Коронавирус, декарбонизация и «черные лебеди»
Старые и новые факторы, которые будут влиять на рынкиВ 2022 г. коронавирус продолжит влиять на мировые рынки даже вне зависимости от новых штаммов и силы их воздействия на человека, единодушны аналитики. Но если COVID-19 продолжит распространяться весь 2022 год, новые ограничения станут уже более устойчивым препятствием для роста мировой экономики, пишет Bloomberg со ссылкой на глобального директора по инвестициям в акции Fidelity International Ромена Бошера. Пока нет и намека на то, что пандемия заканчивается. Так, появление нового штамма омикрон уже серьезно напугало инвесторов. За два дня – 30 ноября и 1 декабря – индекс волатильности Чикагской биржи опционов VIX (его еще называют индексом страха) подскочил на 35,5%, достигнув максимума с начала 2021 г. За этим последовала волна распродаж на фондовых площадках, рынках сырья и валют развивающихся рынков, но уже в первых числах декабря паника закончилась.
Главное отличие омикрона – его быстрое распространение при меньшем уровне смертности, чем у дельта-штамма, на что указывают первые данные ученых ВОЗ. Такое сочетание вписывается в обычную схему эволюции вирусов и в конце концов омикрон заместит более опасный и менее заразный дельта-штамм, превратив коронавирус в некое подобие сезонного гриппа, пишут аналитики JPMorgan. Но и это может оказаться новым сигналом для рынков – скорое окончание пандемии может вызвать ралли в определенных активах, предупреждают эксперты банка.
Омикрон осложнит ситуацию, но не сильно, пишут аналитики ING. С одной стороны, этот штамм более заразный и менее восприимчивый к вакцинации, но и менее смертельный, объясняют они, поэтому локдаунов по большей части не потребуется, восстановление экономик и ужесточение денежно-кредитных политик продолжатся. Но если текущая информация о летальности нового штамма окажется слишком оптимистичной, избежать локдаунов вряд ли удастся, отмечает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин, только экономике США это может стоить до 3% ВВП. Новые локдауны в разных регионах мира приведут к сохранению логистических проблем, а значит, к замедлению глобальной экономики, согласен директор по инвестициям УК «Сбер управление активами» Ренат Малин. И даже страны с нулевой толерантностью к COVID-19 столкнутся с проблемами, отмечают аналитики ING. Например, Азию за пределами Китая будет ждать догоняющая вакцинация, но состояние платежных балансов будет ухудшаться из-за опережающего роста импорта товаров по сравнению с въездным туризмом, предупреждают они.
Растут ставки…
Если же вирус и исчезнет, он все равно будет продолжать влиять на фондовый рынок: у властей пропадут причины для фискального и денежно-кредитного стимулирования – двух основных драйверов рынка в 2021 г. Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Джером Пауэлл уже заявил о более скором сворачивании программы скупки гособлигаций для борьбы с растущей инфляцией. ФРС с января 2022 г. будет в 2 раза быстрее сокращать свою программу выкупа активов – на $30 млрд в месяц, говорится в заявлении ведомства. Такими темпами программа будет полностью завершена в марте 2022 г. В октябре 2021 г. индекс потребительских цен вырос в США на 6,2% в годовом выражении, а предпочитаемый ФРС показатель – индекс цен на личные потребительские расходы (PCE) составил 5%. В обоих случаях это максимум с 1990 г.
Инфляция в США будет превышать 3% весь 2022 год из-за дефицита предложения на рынке труда и узких мест инфраструктуры, считают аналитики ING. Если материализуется базовый сценарий с новым штаммом, ВВП США может вырасти на 4%, что в сочетании с повышенным инфляционным давлением будет означать ускоренное сворачивание программы количественного смягчения и как минимум два повышения диапазона ставок по 25 базисных пунктов (б. п.). Пока ожидается два повышения ключевой ставки в США: в июле – на 0,25 б. п., а затем в IV квартале – также на 0,25 б. п., говорит Малин.
Такое возможное ужесточение монетарной политики ФРС – это даже больший фактор риска для фондовых рынков, чем распространение нового омикрон-штамма коронавируса, пишет Bloomberg со ссылкой на отчет аналитиков Morgan Stanley. Сокращение программы количественного смягчения приведет к падению рынка, как это всегда происходит на стадии любого восстановления, говорится в отчете. Но главный риск даже не в росте ставок, а в резких и непрогнозируемых действиях ЦБ на рост инфляции и другие события, говорит Малин. Хотя мировые ЦБ стараются снижать риски неопределенности в финансовой системе, сглаживать их, что позитивно для рынков акций на фоне роста или восстановления экономик, отмечает он.
…и инфляция
Инфляция – сама по себе долгосрочный риск для всех рынков. Уязвимы к значительному росту инфляции страны Центральной и Восточной Европы, США, что создает риски агрессивных мер монетарной политики, пишут аналитики ING. Если ценовое давление сохранится или даже усилится, ситуация может усложниться, а значит, страны перейдут к еще более резкому повышению ставок. Для инвесторов это означает, что акции перестанут защищать от инфляции: устойчивый рост цен выше 4% ведет к снижению прибыли и котировок акций, цитирует Bloomberg директора отдела макроэкономики Lombard Odier Флориана Иелпо. А для стран с большими долгами стоимость займов вырастет, соответственно, рыночная ликвидность будет истощаться, отмечает он. Фондовый и кредитный рынки стран находятся в крайне нестабильном положении, согласен главный экономист и директор по инвестициям Saxo Bank Стин Якобсен (его цитирует Reuters).
Стимулировать рост инфляции может еще один долгосрочный тренд – переход к климатической нейтральности. Экологическая повестка и поиск проектов, соответствующих критериям ESG, становятся все более актуальными. Но более высокие цены на углерод и экологические налоги увеличивают производственные затраты для промышленных предприятий, а недостаточные инвестиции в добычу нефти способствуют резкому скачку цен на энергию. Такие тенденции могут замедлить экономический рост, еще больше ускорить инфляцию и негативно отразиться на производстве. При этом интерес к новому сектору – электромобилям – и его цепочке создания стоимости будет только расти, говорит Малин: для удовлетворения экологического запроса и поддержки устойчивого развития важно разрабатывать и использовать альтернативные более экологически чистые источники энергии для передвижения. Несмотря на риски для экономик, для инвесторов декарбонизация тем не менее создает беспрецедентные возможности, предупреждают экономисты Saxo Bank. Классический пример – Tesla, акции которой с начала прошлого года выросли более чем на 1000%.
«Черные лебеди»
Не обойдется в 2022 г. и без «черных лебедей». Потенциально «черные» или «белые лебеди» таятся повсюду: от промежуточных выборов в США до президентских выборов во Франции и от напряженности на Тайване до полномасштабного кризиса в экономике Турции после падения лиры, пишет Bloomberg. Кроме того, инвесторам придется учитывать перебои в цепочке поставок и глобальное потепление.
Не меньший риск создает геополитика. Пока рынки не отреагировали на заявления госдепартамента США о рассматриваемой возможности изолировать Россию от мировой финансовой системы в случае эскалации событий на Украине. О том, что США с союзниками рассматривают весь спектр возможных мер против России, сообщила поздно вечером 7 декабря заместитель госсекретаря Виктория Нуланд в ходе слушаний в комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса США. Но сам риск введения санкций – это уже повод для нервозности рынков, неоднократно предупреждали аналитики.