В регламент «Формулы-1» 2026 года добавят экологический раздел
Гоночная серия ежегодно выделяет на экоинициативы $1,5 млнМеждународная автомобильная федерация (FIA) введет экологический раздел в новый регламент «Формулы-1», который начнет действовать в 2026 г. На данный момент в регламенте есть технический, спортивный и финансовый разделы. Экораздел точно будет включать требования для команд по сокращению углеродных выбросов двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Директор FIA по «формульным» сериям Николас Томбасис заявил, что другие конкретные условия «будут ясны ближе к началу сезона-2024».
«Сейчас мы думаем над ограничениями на определенную деятельность, на количество тех или иных материалов, над типами источников для этих материалов и тому подобными вещами, – подчеркнул Томбасис. – Наша цель – к 2030 г. сделать «Формулу-1» экологически нейтральной, до минимума сократив ее влияние на окружающую среду».
Томбасис уточнил, что «некоторые ограничения начнут действовать в 2026 г., а к 2030-му они станут гораздо более масштабными». Разработка базовых положений раздела велась с 2019-го, к проекту привлекались эксперты по экологии из ведущих мировых институтов, сотрудники команд «Формулы 1», а также спонсоры и информационные партнеры «королевских гонок».
Участники дискуссии пришли к выводу, что добиться поставленной цели, в первую очередь, поможет разработка и внедрение экологически нейтрального гибридного двигателя, работающего на чистом бензине E10 (на 90% он состоит из ископаемого топлива и на 10 – из этанола). Также было оговорено, что необходимо переходить к «максимально эффективной логистике между этапами и использовать для нужд производственных офисов команд только энергию из возобновляемых источников».
В июне 2023 г. «Формула-1» на Гран-при Австрии опробовала новую систему работы паддока (закрытая для публики площадка, где располагаются болиды и обслуживающий их персонал). Все технические линии получали питание за счет энергии от солнечных панелей, а грузы по трассе помогали развозить автомобили на биотопливе. Через два месяца с необычной экоинициативой выступил четырехкратный чемпион «Формулы-1» Себастьян Феттель, дав старт проекту «Жужжащий поворот» на трассе Гран-при Японии.
Вместе с действующими пилотами серии, боссами команд и руководителем чемпионата Стефано Доменикали Феттель открыл «пчелиные отели». В отличие от ульев, эти сооружения не служили для сбора меда, а предоставляли насекомым условия для выживания на фоне снижения их популяции по всему миру. Каждая команда установила свой «отель» на внутренней части второго поворота трека, а прилегающие к ним поребрики окрасили в черный и желтый цвета.
Усилия «Формулы-1» по сохранению окружающей среды уже оценили в Международном институте живого будущего (ILFI). «В ближайшее время у нас состоится совещание, на нем мы примем решение, каким образом поощрить элитный автоспортивный дивизион, – сообщили «Ведомости. Спорту» в пресс-службе ILFI. – По нашим данным, «Формула-1» вкладывает до $1,5 млн ежегодно на развитие экологически важных инициатив. Гоночная серия заслуживает вне конкурса получить сертификат за «усилия по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа в окружающую среду».
Именно такой сертификат в октябре 2023 г. получил домашний стадион клуба Национальной хоккейной лиги (НХЛ) «Сиэтл Кракен» Climate Pledge Arena. Всю энергию он получает от солнечных батарей, для заливки льда используется дождевая вода, а порядка 75% продуктов питания на стадионе – местного производства. После матчей оставшаяся еда раздается нуждающимся. Forbes сообщал, что всего на комплексную модернизацию домашнего стадиона «Сиэтла» было затрачено $1,2 млрд.
Чемпионат «Формулы-1» в 2024 г. стартует 2 марта в Бахрейне, а завершится 8 декабря в Абу-Даби. Календарь включает 24 этапа. Действующим чемпионом является нидерландский гонщик Макс Ферстаппен. Он же самый высокооплачиваемый в серии, его доход Forbes оценил в $70 млн до вычета налогов.