Интерьер по типу личности: советы экспертов
Сегодня при выборе стиля и цветовой гаммы домашнего интерьера дизайнеры все чаще полагаются не только на вкус и модные тренды, но и на психологические особенности клиента, на его психотип, и для подобного подхода есть научные основания.
«В зависимости от доминирования тех или иных свойств личности ученые классифицируют несколько основных психотипов: истероидный, шизоидный, гипертимный (жизнерадостный), эмотивный (чувствительный), тревожный и др.», – рассказывает психолог Наталья Балаян, член арт-терапевтической ассоциации России. Для определения психотипа человека существуют различные тесты, и не последнюю роль в этих тестах играет цвет. Поэтому, оказавшись у кого-то в гостях, по цветовой гамме теоретически можно даже составить психологический портрет хозяина дома.
«Активное применение в психологии научных тестов, основанных на предпочтении цвета или комбинаций цветов испытуемого для определения наиболее устойчивых черт его личности и функциональной деятельности, как раз и лежит в основе определения психотипов. Это, например, тест Люшера, в котором тестируемому дается восемь карточек и предлагается выбирать и откладывать карточки в соответствии с предпочитаемой палитрой, – продолжает Балаян. – Опираясь на подобные исследования, можно выделить простые закономерности: если в интерьере превалирует серый, то здесь живет вдумчивый человек, мягкий и скромный. Красный свидетельствует о целеустремленной, эмоциональной натуре, синий – об уверенности в себе и спокойном нраве».
Но в жизни, конечно, все гораздо сложнее. И, по опыту дизайнеров, не всегда есть прямая корреляция между цветом и характером, убеждена Триша Гилд, основательница и креативный директор компании Designers Guild, специализирующейся на настенных покрытиях. «Безусловно, так же, как и одежда, дом является отражением нашей индивидуальности. Если вы уверенный в себе человек, то в оформлении дома это будет хорошо считываться. Но не всегда именно с точки зрения цвета: это может быть, скажем, «сильная» текстура, четкие мебельные формы. Или если вы, допустим, общительный человек, это не обязательно значит, что в интерьере будут преобладать яркие цвета! И, напротив, я знаю спокойных, мягких людей, которые обожают броские краски в интерьере. Я потратила много лет, убеждая людей не следовать моде или каким-то правилам, а найти личную палитру, гамму, в которой они будут чувствовать себя хорошо».
Также на выбор цвета влияют не только личные факторы, но и социо-культурная, социо-экономическая среда. «Многие люди сегодня интересуются дизайном интерьера, но им сложно определиться с выбором. Тут на помощь приходят различные онлайн-платформы, такие как Pinterest и Instagram, – рассуждает Патрик О’Доннел, эксперт по цвету, амбассадор компании Farrow & Ball. – В последние полтора года большое влияние на выбор цвета, вне всяких сомнений, оказала пандемия. Мы много времени проводили дома, который сделался средоточием многофункциональной деятельности. И я обратил внимание, что люди ушли от привычных белых стен к уютным тонам – к ностальгическим пастельным (нежно-розовый, оливковый), к природным, темным оттенкам, создавая с их помощью «защищенные» пространства».
Ну и, конечно, сам дом, его наполнение, освещение становятся важными факторами в выборе цвета. «Скажем, у вас в комнате есть зеленый диван, который вам дорог. И тут никуда не деться – придется обеспечить ему нейтральный гармонирующий тон. Также никогда нелишне задуматься о количестве света в помещении, будет ли комната использоваться в основном днем или же вечером при искусственном свете. Так, в зонах, где мало естественного света, я советую использовать все цвета только из одного цветового столбца на карточке цветовых шкал. Таким образом вы можете получить гармоничную схему, которая также имеет высокую отражательную способность», – советует Дэвид Моттерсхед, владелец и управляющий британской компании Little Greene.
Тем не менее всевозможные психологические классификации сегодня очень помогают в работе с цветом оформителям интерьеров, и у каждого дизайнера или продавца красок эти психоградации свои. Так, в оптовом магазине лакокрасочных материалов Kraska Store пользуются специальной колер-картой, основанной на четырех психотипах, метафорически связанных с временами года.
