Выдерживают выстрел дробовика и нагрев до 790 градусов – как создают шлемы «Ф-1»
В разработке дизайна участвуют пилоты, оплачивает производство – командаЗащитный шлем – самая важная и заметная часть экипировки пилота «Формулы-1». По головным уборам зрители различают гонщиков во время соревнований, для пилотов шлемы – пространство для творческого самовыражения, а для компаний – дополнительная рекламная площадка.
Первые прототипы шлемов появились в 1930-х, а в «Формуле-1» их стали использовать 1952 г., через два года после создания серии. Поначалу это было нечто, напоминающее балаклаву (сейчас гонщики надевают ее под шлем), ведь для изготовления использовали преимущественно хлопковые ткани. Но уже в 1954 г. компании впервые создали вариант из твердых материалов, а концу 1960-х все гонщики соревновались в шлемах, внешне похожих на современные.
Правила пишутся кровью
Защитные функции шлемов постепенно совершенствовались, но особое внимание тема получила после смерти бразильца Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино в 1994 г. Тогда в результате аварии отлетевший элемент подвески болида пробил дыру между визором (прозрачным забралом) и корпусом шлема гонщика – он получил травмы, несовместимые с жизнью. Международная федерация автоспорта (FIA) вместе с крупнейшем производителем шлемов, американской компанией Bell, еще 10 лет после трагедии в Имоле тестировала различные варианты экипировки. В 2004 г. вышла новая директива, которая обязала сделать шлемы жестче и заменить карбон на более прочный. Чтобы доказать безопасность своей продукции, в Schuberth, немецком конкуренте Bell, даже проехались по изделию 55-тонным танком. Шлем остался целым, но для «Формулы-1» этого оказалось мало: через пять лет потребовались новые изменения.
В 2009 г. в квалификации Гран-при Венгрии пилот «Феррари» Фелипе Масса попал в серьезную аварию. Тогда у впереди идущей машины соперника отлетела пружина и пробила шлем Массы (снова в районе забрала и корпуса), после чего гонщик потерял сознание и на полном ходу врезался в стену. Позже у пилота диагностировали сотрясение мозга и трещину в черепе. Фелипе перенес несколько операций и смог вернуться за руль болида только в следующем сезоне. После инцидента FIA потребовала добавить в шлемы прокладки из материала Zylon, который используют при изготовлении бронежилетов. Правда, в 2019-м директиву отменили и выпустили новую. Слабое место, зазор между визором и корпусом, сделали более узким, а внешней оболочке вокруг добавили слой нейлона.
Серьезное укрепление
По данным FIA, после введения новых требований шлемы стали крепче на 12-22% (в зависимости от размера изделия). Перед производителями стояла почти неразрешимая задача – защитить пилотов от ударов на любой скорости. «Это очень сложно. Теперь шлемы должны быть готовы поглощать резкие удары на огромных скоростях, но способ достижения этого на 100% противоположен тому, что нужно для защиты от удара на низкой скорости», – говорил Альберто Даль Ольо, управляющий директор Teca25 (подразделение Schuberth). Компании с трудом получали разрешения от FIA – так, в 2019 г. гонщики даже рисковали остаться без шлемов.
Фактически головной убор пилота должен «пережить» падение 10-килограммового предмета с высоты 5 м и удар 225-граммовым шариком на скорости в 225 км/ч. Визор же должен отразить выстрел из дробовика, а конструкция шлема – перенести нагрев до 790 градусов по Цельсию. Почти волшебные свойства достигаются за счет материалов. Внутрь шлема заливают пожаропрочную пену, а наружный каркас делают из карбона – он не горит до +2000. Даже краска, которой покрывают шлем, должна быть одобрена FIA.
Пожарная безопасность – одно из главных требования техрегламента «Формулы-1». И это неслучайно. В 2020 г. именно это спасло жизнь Ромену Грожану – на Гран-при Бахрейна после удара со стеной его машина загорелась, а гонщик оказался заблокирован в ней. Французский пилот провел в огне 28 с (вся экипировка рассчитана на 11-12, а перчатки – на 8) и отделался лишь ожогами кистей рук.
