евро в год. За счет спонсорских и призовых отчислений годовой доход британца может увеличиться приблизительно до 87 млн евро. Впрочем, договор с итальянской командой на самом деле может быть намного выгоднее для Льюиса: президент «Феррари» Джон Элканн готов стать партнером Хэмилтона в его бизнесе и благотворительных проектах, выделив через свой семейный фонд Exor еще 250 млн евро.

    В качестве одной из причин желания Хэмилтона сменить команду называется и уход инженера Лоика Серра, который возглавлял в «Мерседесе» отдел производительности. Он также принял предложение итальянской конюшни и начнет работать в ней с 2025-го. У Серра были разногласия с техническим отделом, Хэмилтон же высказывал опасения по поводу особенностей конструкции болидов и жаловался на недостатки.

    По итогам 2023 г. «Мерседес» занял второе место в Кубке конструкторов, не выиграв ни одного Гран-при в течение сезона. Прежде за всю историю «Формулы-1» такое случалось лишь дважды. В 2004-м второе место в общем зачете заняла команда «БАР», а в 2007-м – «БМВ-Заубер».

    «Мерседес» опередил в борьбе за вторую позицию «Феррари» на три очка, но второй год подряд уступил «Ред Буллу» в противостоянии за Кубок конструкторов. Хотя до этого становился первым на протяжении восьми лет подряд. В том числе из-за постоянных неудач Хэмилтон не единожды критиковал болид команды, выражая сомнения в том, что машина способна «выиграть хотя бы одну гонку».

    «Болид очень непредсказуемый. Я о том, что в один уикенд или в одной сессии ощущения хорошие, а потом все иначе… Тем не менее я горжусь командой, которая проводила свою работу, не опускала голову – именно это нам нужно продолжать делать, – говорил британский гонщик в ноябре 2023-го. – Просто двигаться вперед. Остались две гонки с этой штукой. Надеюсь, больше пилотировать ее не буду».

    Хэмилтон занял только третье место в общем зачете пилотов. Это более успешный результат для Льюиса, чем в сезоне-2022, когда он финишировал лишь шестым, но все равно один из худших для британца за всю карьеру в «Мерседесе». С 2014 по 2020 гг. он выиграл шесть чемпионских титулов и только однажды стал вторым. В 2021-м Хэмилтон тоже был вице-чемпионом.

    В последние три года в «Формуле-1» доминирует голландец Макс Ферстаппен из «Ред Булла». Сам же Хэмилтон признавался, что сезон-2023 получился для него психологически трудным.

    «Я бы не сказал что выгорел. Да, я бы не хотел продолжать этот сезон и дальше, но думаю, что к концу года просто был эмоционально истощен… Очевидно, что сезон был очень длинным. И с учетом всех негативных вещей, которые сейчас происходят в мире, я должен признать, что по ходу сезона было очень непросто сохранять позитивный настрой», – объяснял британец.

    Интересно, что Хэмилтон вел переговоры о переходе не только в «Феррари», но и в «Ред Булл». Об этом в ноябре 2023-го рассказал руководитель австрийской команды Кристиан Хорнер. Но, по словам Хорнера, в «Ред Булле» посчитали, что Хэмилтон и Ферстаппен вряд ли сработаются вместе.

    Между тем, по данным Forbes, 26-летний голландец опередил британца в 2023 г. не только в общем зачете, но и по количеству заработанных денег. Зарплата и премии принесли Ферстаппену за сезон $70 млн. Доходы Хэмилтона составили только $55 млн.

    Хэмилтон станет всего лишь четвертым гонщиком в истории после Пьеро Таруффи, Хуана Мануэля Фанхио и Михаэля Шумахера, чья карьера будет связана и с «Мерседесом», и с «Феррари». Неудивительно, что сейчас проводятся параллели между Хэмилтоном и Шумахером. Оба – семикратные чемпионы мира (никто больше не выигрывал такое количество титулов за всю историю «Формулы-1»), оба связаны карьерой с немецкой и итальянской конюшнями. Шумахер, выступая за «Феррари», пять лет подряд становился первым – с 2000 по 2004 гг. А в 2009-м после паузы в выступлениях Михаэль подписал трехлетний контракт с «Мерседесом». Период в этой команде не был для него успешным – выше третьего места Шумахер не поднимался.

