В современном мире цифровая трансформация охватывает все сферы жизни, и образование не исключение. Новые технологии открывают широкие перспективы для обучения и саморазвития, однако важно понимать не только возможности, но и вызовы, с которыми сталкивается образование в эпоху цифровизации.
Эти вопросы поднимались на Международном муниципальном форуме стран БРИКС, где с докладом выступил Илья Ивановский, директор Центра бизнес-образования и аналитики, партнер в «Яков и Партнеры». Форум — это важная платформа для обмена опытом и идеями между представителями региональных и муниципальных органов управления из стран БРИКС, а также для выстраивания эффективных бизнес-коммуникаций с предпринимателями России и других государств-партнеров.
Выступление Ильи было посвящено цифровой трансформации образования. Пересказываем основные тезисы.
Преимущества цифровых технологий в образовании
Цифровые технологии значительно расширяют географический охват образования, делая его доступным для студентов разных профессий из разных стран. Например, платформы массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) привлекают миллионы студентов со всего мира, предоставляя доступ к знаниям от ведущих преподавателей. На одной из таких платформ зарегистрировано более 15 млн человек, что в разы превышает количество студентов, обучающихся традиционным способом за границей. Эти технологии позволяют легко совмещать обучение с работой, что особенно важно в условиях современного рынка труда, где люди могут менять профессию 3—7 раз за жизнь.
Цифровизация не только расширяет доступ к образованию, но и меняет содержание учебных программ. Важно обучать студентов работе с современными технологиями, такими как искусственный интеллект (ИИ), который помогает ускорить обработку и поиск информации. Более того, учебные программы могут быть адаптированы для фокуса на широкий спектр знаний, если несколько снизить уровень детализации отдельных программ, — благодаря поддержке ИИ, который берет на себя большую часть обработки данных.
Ограничения и вызовы
Несмотря на неограниченные возможности цифрового обучения, очное присутствие (F2F) остается важнейшим фактором успеха в образовании. 53% студентов предпочитают учиться очно, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и лучшем понимании материала при взаимодействии с преподавателями и коллегами в классной комнате. Новые технологии не заменяют этот вид обучения, а дополняют его, предоставляя гибкость в выборе формата.
Влияние науки и бизнеса
Цифровая трансформация образования неразрывно связана с развитием науки. Наука — важнейший драйвер роста не только экономики стран, но и успеха отдельных компаний. Исследования показывают, что компании, которые активно инвестируют в научные исследования и разработки (R&D), демонстрируют лучшие результаты на рынке. Например, 63% предпринимателей, применяющих научный подход в бизнесе, достигают более высоких финансовых результатов.
Однако для того чтобы наука продолжала развиваться, требуется постоянный приток молодых кадров. Большинство нобелевских лауреатов совершили свои открытия в возрасте 30—40 лет. Молодых специалистов необходимо вовлекать в научную деятельность с первых курсов обучения, предлагая им участие в конференциях и научных проектах. Статистика показывает, что посещение научных конференций значительно увеличивает шансы на вовлечение студентов в науку, а участие ученых в одних и тех же мероприятиях способствует началу совместных исследований.
Необходимость конференций и интеграция стран БРИКС
Особую роль в популяризации науки и обмене знаниями играют научные конференции. Для стран БРИКС важно увеличить количество подобных мероприятий, так как в этих странах университетов в несколько раз больше, чем в Евросоюзе, однако количество проводимых научных конференций значительно меньше. В 2023 году в странах ЕС было проведено 42,5 тысячи конференций, тогда как в странах БРИКС — всего 7,6 тысячи.
Повышение научной активности через конференции и обмен опытом может способствовать более тесной интеграции стран БРИКС, которые уже сейчас генерируют больший вклад в мировую экономику (35% мирового ВВП), чем страны «Большой семерки» (30%). Это подчеркивает важность дальнейшего сотрудничества и обмена знаниями между странами БРИКС для достижения глобального прогресса.