Большие деньги для малого бизнеса

Почему растет портфель кредитов МСП, хотя ставки ползут вверх? Каковы цели и направления господдержки МСП в части финансирования? Возможно ли МСП привлечь капитал на фондовом рынке? Какие альтернативные кредитам инструменты финансирования могут использовать предприниматели?

Эти вопросы оказались в фокусе обсуждения участников финансовых дебатов на Дне международной кооперации МСП в рамках ПМЭФ. Организатором сессии «Большие деньги для малого бизнеса. Лайфхаки привлечения кредитов и капитала» стала «ОПОРА РОССИИ», а модератором мероприятия выступил Павел Самиев, председатель Комитета по финансовым рынкам Опоры России, генеральный директор Аналитического центра «БизнесДром». В дебатах участвовали руководители банков, страховых, факторинговых и лизинговых компаний, регулятор и сами предприниматели.

«Портфель кредитов МСП показывает просто удивительную динамику роста, при этом сохраняется низкий уровень просрочки. Вместе с этим, другие инструменты поддержки МСП – лизинг, факторинг, биржевые инструменты также растут феноменальными темпами», – подчеркнул Павел Самиев, приглашая участников к дискуссии.

Старший вице-президент «Промсвязьбанка» Александр Чернощёкин, обратил внимание, что государственная система льготного кредитования – сейчас один из основных таких ресурсов, однако для формирования комплексной поддержки предпринимателей сейчас необходимо совершенствовать механизмы адресной поддержки компаний малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, он отметил, что действующая система критериев отнесения предприятий к сегменту МСБ нуждается в уточнении, ведь в категорию МСП порой попадают дочерние предприятия крупных холдингов, что приводит к тому, что часть государственной поддержки для малого бизнеса получают проекты, связанные с крупными разветвлёнными корпорациями.

На новом порядке предоставления субсидий по программам льготного кредитования, который вступил в силу с 1 января 2024 г. в соответствии с Постановлениями Правительства, сфокусировал речь Анатолий Козлачков, президент Ассоциации банков России. По его мнению, можно предполагать расширение доступности для устойчивых средних и малых банков в кредитовании субъектов МСП, в том числе по проектам технологического суверенитета и структурной трансформации экономики. Важно, чтобы Минфин РФ снял ненужные ограничения, препятствующие доступу малых банков к таким программам».

Далее Ярослав Черешнев, Управляющий директор Цифрового банка Совкомбанка, прогнозировал ре­кордный рост кредитования малого и среднего бизнеса, который, по словам его, пойдёт на спад, но не окажет значительного влияния на реальный сектор экономики: «Я думаю, что спад роста кредитования произойдёт, в том числе, потому что у правительства есть задача по охлаждению экономики. Но при этом я не предполагаю катастрофического падения. Снижение программ господдержки, скорее всего, окажет эффект, но некритичный. Скорее, это перераспределит внимание государства на важные для него отрасли».

Спикеры рассказали об альтернативных финансовых инструментах для бизнеса: лизинге, факторинге, микрофинансировании и других формах. Михаил Брюханов, Председатель Совета Директоров АО «Первоуральскбанка» отметил, что в целом сегмент малого бизнеса довольно специфичен: «Малые предприниматели не так финансово подкованы, как крупный бизнес, хуже умеют готовить отчётность, менее внимательно к этому относятся, поэтому мы постепенно смещаемся в сторону лизинга в работе с МСП. Последствия отсутствия дисциплины в этом случае выглядят для предпринимателей более понятными. Но и кредиты у нас достаточно неплохо обслуживаются, у нас в банке просрочка менее 1%, в том числе и по кредитным продуктам».

Заместитель генерального директора «Газпромбанк Лизинг» Сергей Вологодский сообщил, что на сегодняшний день компаниям МСБ доступны совершенно разные инструменты финансирования – кредиты, лизинг, облигации, цифровые финансовые активы и проч. «Госпрограммы льготного лизинга популярны у клиентов МСБ, поскольку стоимость финансовых продуктов для них наиболее чувствительна. Мы надеемся, что в программу вернётся скидка на приобретение лёгкого коммерческого транспорта и среднетоннажных автофургонов в целях экономичного обновления их автопарков».

Генеральный директор «Аренза» Олег Сеньков отметил необходимость разработки мер поддержки для микробизнеса: «Мы видим, что поддержка есть и со стороны МСП Банка, но если мы говорим о микросегменте, на который приходится 90% сделок на рынке, то здесь пока доступных программ для клиентов нет. Фондирование крайне дорогое, и оно ретранслируется на очень высокие ставки непосредственно для лизингополучателя».

