2500 км, разбитые дороги и мясные сухари – как прошел советский «Тур де Франс»

    Веломногодневку провели в 1937 году, до финиша доехали 82 участника из 129
    На фото 1926 г. велосипедисты красуются на мультиспортивном физкультурном параде, а в 1937-м в стране впервые пройдет масштабное веломероприятие – советский велотур /Archiv Gerstenberg / ullstein bild / Getty Images

    К 1930-м гг. Советский Союз адаптировался к международной изоляции и активно взялся за развитие спорта в стране, устраивая турниры, аналогичные зарубежным. Одним из самых интересных проектов того времени стал советский велотур.

    Изоляционные средства

    Длительное отлучение от мирового спорта в 20–30-е гг. XX в. не мешало СССР культивировать свой собственный. Проводить крупные соревнования, в том числе с участием иностранных атлетов, периодически выезжать за рубеж, устанавливать рекорды, кое-где сопоставимые с достижениями топ-звезд. А если вспомнить, насколько сомнительными в тот период получились четыре Олимпиады подряд, сожалеть об отсутствии на них советских спортсменов не стоит. В 1932 г. зимние Игры в Лейк-Плэсиде и летние в Лос-Анджелесе превратились в открытые чемпионаты США, поскольку из-за высоких транспортных цен мало кто смог добраться до Америки. А через четыре года в Германии – зимой в Гармиш-Партенкирхене, летом в Берлине – Игры прошли под нацистскими знаменами.

    В СССР в те времена было свое олимпийское движение, без МОК. В августе 1928 г. в Москве и Ленинграде состоялась Первая всесоюзная спартакиада. Специально под нее построили стадион «Динамо», а среди семи с лишним тысяч участников было более 600 иностранцев, в том числе из Аргентины, Уругвая и даже Алжира. А в 1937 г. советские атлеты триумфально выступили на III Рабочей олимпиаде в Антверпене, куда съехалось более 1000 спортсменов из 14 стран. Чемпионами стали прыгун с шестом Николай Озолин, боксер Николай Королев, гимнаст Михаил Касьяник и многие другие атлеты из СССР. А футбольный турнир выиграл московский «Спартак», усиленный лидером «Металлурга» Григорием Федотовым.

    В те же дни, когда сборная выступала в Антверпене, страна готовилась к другому грандиозному событию – Всесоюзной многодневной велогонке. 2500 км за 17 августовских дней (14 этапов, три дня отдыха), маршрут Москва – Киев – Минск – Москва. Почти 130 участников, индивидуальный и командный зачеты. «Лидер гонки в личном зачете едет в красной майке», – сообщал рекламный плакат советского велотура.

    Резиновые изделия

    Спортивная пресса в каждом выпуске информировала о подготовке к велотуру, не тая организационных и технических проблем. Скажем, изготовление покрышек для велосипедов на Ярославском резиновом комбинате сдвинулось с мертвой точки только за два недели до старта. Инспекция по трассе выявила «отвратительную дорогу» на этапе Кролевец – Чернигов, после чего он ужался до 188 км, а этап Севск – Глухов стал длиннее на 40 км. А в московском тресте ресторанов и столовых, ответственном за питание на всем маршруте тура, спортивной газете ответили, что они вроде бы что-то такое слышали, но им сейчас совсем не до этого, кормить они никого не смогут, и посоветовали обратиться в трест гастрономов. Неделю спустя после вмешательства замнаркома торговли (в современном прочтении – замминистра) трест ресторанов и столовых включился в подготовку, обеспечив на основных питательных пунктах такое меню: горячее какао, бутерброды, лимонный сок, нарзан, торты, мясные сухари, лимоны и яблоки.

    Попутно «Красный спорт» описывал обстановку на веломногодневке «Тур де Франс», которая проводилась уже в 31-й раз. Французы там проигрывали, и обстановка накалилась до такой степени, что зрители начали закидывать камнями лидеров-бельгийцев, а машины техобслуживания периодически буксировали французских гонщиков. На 16-м этапе в результате череды инцидентов – например, железнодорожный шлагбаум закрылся после проезда француза перед преследователями – лидер бельгийцев Сильвер Мас, а вместе с ним и бельгийская команда отказались продолжать гонку. «Возможно, это последний «Тур», он полностью скомпрометирован» – цитата из западных СМИ, вынесенная в заголовок одной из статей. Прогноз, как известно, не сбылся.

    Спортсмены и колхозники

    Фаворитами советского тура в командном зачете считались «Динамо» и «Спартак». За динамовцев готовился выступить одессит Михаил Рыбальченко, спортсмен во всех смыслах уникальный. Однажды он промчал 30 км (часть маршрута – в противогазе) за 56 минут, а в 1935 г. с группой гонщиков проехал на велосипедах от Одессы до Владивостока! В июне 1937 г. в украинском велотуре – отборочном к всесоюзному – он по итогам 15 этапов опередил ближайшего преследователя более чем на восемь часов и впоследствии вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

    12 августа в 10 часов утра всесоюзный тур торжественно отправился в дорогу. 15 команд на гоночных велосипедах (представители спортобществ) и 10 – на дорожных (рабочие и колхозники) от северных ворот стадиона «Динамо» проследовали через Маяковку на Садовую, миновали Трубную и Добрынинскую площади, Нижние и Верхние Котлы и добрались до 11-го км Серпуховского шоссе. Отсюда уже был дан официальный старт. В 11.30 по маршруту первого этапа Москва – Тула и в общий долгий путь длиной 2534 км выдвинулись «дорожники», в 12.00 – спортсмены.

