Биткойны просятся в казну

Как отсутствие базового закона сдерживает поступления в бюджет от майнинга криптовалют
Вартан Айрапетян
Вартан Айрапетян

Объем налоговых поступлений от промышленного майнинга в бюджет РФ может составить до 60 млрд руб. в год, подсчитали в Ассоциации промышленного майнинга. Для этого необходимы основополагающий закон, принципы справедливого налогообложения и дальнейшая легализация клиентов дата-центров. Повышение прозрачности отрасли после принятия базового закона способы повышения инвестиций и налоговых отчислений ведущие участники отрасли, представители власти и эксперты обсудили на конференции «Инвестиции в будущее: промышленный майнинг – новая часть российской экономики», организованной «Ведомостями».

Требование закона

Согласно прогнозам Ассоциации промышленного майнинга, налоговые поступления от промышленного майнинга могут составить более 50–60 млрд руб. ежегодно. По словам ее директора Сергея Безделова, для этого необходимо принять соответствующий закон. Появление общего регулирования установит для игроков четкие правила игры и минимизирует долю теневого сектора. На сегодня на дата-центры приходится 60% всего объема потребления электроэнергии компаний, занимающихся майнингом в РФ, подсчитали в ассоциации.

Безделов уточнил, что в объединение входит 25 крупных дата-центров в 15 регионах, которые по согласованию с Минцифры и Минэкономики готовы предоставлять мощности для реализации нацпроекта «Экономика данных». Это позволит не только оптимизировать расходы федерального бюджета на инфраструктуру нацпроекта, но и укрепить новую точку роста экономики РФ благодаря увеличению налоговых поступлений, числа рабочих мест и размера зарплат в регионах присутствия, говорит он.

Чтобы практика декларирования намайненной выручки стала массовым явлением, отрасли важно прийти к принятию основополагающего законопроекта, соглашается генеральный директор промышленного оператора по продаже и обслуживанию вычислительного оборудования Intelion Data Systems Тимофей Семенов.

Общие положения Налогового кодекса уже позволяют отрасли платить отчисления, но существует проблема непрозрачности и «невидимости» для регуляторов доходов клиентов дата-центров, считает начальник межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7 Алексей Катяев. В качестве примера он привел 76 стоящих на учете налоговых инспекций дата-центров, размещающих оборудование для майнинга. Эти центры исправно платят налоги со своей деятельности, а 2500 их клиентов, из которых 1800 – юрлица, «как раз та часть, которая майнит и продает криптовалюту, а налогов не платит». Поэтому отрасли нужны не столько изменения в Налоговый кодекс, сколько «просто четкие правила игры для текущей системы налогообложения», уверен эксперт. И если отрасль продемонстрирует готовность платить сборы, законодатели постепенно изменят свое отношение к ней, добавил он.

Проблема в том, что без базового закона и утвержденной системы налогообложения в отрасли на виду у контролирующих структур фактически присутствуют только компании-операторы, отметил глава Intelion Data Systems Тимофей Семенов. Чтобы начать менять отношение к индустрии, в компании решили создать прецедент по запуску самостоятельного майнинга с раскрытием всех показателей и отражением цифровых активов на балансе.

«Это позволит уже сейчас декларировать выручку для налогообложения и не ждать, когда конечные клиенты операторов перейдут на новый формат работы в рамках все еще разрабатываемого законодательства», – пояснил эксперт.

Майнинг как отрасль промышленности

Налоговый кодекс сегодня все же нуждается в поправках: например, в части распределения налогов в регионы применительно к майнинговой деятельности, считает управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Использование криптовалюты как платежного средства запрещено, но по законодательству сам майнинг – абсолютно легальная деятельность: «Это такая же отрасль, как добыча полезных ископаемых, производство бетона или стали». Поэтому, по его мнению, и подходы к налогообложению должны быть такими же, как для других отраслей промышленности. «Майнеры должны облагаться налогом на прибыль, на конечный финансовый результат», – уточнил Щекин.

Поправки в Налоговый кодекс могут закрепить, например, презюмирование (закрепление на установленных законодателем правовых основаниях. – Прим. «Ведомости. Капитал») субъекта за криптокошельком, считает Щекин. Это означает, что дата-центры будут передавать информацию по криптокошелькам налоговым органам. Также операторы могут считать и налоговую базу, продолжает юрист. По его словам, это «стоимость намайненной криптовалюты по котировкам минус расходы, сведениями о которых они тоже обладают».

Решение относительно налогообложения должно быть взвешенным, чтобы бизнес не начал мигрировать в другие юрисдикции, отмечают игроки рынка. По совокупности признаков промышленный майнинг – это отрасль промышленности, добавляет Тимофей Семенов. Поэтому операторы также считают целесообразным применение тех же принципов налогообложения, что применяются к любым производственным предприятиям, но с учетом специфики деятельности.

Операторы дата-центров могут взять на себя контролирующие функции, полагает глава Intelion Data Systems: они способны выступать в качестве налогового агента и экспортера добытых цифровых активов. Также предстоит определить, какой именно момент будет считаться фактом реализации цифрового актива для целей налогообложения, и утвердить источник получения стоимости готовой продукции: в момент ее реализации или в момент зачисления на кошелек. При обсуждении налоговых стратегий рассматривается в том числе модель, при которой криптовалюта может облагаться налогом в момент ее первоначального зачисления на кошелек, рассказал он. При продаже валюты через несколько лет, если в момент хранения ее стоимость выросла, начисляется налог на прирост капитала. Такая практика введена в США, и ее достоинство в том, что государство получает средства сразу, «а не ждет два года, пока майнер продаст эту накопленную выручку», поясняет Семенов.

Оптимальной  считает такую налоговую модель и представитель ФНС. «Надо облагать криптовалюту в момент ее получения на кошелек, а не ждать, когда продашь, – соглашается Алексей Катяев. – Если стоимость этой криптовалюты вырастет после продажи, тогда, конечно, необходимо дозаплатить дельту». Государство в любом случае должно получать эти средства, заключил он.

Крупные игроки уже готовы к повышению прозрачности, подчеркивает директор по взаимодействию с госорганами оператора майнинговых дата-центров BitRiver Олег Огиенко. «Если ты непрозрачный, больших инвестиций не будет. Когда речь идет о прозрачности промышленного майнинга в дата-центрах, важно понимать, что теоретически все контрагенты видны, в том числе для ФНС, – согласился Тимофей Семенов. – Можно сопоставить объем электропотребления с тем, сколько при условии той или иной модели оборудования и его энергоэффективности было в итоге намайнено цифровых активов, – это довольно простая математика». Однако отрасли совместно с ФНС предстоит этап автоматизации этого процесса.

Одним из первых шагов к сбалансированному регулированию также должно стать введение для промышленного майнинга собственного кода ОКВЭД, напоминает Олег Огиенко. Код необходим для того, чтобы квалифицировать майнинг как вид деятельности, пояснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. Он напомнил: соответствующий проект уже обсуждается властями. «И если он превратится из проекта в норматив, то он определит майнинг как вид деятельности, как промышленный элемент и установит порядок налогообложения», – отметил депутат.

Но первоочередной задачей остается принятие закона о майнинге, который позволит участникам отрасли планировать свои риски и получить большую определенность в инвестиционной деятельности, подчеркнул Селезнев. «И к вам будет совершенно другое отношение, и у вас будет совершенно другое отношение – потому что объем инвестиций, который вы сможете себе позволить, станет гораздо интереснее, чем сейчас», – резюмировал парламентарий.