Сезон защиты
Каждый пилот «Ф-1» расходует до 25 шлемов в год. Да, их можно использовать повторно – но в «Формуле-1» стараются идти по пути облегчения экипировки и не утяжелять ее лишними слоями краски. «Если на шлеме есть повреждения от асфальтовой крошки, то мы не будем его восстанавливать и увеличивать вес – мы пойдем и возьмем новый», – говорил Стефан Коэн, исполнительный директор Racing Force (дочерняя компания Bell). Помимо этого, на каждый этап нужны шлемы с разными визорами под разную погоду: под палящим солнцем понадобится темный, а вот на ночной гонке – прозрачный.
Официально монополии среди производителей шлемов нет, но при этом 14 из 20 пилотов предпочитают Bell. Выбор поставщика обычно остается за пилотом. «Производителей качественной экипировки не так много, – объясняет «Ведомости. Спорту» экс-пилот «Ф-1» Никита Мазепин, который также использовал продукцию Bell. – При выборе шлема основной акцент делается на тип гонки, надежность и новейшие технологические свойства».
«В среднем хороший шлем стоит от $4000 до $6000, но в этом вопросе все очень индивидуально», – добавляет гонщик. Поэтому цена профессионального шлема без специального дизайна может доходить даже до $15000. Сумму увеличивает индивидуальный подход к изделию – голову гонщика сканируют, чтобы шлем идеально сел. «Чаще всего команда берет на себя оплату, разработку дизайна и производство шлема», – говорит Никита Мазепин.
А использованные шлемы гонщиков «Формулы-1» отлично торгуются на аукционах. В 2023 г. был установлен рекорд – боевой головной убор пилота «Феррари» Шарля Леклера к Гран-при в Монако (с дизайном, посвященным отцу гонщика Эрве) ушел за 306 000 евро. Прежний максимум был установлен в 2019 г., когда за 162 000 евро продали шлем Сенны.
Запретная раскраска
Для гонщиков дизайн шлема – фактически единственная возможность для самовыражения. Хотя даже это боссы «Ф-1» пытались контролировать – с 2015 г. пять лет действовал запрет на кардинальную смену раскраски. Руководство серии посчитало, что так зрителям будет проще различать гонщиков. В 2019 г. Даниил Квят, выступавший за «Торо Россо», для Гран-при в Сочи подготовил шлем в цветах российского флага, но ему запретили его использовать. FIA заявили, что право на один «особый» шлем пилот уже использовал в Монце – и Даниил поехал в обычном. С 2020 г. запрет сняли – и уже сложились определенные традиции в дизайне шлемов.
И хотя, как правило, оплачивают производство шлема команды, на дизайн они влияют мало. «В процессе создания участвуют гонщик и графический дизайнер, – рассказывает Никита Мазепин. – Учитываются пожелания пилота, любимый стиль, характер и многое другое. Графический дизайнер создает новый макет или использует фирменный макет гонщика, с которым он предпочитает выступать. После создается индивидуальный дизайн, который потом наносится на шлем с помощью специальной краски». При этом важно соблюсти все спонсорские обязательства. «Все это специально прописывается и регулируется. Поэтому приходится красиво их стилизовать и обыгрывать дизайн», – говорит Никита.
Особые моменты
Никита Мазепин отмечает, что для каждого гонщика есть важные этапы – чаще всего это домашние гонки, для которых по традиции пилот готовит специальный дизайн шлема. Например, в этом году Макс Ферстаппен на Гран-при Нидерландов представил версию в цветах национального флага. Но на некоторых Гран-при многие пилоты готовят спецварианты шлемов – примеру, к Монако, Сингапуру, Японии или финальному этапу в Абу-Даби. Существует традиция отмечать особыми дизайнами новые этапы в календаре – в Лас-Вегас в этом году 16 гонщиков из 20 приехали с особым дизайном шлема.
Иногда новая раскраска носит событийный характер. На Гран-при Абу-Даби 2022 г. три шлема были посвящены завершению карьеры четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. А в 2020 г., когда немецкий пилот покидал «Феррари», его напарник Шарль скопировал детали шлема Феттеля и поместил в свой номер 16 совместные черно-белые фотографии. На Гран-при Японии в сентябре 2023 г. Серхио Перес блестящим шлемом с надписью «250» праздновал 250 гонок в карьере.