Чужие у вас дома: необычные творения MB&F в союзе с кудесниками от механики

Космический корабль, ползущий по стене паук и даже мигающий робот

Все, что придумывают в независимом авангардном часом бренде MB&F, и все, с чем имеют дело в принадлежащей ему M.A.D. Gallery, принято называть «часовыми машинами» или просто «машинами».

Наручные часы MB&F и правда смахивают на футуристические по стилю и кинетические по сути трехмерные «машины», словно взятые из некой космической саги – и недаром, ведь вдохновлены они «Звездными войнами» и супергероями комиксов, в обществе которых Макс Бюссер, идеолог и владелец бренда, провел свое детство.

С тех пор как успешный топ-менеджер из часовой индустрии основал в 2005 году бренд Maximilian Busser and Friends, он со своими друзьями-коллегами, независимыми специалистами в разных часовых дисциплинах, реализовал наручные часы под названиями Horological Machines и Legacy Machines. И если от самой первой «машины» в 2008 году индустрия была в шоке, настолько из ряда вон выходящим тогда был ее облик, то две из последующих девятнадцати «машин» дважды удостаивались наград на самой престижной Grand Prix d’Horlogerie de Geneve. И MB&F сегодня остается успешным авангардным брендом, впрочем, не только благодаря наручным механизмам.

В 2012 году Бюссер открыл в Женеве M.A.D. Gallery – в этой беспрецедентной арт-галерее стали представлять невероятные кинетические объекты и механические «машины» – все, что приходило в движение благодаря своим техническим характеристикам. И тем самым «безумный» Макс открыл миру множество замечательных мастеров-кулибиных, фанатиков своего дела из разных точек планеты, которые в большинстве прозябали в безызвестности и безденежье. M.A.D Gallery изменила их жизнь, для Бюссера неожиданно стала прибыльным делом, а ее филиалы открылись в Дубае и Тайбэе.

«В череде бесконечных деловых поездок по миру и в «путешествиях» в сети я то и дело встречал замечательных мастеров, чьи необычные механические объекты вызывали у меня неизменный восторг, — вспоминает Бюссер. – И однажды подумал: а не соединить ли все это в одном месте? Куда все любознательные могли бы свободно приходить изучить эти «машины». Так родилась идея M.A.D. Gallery».

Эти же галереи одновременно стали и пространством, где неплохо продаются наручные часы-«машины» MB&F и где, с 2013 года, также представлены создаваемые брендом собственные «диковины».

Успешно реализованную в создании наручных часов идею сотрудничества с узкопрофильными независимыми специалистами, которые воплощали в жизнь оригинальные идеи Макса и привносили свои собственные, Бюссер перенес и на создание объектов, выпущенных ограниченными сериями – разве диковин может быть много? На данный момент придумано тринадцать объектов, и реализованы они исключительно силами швейцарских специалистов, хотя к их облику приложили руку авторы из разных частей света.

«Мы с Максом сразу «узнали» друг друга – он сумасшедший, но и я ничуть не меньше. К тому же был я готов сотворить нечто вне традиционной музыкальной шкатулки, априори старомодной вещи, – рассказывает Курт Куппер, исполнительный директор Reuge. – Бюссер предложил нам то, что разрушило консервативный образ бренда и заставило потенциальных покупателей улыбнуться мечте детства».

«Я никогда не планировал создавать собственные объекты, но меня все больше будоражили новые экспонаты из галереи, и параллельно я стал членом жюри в конкурсах молодых технических талантов, что тоже наводило на мысли... Один из них, китайский дизайнер Шин Ванг, так рвался работать с нами, что я дал ему шанс нарисовать с моих слов разные штуковины. Так он стал автором облика Music Machine №1, Astrograph, Starfleet Machine. К последующим объектам мы привлекали другие таланты из художественной школы Лозанны...» – вспоминает Макс, который с эскизами на руках стал искать тех, кто эти объекты мог бы реализовать, – моментально согласились все.

