Гран-при «Ф-1» в Лас-Вегасе обернулся скандалом, но собрал 1,3 млн телезрителей
«Феррари» грозит превышение лимита бюджета, а на организаторов гонки подали в судЭтап в Лас-Вегасе был очень нужен владельцам «Формулы-1». Компания Liberty Media, которой принадлежит серия, выступила в роли промоутера и вложила в проект $500 млн, но, несмотря на насыщенную событиями гонку, этапом остались недовольны как участники, так и зрители.
Среди прочего не случилось ожидаемой посещаемости. На квалификации рассчитывали увидеть около 100 000 зрителей, а в итоге насчитали только 70 000. Сама гонка стала наименее посещаемой в календаре. Организаторы обещали региону $1,2 млрд за выходные, но не факт, что прогнозы оправдались. Ближе к мероприятию билеты на трибуны подешевели почти вдвое, с $2000 до $1060, а в последний месяц цены еще снизились. То же самое происходило с отелями – по данным CNN, в среднем цена за ночь упала на 24%.
«Все покидают Вегас слегка замученными [в оригинале – более резкое выражение], график оказался сложным для каждого. Надо подумать, как улучшить ситуацию в будущем», – резюмировал впечатления руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
Зато организаторов порадовали телерезультаты: об 1,3 млн зрителей отчитался ESPN – это лучшие цифры «Формулы-1» в США с июня.
Снизу постучали
Проблемы начались уже на старте свободных заездов. На одной из прямых – а гонка, напомним, проходила по улицам города – под машиной пилота «Феррари» Карлоса Сайнса сорвало дренажный люк. Как оказалось, организаторы плохо его закрепили. Тренировку досрочно остановили, а болид Сайнса и ехавшего за ним пилота «Альпин» Эстебана Окона, который тоже успел проехать по отлетевшему люку, отправили в боксы менять детали. Следующие несколько часов организаторы потратили на починку трассы, из-за чего вторая сессия свободных заездов была перенесена с 00:00 на 2:30 ночи по местному времени.
Проблемы с люками в «Формуле-1» периодически случаются – например, в 2017 г. в Малайзии люк повредил одну из машин «Хааса», и американская команда добилась компенсации от трека. В последнее время вопрос с люками решался их завариванием, но в Лас-Вегасе сделать это не удалось – крышки там изготовлены из бетона, а не из железа. Поэтому после остановки сессии еще около 40 люков по всему периметру трассы спешно заливали эпоксидной смолой и цементом.
Большие последствия
От аварии в машине Сайнса были уничтожены монокок, двигатель и аккумулятор – на последние два элемента распространяется регламент, ограничивающий количество деталей на сезон. А у Карлоса к тому моменту уже стоял последний комплект. Несмотря на протесты «Феррари», Международная автомобильная федерация (FIA) аварию форс-мажором не признала и установить дополнительные детали без санкций не разрешила. В результате Сайнс получил штраф в 10 позиций и стартовал в гонке с 12-го места вместо того, чтобы занять первый ряд вместе со своим напарником Шарлем Леклером.
Это стоило команде не только очков Сайнса, но и поставило под удар Леклера, который стартовал рядом с действующим чемпионом мира Максом Ферстаппеном. В начале Шарль был вынужден обороняться – гонщик «Ред Булла» в итоге в первом же повороте выдавил Леклера за пределы трассы, не вернул позицию, получил за это штраф, но гонку все равно выиграл.
Сейчас очки для итальянской команды важны как никогда – они борются за второе место в Кубке конструкторов. Перед финальным этапом «Феррари» отстает от «Мерседеса» всего на пять очков. Позиция по итогам года важна по двум причинам. Во-первых, это влияет на то, сколько денег получит команда от организаторов серии. Часть призовых распределяется в соответствии с занятыми местами. В 2022 г. на выплаты ушло около 45% выручки чемпионата, а это более $1,1 млрд. «Феррари» тогда (второе место в Кубке конструкторов-2022) заработала больше всех ($200 млн) благодаря историческим выплатам.
Во-вторых, 2023-й стал первым сезоном Фредерика Вассера в качестве нового руководителя команды. В прошлом году гендиректор «Феррари» Бенедетто Винья был недоволен результатами – и именно поэтому в отставку отправили Маттиа Бинотто, который управлял командой с 2019 г. Если при новом руководителе результаты окажутся хуже, чем раньше, в будущем Вассер может потерять свой пост.