Доцент, к.э.н. Финансового Университета при Правительстве РФ, основатель и учредитель ФАКТОРинг ПРО Илья Покаместов рассказал о новом технологическом способе поддержки МСП, который его компания сейчас прорабатывает: «Наш круг потребителей очень широкий, и они всё чаще и чаще говорят, что хотят заворачивать дебиторку в ЦФА. Те инструменты поддержки, которые уже есть – классические, а вот финансирование тех, кто обращается с ЦФА – это как раз технологически новая история. Однако здесь нужна инфраструктурная и регуляторная поддержка».

Про фондовый рынок и инструменты поддержки, которые существуют на нём, рассказал Дмитрий Таскин, Директор по развитию первичного рынка облигаций, ПАО «Московская биржа»: «Начиная с 2019 года, при суммарном объёме поддержки в 1,5 млрд рублей по линии Минэкономразвития, на биржу вышло более 50 новых эмитентов облигаций, которые привлекли финансирование в объёме более 38 млрд рублей. Если бы не инструменты поддержки, то мы очень большого количества эмитентов на бирже бы не увидели. Реализуемый на бирже механизм «инвестиционного лифта», когда биржевая инфраструктура предоставляет компаниям, находящихся на разных стадиях развития, соответствующие продукты, – начинает давать результаты».

Тему облигаций продолжил генеральный директор инвестиционной компании «Диалот» Егор Диашов: «В 2023 году компаний, решивших впервые выйти на рынок ценных бумаг, было в три раза больше, чем год до этого. Казалось бы, большие ставки должны отпугивать, но этого не происходит. Почему так? Здесь очень большое влияние господдержки, на мой взгляд. МСП Банк за последний год активно включился в предоставление якорных инвестиций компаниям субъектов МСП.

А в дебютах именно МСП-компании в штуках дают наибольшее количество: на них приходится порядка 80%».

Опытом выхода на IPO поделился генеральный директор ПАО «МГКЛ» Алексей Лазутин: «Нужно просто настроить те правила, которые уже есть, причесать их. Этого может быть достаточно, чтобы двигать с учётом опыта иностранных государств рынок акционерного капитала вперёд даже без финансовой поддержки государства».

О необходимости создания реестров оценочным и аудиторским компаниям, а также рекомендаций по раскрытию для МСП поделилась Элла Гимельберг, генеральный директор «Прагматик». Элла выделила две проблемы, которые видит в работе с МСП. Первая – сложности, связанные с законодательством, которое имеет примерно одинаковые требования как к крупным корпоратам, так и к сегменту МСП. Вторая – отсутствие навыка выстраивать инвестиционную репутацию у компаний МСП.

О важности выбора надёжного аудитора рассказала Юлия Богунова, генеральный директор ИНТЭК-Аудит: «Сообщество аудиторов в лице Комитета аудиторских организаций на финансовом рынке (КАО ФР) собирается обсудить с Московской биржей возможность внесения в правила листинга наличие аудиторского заключения у будущего эмитента от аудитора из реестра ЦБ РФ.  Это создаст определённый фильтр при выходе на биржу и более серьёзный подход к оценке».

Евгений Самойлов, генеральный директор «Русаудит», выделил в своём выступлении три фактора, которые, по его мнению, сдерживают компании с точки зрения подготовки качественной отчётности. «Первый – это отсутствие в принципе навыка презентации информации. Наш совет – как можно раньше обращаться к аудиторам и готовить правильную, достаточную отчётность. Второй фактор – это достоверность информации. Компании МСП не привыкли делать отчётность достоверной и во взаимодействии с аудиторами здесь возникают существенные сложности. Третий фактор – это в целом наличие группы компаний – потенциальных эмитентов, которые до сих пор живут по принципу «кто платит НДС – тот трус».

О ситуации с рейтингами эмитентов рассказал Павел Митрофанов, генеральный директор «Эксперт – Бизнес-решения»: «С точки зрения охвата нашего рынка эмитентов рейтингами – всё уже достаточно неплохо. Большинство новых эмитентов выходит на биржу так или иначе с рейтингами. Если смотреть на то, что происходит с их рейтингами в динамике – картинка тоже достаточно хорошая: рейтинги не падают, снижений очень мало. В этом я вижу заслугу “сита”, которое есть на бирже и которое также обеспечивают и рейтинговые агентства, а также заслугу вынужденной ответственности тех, кто дошёл до рынка публичного долга».

Сергей Савинов, генеральный директор «Интерлизинг» выделил несколько факторов, которые позволят обеспечить должный уровень транспарентности для инвесторов в лизинговую отрасль и вместе с этим низкий уровень дефолтности. Первое – это взаимодействие с различными общественными организациями: ассоциацией лизинговой отрасли, владельцев облигаций, ЦБ РФ и рейтинговыми агентствами. Второе – это активное участие на публичном рынке. Третье – это, конечно, субсидирование.

