Добро напрямую

Крупные филантропы все чаще хотят видеть, как их взносы помогают делать мир лучше. Чем это вызвано?

В последние годы в благотворительности неизменно участвует 50 млн россиян – то есть больше трети населения страны, составляющего, по оценкам Росстата, чуть больше 146 млн человек. 

При этом 35% благотворителей за последние два года так или иначе изменили свое отношение к этой деятельности, показало совместное исследование «Профессиональная благотворительность в России 2023», проведенное консалтинговой компанией Frank RG и Sber Private Banking. Его респондентами стали крупнейшие российские благотворительные профессиональные НКО, состоятельные филантропы и другие частные жертвователи. 

Как выяснили аналитики, большинство фондов адаптировались к новой реальности, оправившись от шока 2022 года, вызванного уходом иностранных доноров и разрушением многих механизмов сбора средств. Они диверсифицировали источники пожертвований, подключили новые сервисы для сбора массовых взносов, начали больше работать с грантами и крупными филантропами. В прошлом году частные жертвователи принесли фондам 55% средств, юрлица – 30%, остальное пришлось на гранты, программы кешбэка с банками и т. д. 

Изменения в настроении благотворителей тоже показывают положительную для сектора динамику: 56% доноров теперь жертвуют больше, чем раньше, и только 22% – меньше. Объем пожертвований в 2023 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 12% до 405–436 млрд рублей. До 120 млрд рублей из этого пришлось на средства частных лиц, в том числе около 30 млрд рублей составили дотации благотворителей с состоянием от $1 млн (так называемых HNWI). 

В среднем состоятельные клиенты переводят фондам по 600 000 руб­лей в год, а другие жертвователи – до 29 000 рублей. И уже около четверти поступлений от частных доноров может приходить за счет программ по округлению стоимости покупок и перечислению кешбэка: в среднем это по 3000 рублей от обычных жертвователей и до 28 000 рублей – от состоятельных россиян, указано в исследовании. 

Есть деньги — нет проблемы

Около 13% доноров – участников исследования сообщили, что теперь их деньги пойдут на другие цели. Кого же сейчас считают нужным поддерживать россияне и как?

Самым популярным направлением пожертвований по-прежнему остается поддержка социально уязвимых групп населения – им помогают 60% фондов и филантропов. Чаще всего их средства идут на лечение больных детей. 

Но среди HNWI-филантропов почти в два раза выросла доля поддерживающих образование, науку и/или культуру и искусство. 

Большинство фондов отметили, что крупным донорам стали интересны новые, ранее не самые популярные направления благотворительности. Ощутимо выросло число тех, кто жертвует на восстановление территорий после чрезвычайных ситуаций: среди обычных граждан с 8,2 до 21,2%, а среди филантропов – с 15 до 23%. Все категории доноров стали чаще перечислять деньги на проекты, напрямую или косвенно связанные со СВО, отмечают авторы исследователя. 

Еще ближе к культуре

Сейчас всем жертвователям еще больше, чем раньше, хочется, чтобы их средства шли на решение конкретных социально значимых проблем, и желательно адресно.

Этот тренд изменил и вывел сотрудничество филантропов с организациями из сферы культуры на новый уровень. В 1990-е их партнерство, как правило, сводилось к финансовой поддержке, покупке или возвращению экспонатов, произведений искусства на Родину, реставрации, напоминает Саша Болдырева, исполнительный директор ассоциации грантодающих организаций «Форум доноров». Сегодня деятельность филантропов больше направлена на поддержку культуры внутри страны, развитие территорий, институциональную и профессиональную помощь музеям, причем доноры готовы поддерживать не только крупные и известные культурные учреждения, продолжает она. 

Но из-за возникших международных барьеров и санкций крупные филантропы все чаще действуют анонимно, отмечает Болдырева. «К сожалению, наш клиент под международными санкциями, при этом у него много иностранных активов и живет он за рубежом, поэтому сейчас он опасается упоминать о своих инвестициях в Россию, пусть даже в самые правильные и нужные проекты», – объясняет юрист одного из российских миллиардеров. 

Сам же музей как институция за последние годы тоже сильно трансформировался: из классического хранилища произведений искусства и древностей он превратился в сложное культурное пространство с задачами и потребностями развлекать и образовывать аудиторию, продолжает Болдырева.

Меценаты, частные благотворительные фонды и корпорации финансируют разработку и внедрение образовательных программ для сотрудников музеев, обучают новым технологиям и поддерживают проекты по цифровизации, организуют обмен опытом, делают музеи более доступными для посетителей и инклюзивными.

35% благотворителей изменили отношение к своей деятельности за последние два года

Например, фонд «Доброта Севера» при поддержке Северстали реализует в музеях Севера программу подготовки наставников для обмена опытом и передачи знаний в музейном деле. «ОМК-Участие», фонд «Объединенной металлургической компании», финансирует создание на базе музея истории Выксунского металлургического завода в городе Выкса Нижегородской области ресурсного центра по социокультурной инклюзии.

Центр сделал музей доступным для людей с ограниченными возможностями, проводит для них инклюзивные занятия, разработал спецмаршруты как по своим экспозициям, так и по городским достопримечательностям и даже по производству ОМК и адаптировал для них ежегодный социокультурный «Выкса-фестиваль». 

Задачи по развитию территорий вместе с музеями решают и девелоперы. Например, компания «Прайм Лайф», возводящая ЖК в Нагатинской пойме, поддержала разработку гида-путеводителя по району Нагатино-Садовники при участии Музея Москвы. 

«Создание путеводителя – часть проекта «Москва без окраин», цель которого – показать многообразие города, ведь все больше людей стремятся исследовать район, в котором они живут или работают», – объясняет директор Музея Москвы Анна Трапкова. Такой подход способствуют развитию территорий и росту внутреннего туризма, уверен научный сотрудник музея Антон Кальгаев.