Случайный штраф
По подсчетам итальянских журналистов, ущерб от аварии Сайнса составил 1,5 млн евро без учета силовой установки – около 10% от общей суммы, которую команда закладывала на развитие машины в течение года. В условиях лимитов бюджетов это значительная сумма. В 2022 г. «Ред Булл» получил за перерасход штраф в виде урезанного времени работы с новым болидом в аэротрубе, так что попадать под санкции никто не хочет. Особенно «Феррари», где недовольны нынешним болидом и в 2024-м собираются кардинально менять его концепцию и сильно нуждаются в тестах. «Если что-то подобное случится еще раз, мы вынуждены будем пропустить этап в Абу-Даби», – цитирует Вассера Auto moto und Sport.
Трасса Лас-Вегаса проходит по улицам города, но в отличии от аналогичных этапов в Монако или Баку, городские дороги во время гоночного уик-энда периодически открывались для жителей. Это усложняло жизнь гонщикам. Весь накатанный за тренировки и квалификацию «держак» (слой резины, который увеличивает сцепление с трассой) за день исчезал из-за городских машин, а условия на трассе и так были тяжелыми из-за низких температур. Одной из основных причин аварии Ландо Норриса («Макларен») во время гонки были холодные покрышки и плохое сцепление – он на скорости влетел в стену, и гонка для британского пилота закончилась в медицинском центре.
Дорога в суд
Еще одним следствием открытия дорог стал скандал с билетами. При том, что Лас-Вегас установил космический прейскурант на посещение гонки – цена билетов на уик-энд доходила до $1 млн. Самые дешевые места на трибуны в четверг начинались от $2 000 (при покупке заранее). Но фактически зрители смогли посмотреть на заезды всего 10 минут – на вторую сессию их просто не пустили по «логистическим соображениям». Тех, кто отказывался уходить, выгоняла полиция, угрожая «обвинениями в незаконном проникновении».
Причин провести сессию без зрителей было несколько. Во-первых, людям нужно было успеть покинуть фан-зону до открытия дорог в четыре утра. Во-вторых, у работников закончилось время смены и те не могли легально оставаться на местах. В итоге болельщикам с билетами только на свободные заезды в четверг предложили компенсацию в видео ваучера на $200 в сувенирный магазин «Ф-1». Те, у кого был билет на несколько дней, не получили ничего. «Если бы я был фанатом, я бы снес это заведение. Это просто неправильно», – высказался Макс Ферстаппен.
На организаторов этапа уже подали в суд коллективный иск от 35 000 болельщиков. Они требуют по $30 000 на каждого, кому в четверг не удалось увидеть все заезды. Среди ответчиков Las Vegas GP, а также TAB Contractors Inc – эту организацию обвиняют в недостаточном контроле за трассой, так как именно они должны были проводить инспекцию дорожного полотна перед гонкой.
Критика под запретом
Чемпион 2023 г. Макс Ферстаппен изначально был скептически настроен к этапу в Лас-Вегасе – говорил, что там 99% шоу и 1% спорта, а трасса «не самая захватывающая», называл Лас-Вегас «национальной лигой», а Монако – «Лигой чемпионов».
После квалификации он и вовсе заявил, что Вегас не подходит для «Формулы-1»: «Они [зрители] же приходят сюда, чтобы потусить на вечеринках, выпить, послушать ди-джея или поучаствовать в каких-то мероприятиях. Но ведь это можно делать в любой точке мира. Я тоже могу поехать на Ибицу, напиться там до упора и славно повеселиться. Но ведь это происходит и здесь [на этапах]». Правда, после победы он пел Viva Las Vegas и говорил, что «с радостью вернется в следующем году. По сообщениям СМИ, перед гонкой с ним провели беседу – просили подкорректировать публичные тезисы об этапе.
Кроме того, в Абу-Даби к стюардам вызвали двух руководителей команд – Тото Вольфа («Мерседес») и Фредерика Вассера («Феррари). Оба получили предупреждения за «определенные высказывания» во время Гран-при Лас-Вегаса.