О преимуществах и недостатках работы с ЦФА рассказала финансовый директор финтех-сервиса CarMoney Ольга Мямлина: «Если говорить про преимущества ЦФА, то это прежде всего скорость. С момента принятия решения о размещении до непосредственного выпуска может пройти всего 2–3 дня. Второй момент – это более гибкое регулирование, а также существенно ниже инфраструктурные издержки. Ну и, наконец, это возможность предложить индивидуальные гибкие условия и структуру продукта инвестору. Это касается ставки купона: она может быть фиксированной, плавающей, её можно привязать к прибыли компании, тогда это вообще уже аналог дивидендной истории».

Страховые компании тоже выразили заинтересованность в инвестировании в различные инструменты, которые могут использовать для привлечения капитала и долга МСП. Управляющий директор «СберСтрахования жизни» Евгений Щекланов рассказал о том, что страховщики жизни могут стать поддержкой будущего развития малого и среднего предпринимательства в России: «Несмотря на то, что большая часть денег инвестируется в ОФЗ и ценные бумаги крупных эмитентов, страховщикам жизни интересен и рынок малого и среднего предпринимательства. Финансировать развитие производственного и технологического

сектора в МСП возможно при содействии страховщиков жизни, которые могли бы использовать инвестиции в цифровые финансовые активы (ЦФА)».

У страховых компаний в то же время есть другие механизмы поддержки малого бизнеса. Генеральный директор «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич поделился своим взглядом на поддержку субъектов МСП с помощью коробочных страховых инструментов: «Появление новых коробочных решений, разработанных специально под задачи малого и среднего бизнеса, делает страхование более доступным. Мы видим основным каналом привлечения предприятий МСП банки, потому что на сегодняшний день растёт их заинтересованность. Банки делают специальные комплексные предложения для малого бизнеса, а мы дополняем их страховой составляющей».

Продолжил дискуссию член Совета директоров Страхового Дома ВСК Роман Фролов. Он поделился достаточно неожиданным форматом взаимодействия с представителями МСП: «Сейчас мы воспринимаем представителей МСП не только как клиентов, но и как партнёров. Мы запустили программу франшизы от ВСК, когда любой молодой предприниматель, любой предприниматель не из отрасли страхования, может приобрести франшизу ВСК и заняться именно предпринимательством в страховании. Для нас это новый осмысленный подход в работе с малым и средним бизнесом».

В завершающей части дебатов свои позиции озвучили представители институтов поддержки бизнеса и регулятора:

Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов сообщил, что Московский гарантийный фонд выбрал в этом году более консервативную стратегию. Мы отказались от ряда послаблений при рассмотрении заявок, вернулись к более строгому анализу заёмщиков. В целом мы это запланировали в прошлом году. Сейчас у нас акцент на компаниях приоритетных отраслей, которые наиболее важны для города».

Председатель Правления «МСП Банка» Иван Подберезняк привел данные о льготных программах кредитования МСП, включая льготную программу кредитования высокотехнологичных компаний и программу зонтичных поручительств Корпорации МСП, которые зарекомендовали себя как важный драйвер роста кредитования сегмента МСП. «В прошлом году бизнес получил кредитов более чем на 300 миллиардов рублей, поддержанных именно зонтичным поручительством. И мы видим, что объёмы продолжают расти. Также мы видим рост и на облигационном фронте. Очень надеемся, что комплементарные меры поддержки в части субсидирования купона и возмещения затрат всё-таки вернутся в том объёме, которого рынок ждёт, потому что это неплохое подспорье».

«Сейчас мы находимся прямо внутри процесса структурной перестройки экономики, и это оказывает существенное влияние на изменение спроса и предложения», – рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. Резюмируя предыдущие выступления, он констатировал, что кредитование сегмента МСП показывает рекордную динамику, а также выделил нарастающий интерес инвесторов к сегменту быстрорастущих технологических компаний и важную роль краудинвестинга для тех компаний, кто ещё не готов к выходу на фондовый рынок. Михаил Мамута пояснил позицию Банка России: «ЦБ старается развивать меры финансовой поддержки МСП в комплексе, в формате «инвестиционного финансового лифта». Умение бизнеса сочетать существующие инструменты в зависимости от размера компании, потребностей и условий позволяет ему оказаться в стратегическом выигрыше. Представитель регулятора указал, что ЦБ также поддерживает идеи по более качественному образованию для бизнеса и разработку методологий для подготовки предпринимателей.  

ФСКМБМ по материалам АЦ «БизнесДром», Национального банковского журнала (июнь 2024) и ПМЭФ

Другие пресс-релизы