Победы Ферстаппена снизили интерес к гонкам. «Формула-1» рискует потерять до 50% новой аудитории к 2024 году

    Популярность чемпионата росла последние шесть лет
    Макс Ферстаппен близок к третьей подряд победе в «Формуле-1»
    Макс Ферстаппен близок к третьей подряд победе в «Формуле-1» /EPA

    Интерес болельщиков к «Формуле-1» существенно снизился из-за доминирования Макса Ферстаппена и гоночной команды «Ред Булл». Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Buzz Radar. Авторы сделали выводы, изучив более 70 млн обсуждений «Формулы-1» в соцсетях за последние 10 лет.

    Исследование показало, что интерес к «Формуле-1» начал неуклонно расти с 2016-2017 гг., когда к управлению престижной гоночной серией пришла американская корпорация Liberty Media. В сентябре 2016 г. она выкупила 18,7% акций чемпионата за $746 млн. В декабре 2016 г. Liberty Media привлекла $1,5 млрд от инвесторов, чтобы завершить сделку и выкупить оставшуюся долю у мажоритарного акционера «Формулы-1» CVC Capital. Британец Берни Экклстоун, который руководил «королевскими гонками» с 1974 г., покинул пост генерального промоутера и был назначен почетным президентом.

    В отчете Buzz Radar утверждается, что в последние годы под управлением Экклстоуна наблюдалось отсутствие зрительского интереса к «Формуле-1», в первую очередь, со стороны молодежной аудитории. При Liberty Media в этом отношении удалось достичь впечатляющего прогресса. В частности, с 2016 по 2022 гг. «Формулу-1» в соцсетях стали обсуждать на 80% чаще. Количество подписчиков гоночной серии за этот период выросло с 12,5 до 50 млн человек. Авторы исследования уверяют, что ни в одном виде спорта за эти годы не наблюдалось столь активного прироста аудитории.

    Тем не менее в 2023 г. настало время говорить о тревожных тенденциях. За год наблюдается снижение по таким параметрам, как упоминания в соцсетях (на 70% меньше, чем в 2022-м), количество новых подписчиков на основных аккаунтах (на 46% меньше) и общие охваты (на 64% меньше).

    В отчете Buzz Radar утверждается, что эти показатели напрямую связаны с конкуренцией в «королевских гонках». За период исследования это проявлялось неоднократно. Например, в 2016 г. пилоты команды «Мерседес» Нико Росберг и Льюис Хэмилтон вели борьбу за титул весь сезон – немец завоевал титул благодаря победе в последней гонке. Это привело к резкому росту интереса в соцсетях. Та же ситуация повторилась в 2021-м, когда Хэмилтон, уже в противостоянии с Ферстаппеном, упустил титул на последнем круге заключительного Гран-при.

    Ферстаппен досрочно стал победителем чемпионата 2022 г., а в 2023-м идет к третьему триумфу подряд. При этом о конкуренции говорить не приходится. В прошлом году он выиграл 15 из 22 гонок сезона. Монегаск Шарль Леклер из «Феррари», ближайший преследователь Ферстаппена в общем зачете, отстал от победителя сезона на 146 очков. В нынешнем чемпионате преимущество Ферстаппена еще более подавляющее: 13 выигранных Гран-при из 16 и +177 от ближайшего преследователя – мексиканца Серхио Переса, который также выступает за «Ред Булл».

    Авторы исследования отмечают, что с доминированием Ферстаппена тональность обсуждений «Формулы-1» заметно изменилась. В частности, в 2023 г. поклонники автогонок используют в соцсетях гораздо больше негативных оценок, например, «скучно» и «раздражает». Для сравнения: даже в 2022-м, на фоне впечатлений от развязки сезона 2021 г., были заметно более распространены такие позитивные определения гонок, как «захватывающие» и «интересные».

    Модели искусственного интеллекта, задействованные авторами исследования Buzz Radar, сделали неутешительный прогноз относительно дальнейших перспектив популярности «Формулы-1». В частности, отмечается, что при сохранении нынешних показателей гоночная серия может потерять до 50% новой аудитории к 2024 г. Правда, есть и глобальные обнадеживающие тренды. В частности, общее количество положительных упоминаний в 2016-м составляло 19%, а в 2023-м этот показатель составляет 43%.

    Падение зрительского интереса может повлечь за собой потерю доходов, которые росли все последние годы. По итогам 2022 г. они достигли отметки в $2,5 млрд. В серии связывали финансовый рост как раз с вниманием аудитории. Так, за прошлый сезон Гран-при «Формулы-1» в общей сложности посетили 5,7 млн человек. В сравнении с показателями сезона 2019 г. – последнего, на который не влияли ковидные ограничения – рост аудитории составил 36%.

    Существенно увеличилась и ценность команд. Самым дорогим из 10 участников чемпионата мира остается «Феррари». В 2019 г. авторы Forbes оценивали итальянский коллектив в $1,35 млрд, в 2023-м – в $3,9 млрд. Второе место в обновленном рейтинге занял «Мерседес», стоимость которого за четыре года выросла с $1,015 млрд до $3,8 млрд. Наконец, «Ред Булл» совершил скачок с $640 млн до $2,6 млрд. На данный момент сразу семь команд стоят дороже $1 млрд.