    Как зарабатывает и куда вкладывает деньги Хэмилтон

    «Феррари» в лице Хэмилтона получает не только великого гонщика, но и громкое имя. «Человека-бренд» с гигантским коммерческим потенциалом. Британец без лишней скромности так и говорил о себе в интервью для немецкого спортивного издания Socrates Magazine:

    Хэмилтон в разные годы назывался самым богатым спортсменом Великобритании. Его состояние оценивается в сумму около $300 млн. Помимо гонок он зарабатывает на собственных бизнес-проектах и рекламных контрактах с различными компаниями – Monster Energy, Puma, IWC, Sony, Bose, Bell Helmets, MV Augusta Motorcycles, Petronas, Gran Turismo Sport.

    С 2018 г. Хэмилтон выпустил несколько совместных коллекций с брендом одежды Tommy Hilfiger. В 2019-м Льюис запустил международную сеть ресторанов Neat Burger, главным блюдом в которых стали веганские бургеры. В 2022-м британец вошел в число совладельцем клуба Национальной футбольной лиги «Денвер Бронкос», а также основал собственную кинокомпанию Dawn Apollo Films. Кроме того, Хэмилтон стал инвестором стартапа Zapp, который занимается экспресс-доставкой продуктов.

    Еще Хэмилтон активно занимается благотворительностью. Он выделял деньги и оказывал медиаподдержку образовательному центру для детей из Африки Education Africa, фонду помощи бедным детям по всему миру Save the Children и центру поддержки малоимущим детям Великобритании The Honeypot Children’s Charity. Льюис руководит благотворительным фондом Mission 44, цель которого – искоренение преград при трудоустройстве и образовании в Великобритании молодых темнокожих людей и представителей малозащищенных групп. Так, в 2021 г. он пожертвовал в свой благотворительный фонд $27,5 млн.

    Тема борьбы с расизмом особенно важна для Хэмилтона – первого темнокожего гонщика в истории «Формулы-1». На протяжении всей карьеры Льюис сталкивался с оскорблениями на расовой почве. Еще на заре карьеры британца (в 2008 г.) на фоне его соперничества с испанцем Фернандо Алонсо случился расистский скандал на предсезонных тестах в Барселоне. Тогда на трибунах появилась группа зрителей, нанесших черную краску на лица, надевших черные парики и рубашки с надписью «семья Хэмилтона». На случившееся отреагировала Международная федерация автоспорта (FIA), предупредившая испанские власти о недопустимости подобных вещей и организовавшая кампанию «Гонки против расизма». По словам исполнительного директора «Мерседеса» Тото Вольффа, Хэмилтон на всю жизнь был травмирован перенесенными в детстве расистскими оскорблениями.

    В 2011 г. Хэмилтон неожиданно поднял тему несправедливого отношения к нему из-за цвета кожи со стороны стюардов на «Гран-при Монако». После того, как британец дважды подвергся штрафу, он заявил на пресс-конференции следующее.

    «За прошедшие шесть гонок меня пять раз вызывали к стюардам, это просто смешно. Это похоже на чьи-то идиотские шутки. Я был быстрее Фелипе Массы, шел по внутренней траектории, а он повернул слишком рано и врезался в меня. Я пытался заехать на бордюр, чтобы избежать контакта, но мы все же столкнулись. В итоге наказание получил именно я! Это просто идиотизм. Почему стюарды так поступили? Может, потому, что я черный?»

    Льюис был признан самым влиятельным темнокожим человеком в Великобритании в 2020 году. Тогда же в рамках борьбы с расизмом команда «Мерседес» покрасила свои болиды в черный. Основной цвет комбинезонов пилотов также сменили с белого на черный.

    В 2022-м Хэмилтона оскорбил трехкратный чемпион мира в «Формуле-1» Нельсон Пике. Бразилец, говоря о британце, использовал в своем интервью термин, который считается расистским. Льюис жестко отреагировал на это. «Это больше, чем язык. Эти архаичные взгляды должны измениться, и им не место в нашем спорте, – написал он в соцсетях. – Я был окружен такими взглядами и боролся с ними всю свою жизнь. У нас было много времени, чтобы учиться. Пришло время действовать».

    Хэмилтон – вне всяких сомнений, та фигура, чье мнение имеет большой вес в обществе. «Феррари» же вместе с Льюисом приобретает и огромную армию его персональных болельщиков. Кстати, британец, оказывается, давний поклонник этой марки – у него в гараже две «Феррари», несколько лет назад он купил в Италии уникальный суперкар LaFerrari Aperta. «Я рос и любовался алыми болидами, считал их красивыми, а марку – великой», – признавался Хэмилтон.

    Материал предоставлен «Рейтингом букмекеров»