    В Тулу первым ожидаемо въехал Рыбальченко. Вплоть до Серпухова он не пытался выбиться из общей группы, но, когда до финиша оставалось около 60 км, она развалилась сама собой. «Я вовсе не собирался делать бросок, решил лишь ускорить темп, но мои противники, вероятно, были утомлены и не сидели у меня на колесе, – описывал потом ситуацию лидер. – Когда я оглянулся, то увидел, что они были позади в 100–150 м». 166 км он преодолел за пять с половиной часов, опередив финишировавшего вторым Сергея Вершинина из ЦДКА на девять с лишним минут.

    Сквозь стадо коров

    О колорите соревнований свидетельствуют рассказы очевидцев. Лауреат «дорожного» этапа харьковчанин Владимир Букреев «показал образцы смелости и решительности. На одном из переездов стоял состав вагонов. Спросив, надолго ли задержка, и получив утвердительный ответ, Букреев не стал дожидаться, пока пройдет состав, пролез под вагонами и продолжал путь. Встретив около Подольска стадо коров, он умело проскочил между животными и ушел вперед».

    Не обошлось и без казусов. «Когда мы отправились принимать душ, нам выдали полотенца только после уплаты 50 коп. А у многих из нас при себе денег не оказалось», – жаловался один из участников.

    Далее по курсу Орел, Дмитровск, Севск, Кролевец, Чернигов – и везде Рыбальченко первый. Поэтому даже 2-е место, занятое им на восьмом этапе, – оглушительная сенсация. И где?! В столице родной республики. Опередил лидера его одноклубник москвич Николай Денисов. Ему определенно повезло со жребием: в гонку с раздельным стартом он ушел вторым, не имея перед собой помех, тогда как Рыбальченко стартовал 57-м и вынужден был постоянно кого-нибудь и что-нибудь объезжать. Часть дистанции лидер тура вообще ехал по обочине, практически по тропинке. Он «искусно лавирует по ней, уверенно и смело объезжая столбы, канавы, камни, прорываясь сквозь стадо коров», живописует корреспондент. Но скорости это не добавило.

    А у Букреева, выигрывавшего этап за этапом среди «любителей», спортивная газета отмечает «прекрасную посадку» и «незаурядный педаляж на подъемах и спусках».

    Ноги с вело

    Из Киева в Гомель тур ехал под дождем и с ветерком. Настолько сильным, что вдоль дороги то и дело встречались поваленные деревья. А на следующем этапе, в Могилев, Рыбальченко ломает оба колеса, теряет время на замену и второй раз за всю гонку финиширует не первым. На этот раз его опередил Вершинин.

    Из Минска трио лидеров общего зачета (Рыбальченко, Вершинин, Денисов) и примкнувший к ним знаменитый конькобежец Платон Ипполитов отстучали телеграмму героическим летчикам Михаилу Громову, Андрею Юмашеву и Сергею Данилину, совершившим исторический перелет через Северный полюс в Северную Америку вслед за знаменитым экипажем Валерия Чкалова.

    За 2 км до финиша витебского этапа на Рыбальченко бросилась испуганная лошадь. Воспользовавшись случаем, конкуренты удрали от него и единственный раз за тур не пустили лидера на подиум. Тот взял реванш в Смоленске и Рославле. Причем рославльскую трассу накануне велотура закрыли на ремонт – и велосипедисты ехали вдоль нее. Фактически велокросс. Что-то подобное было и на предпоследнем этапе от Рославля до Юхнова. Страна жила своей жизнью, не велогонкой единой.

    Лирика и критика

    28 августа первая советская веломногодневка завершилась там же, откуда стартовала, – на 11-м км Серпуховского шоссе. Финиш превратился в большой спортивный праздник: лучшие атлеты Москвы в ожидании велосипедистов устроили соревнования по борьбе, акробатике, боксу, волейболу, дзюдо, фехтованию (помостом для него стал кузов грузовика). Затем вдали замаячила алая точка, болельщики хлынули к трассе, оркестр заиграл туш. Под звуки музыки и сквозь тоннель из цветов Рыбальченко пересек черту. Его итоговое время составило 94 часа 4 минуты 58 секунд. Всего до финиша добралось 82 человека из 129 стартовавших. По зачету «рабочих и колхозников» столь же ожидаемо выиграл Букреев. Командным чемпионом стало «Динамо», опередив на девять с лишним часов сборную Наркомата обороны.

    Участникам раздали в общей сложности 62 приза. Самый богатый вручило общество «Зенит» – каминные часы с бронзовой фигурой.

    А напоследок случился «разбор полетов». На подведении итогов победители и призеры жестко раскритиковали организацию тура. Рыбальченко упрекал судей, которые не удосуживались сообщать гонщикам положение в общем зачете, вступали с ними в перепалки и даже оказывали моральное давление. Досталось и московскому велозаводу, выпускающему бракованную продукцию. Другие гонщики высказывали претензии врачебной комиссии, не следившей за здоровьем участников, подтвердили жуткое качество велосипедов столичного производства и указали на хамство некоторых судей. Свою порцию критики получил трест ресторанов и столовых. Но ему было уже не до этого. Шел 1937 год.

    Другие материалы в сюжете