Руководство «Формулы-1» хочет разлучить «Андретти» и General Motors

    Это позволит сохранить в чемпионате 10 участников
    Команду Майкла Андретти, сына чемпиона мира 1978 г. Марио Андретти, не хотят принимать в «Формулу-1» /Zuma\TASS

    Руководство «Формулы-1» намерено вынудить корпорацию General Motors отказаться от сотрудничества с «Андретти» и договориться с одной из уже существующих команд. Это позволит избежать расширения чемпионата с 10 до 11 участников, сообщает агентство Associated Press (AP).

    В данный момент General Motors является техническим партнером «Андретти». В конце сентября 2023 г. присоединение американской команды к «Формуле-1» одобрила Международная автомобильная федерация (ФИА). При этом руководство престижной гоночной серии еще не согласовало заявку «Андретти». В случае ее одобрения команда сможет выступать в «Формуле-1» с 2025 или 2026 г.

    По информации AP, на прошлых выходных во время Гран-при США в Остине возглавляющий команду Майкл Андретти и топ-менеджеры проекта безуспешно пытались встретиться с президентом и исполнительным директором «Формулы-1» Стефано Доменикали. Встречи с Андретти избегали и представители Liberty Media – единоличного собственника «Формулы-1».

    General Motors является одним из крупнейших американских автопроизводителей США. В 2022 г. компания заняла первое место на местном рынке: ее продажи в стране выросли на 3% и составили 2,27 млн автомобилей. Реализация электромобилей компании подскочила на 58%, до 39 179.

    В General Motors еще в августе 2023 г. утверждали, что не будут сотрудничать с другими командами «Формулы-1» помимо «Андретти». В американской «конюшне» придерживались аналогичной точки зрения. Поэтому разрыв союза General Motors и «Андретти» позволит сохранить в «Формуле-1» 10 команд. В тоже время, по данным AP, упускать солидный бренд в «Формуле-1» не хотят, поэтому сейчас автогиганту предлагают договориться с одной из десяти команд.

    Проект «Андретти» поддерживает президент ФИА Мохаммед Бен Сулайем. По его мнению, было бы логично добавить к команде «Хаас» еще один американский коллектив, учитывая, что с 2023 г. «Формула-1» проводит уже три этапа в США. Сулайем прямо указывает, что остальные команды попросту не хотят делить призовой фонд на большее число участников: «Речь в данном вопросе идет только о деньгах», – утверждал он.

    Вместе с тем, как пишет AP, речь идет именно о прохладном отношении к «Андретти» со стороны руководства гоночной серии. Это частично доказывают итоги опроса руководителей четырех команд – Тото Вольффа («Мерседес»), Зака Брауна («Макларен»), Гюнтера Штайнера («Хаас») и Майка Крака («Астон Мартин»). В ходе Гран-при Остина их спросили, не злятся ли они на Майкла Андретти за слова о том, что его команда столкнулась с «личным» противостоянием. В ответ Вольфф и Штайнер отвергли любые предположения об обиде, а Браун назвал Андретти хорошим другом. Крак тоже отметил, что может сказать об Андретти только хорошие слова, поскольку пересекался с ним в гоночной серии «Формула E», где занимал должность руководителя по автоспорту BMW.

    Присоединение «Андретти» к «Формуле-1» зависит и от пересмотра условий договора согласия, по которому любой новый коллектив, намеревающийся участвовать в чемпионате, должен совершить взнос в размере $200 млн. Эти средства необходимы для того, чтобы «Формула-1» удостоверилась в состоятельности подавшей заявку компании. Деньги распределяют между всеми коллективами серии в качестве компенсации за необходимость делить призовые между 11 «конюшнями» вместо 10.

    В новом договоре согласия хотят увеличить размер вступительного взноса до $600 млн, но его подписание состоится только в 2026 г. Действующий «договор согласия» – основополагающее соглашение о проведении турнира между ФИА, командами «Формулы-1» и компанией Formula One Management (она каждый год распределяет между участниками средства от телетрансляций и рекламы). По договору ежегодные выплаты пока получают только десять призеров. В 2022 г. выплаты составляли от $52 млн (столько заработала команда «Торо Россо») до $205 млн.