«Очень важно определить комфортный психологический цвет для клиента, а многие заказчики поддаются моде и требуют те цвета, которые им совсем не подходят по психотипу. Мы в своей работе используем четыре классификации: весна, лето, осень, зима, – рассказывает Ольга Рузманова, руководитель Kraska Store. – Психотип «весна» – эти люди радостные, легкие, они обожают шумные компании, они умны, но не любят фундаментальные науки. Цвета, которые им подходят, чистые, солнечные, яркие и чаще всего теплые. А, например, люди «осень» ценят уют и спокойствие, им важна тактильность, теплые семейные посиделки. Их гамма состоит из естественных природных оттенков, которые, кстати, на данный момент являются самыми модными».
Некоторые дизайнеры интерьера применяют психологические спецификации при создании не только цветовых решений, но и всей концепции домашнего пространства. «Я изучала тему влияния цвета на человека и во время учебы на архитектурном факультете, и с медицинской точки зрения. Да, цвет имеет влияние и на психологию, и на физиологию, но не стоит забывать и о других аспектах: форме, ритме, свете и композиции, – говорит Юлия Шарапова, дизайнер интерьеров, руководитель студии ЧТД. – Кроме того, я стараюсь понять, что действительно нужно человеку, исходя из его увлечений, образа жизни. Например, для людей творческих или увлекающихся я создаю многофункциональный интерьер, способный к трансформациям, или наполненный отдельными узкоспециализированными помещениями (мастерская, сложная кухня, домашняя пивоварня и т. п.). Для прагматиков, занятых людей, тех, кто хочет дома расслабиться и уйти от забот, подбираю четкие сценарии без лишних «наворотов». Впрочем, стилистически сейчас вне зависимости от психологического типа людей преобладают одни и те же «метки» (все-таки от моды никуда не деться). Большинство хочет современный минималистичный интерьер с оттенками той или иной стилистики: эко, нью-ар-деко, скандинавской или нью-ретро».
А, например, Елена Крылова, дизайнер домашних и общественных интерьеров, руководитель Студии интерьерного дизайна Елены Крыловой, опирается в своей работе на соционику уже на начальном этапе общения с заказчиком, еще до всякого выбора обоев или люстры. «В начале своей карьеры дизайнера интерьеров я очень внимательно изучила «соционику» в дизайне, ведь уже тогда понимала, что часто ко мне обращались заказчики, которые «не знают, чего хотят», и было бы здорово уже на этапе первой встречи предугадать их желания, в зависимости от их поведения, голоса, внешнего вида и разговора».
«Соционика выделяет 16 типов, которые для лучшего запоминания названы именами известных личностей: Достоевский, Гамлет, Дюма, Есенин и пр., а основное деление происходит по четырем типам: логика, этика, сенсорика, интуиция, – объясняет Крылова. – К примеру, люди, относящиеся к типам «интуитов», воспринимают жизнь через эмоции, их мало волнуют вопросы эргономики и комфорта. Поэтому, если, например, на встрече построить с ними разговор оперируя эмоциональными фразами о ярких красках и «вау-эффекте», то впечатление можно произвести уже сразу. А работа с «этиками» строится на общении, поэтому на презентациях мы, как правило, оперируем не чертежами и планировками, а самим процессом взаимодействия: поездками по шоурумам и тонкостями строительного процесса».
Итак, обращение к психологическим теориям облегчает работу профессионалов, а заказчикам помогает сделать правильный выбор. Впрочем, как всегда, жизнь богаче всяких теорий, и в течение жизни устоявшиеся стилистические предпочтения и психологические правила могут меняться.
«Вы замечали, например, что в новый период жизни нам обычно хочется что-то поменять и в интерьере? Соответственно, психотип может быть выражен в разное время жизни по-разному, и мы можем менять свои интерьерные пристрастия, – говорит Наталья Балаян. – Предпочтение того или иного цвета или стилистического решения обычно неосознанно, но мы можем влиять на свое будущее, внося изменения в реальное настоящее. Мой совет: чтобы спровоцировать изменения в жизни, начать надо с изменений в окружающем пространстве: добавьте новые цвета, разгрузите обстановку от ненужных вещей или измените стиль декора в соответствии с той социальной ролью, которую вы хотите играть и с тем типом человека, которым вы хотите стать!»