Первым таким объектом в 2013 году стала музыкальная шкатулка, созданная совместно с Reuge, старинной компанией, которая более полутора веков выпускает играющие музыку объекты. Выглядела Music Machine № 1 словно футуристический космический корабль и играла среди прочих тему из саги «Империя наносит ответный удар».

Совместно с Reuge Бюссер реализовал еще две Music Machine – в 2014 и 2015 годах, – и они выглядели как парящие в космосе корабли-одиночки, но разной «модификации». А в 2017 году компании представили творение, над которым «колдовал» третий участник, Николас Курт, специалист по микромеханике. Музыкальная шкатулка Kelys & Chirp в виде черепахи при нажатии на хвост-рычаг сначала начинала неспешно двигаться, а затем в ее панцире открывался верхний элемент с выскакивающей птичкой и та выдавала веселые трели. По сути этот объект был автоматоном с музыкальной шкатулкой внутри.

Вторым объектом единомышленников стал гигантский паук-арахнид на восьми тонких ногах-подставках, тело которого L’Epée превратили в часы. Следом настал черед роботов, почти таких же верных «товарищей», каким был R2-D2 для Люка Скайуокера – о нем в детстве мечтали и Бюссер, и Арно. В 2015 году появился Melchior, год спустя – Balthazar и еще через год – Sherman. Все три объекта являются настольными часами с «прыгающей» индикацией часа, плавной индикацией минут, на двух дисках, двойным ретроградным секундным указателем и запасом хода от 35 до 40 дней. Любопытно, что ретроградные индикаторы с 20-секундным рабочим циклом являются глазами робота, и возникает ощущение, что робот подмигивает владельцу. Окончательно «оторваться» от земли MB&F и L’Epée решили, создав в 2017 году объект Destination Moon – модель космической ракеты, внутри которой расположился цилиндрический часовой механизм.

Не менее интересным стал союз MB&F с компанией L’Epée, еще одним существующим с 1839 года специалистом в первоклассных масштабных часовых механизмах, последним в своем роде в Швейцарии. В 2014-м появился объект Starfleet Machine – купол, держащийся на межгалактического вида треножнике, являлся настольными часами с оригинальной индикацией времени.

«Идеи MB&F просто снесли мне голову. Как и Макс, я большой фанат научной фантастики, поэтому, когда он предложил мне реализовать подобный дизайн, я не мог не принять такой вызов», – рассказывает исполнительный директор L’Epée Николя Арно.

Мы в каком-то смысле помогли привлечь внимание к компаниям, которые до нашего сотрудничества немного застряли в прошлом. Теперь они получили огромный пиар и сами начали вдохновенно творить в футуристическом стиле
Максимилиан Бюссер
Идеолог и владелец бренда Maximilian Busser and Friends

Еще одну идею космических путешествий, но уже в пишущем инструменте Бюссер воплотил в 2016 году в союзе с фирмой Caran d’Ache. Благодаря хитроумной конструкции с ракеты Astrograph снимались модули и оставалась лишь авторучка.

Ну и два последних объекта MB&F вновь создали с L’Epée. Появившийся в прошлом году гигантский осьминог Octopod по образу и подобию Starfleet Machine и Arachnophobia стоит благодаря «осьми» ногам, а часы красуются в его теле – прозрачной круглой капсуле. The Fifth Element, достижение нынешнего года, являет собой галактического вида часы-метеостанцию, которая содержит в пяти автономных капсулах сборной конструкции барометр, гигрометр и термометр.

«MB&F в каком-то смысле помог Reuge и L’Epée привлечь широкое внимание к этим старинным компаниям, которые до нашего сотрудничества немного застряли в прошлом, а теперь получили огромный пиар и сами вдохновенно начали творить и в футуристическом стиле, – говорит Макс Бюссер. – В свою очередь, эти компании и их идеологи помогли MB&F выразить идеологию нашего бренда в таких необычных «машинах». Мы все получили огромное удовольствие и славу и не собираемся останавливаться на этом».

Читайте также