Как привлечь капитал в компанию
Зачем бизнес использует инструменты венчурных инвестиций, IPO, ЦФА и облигации
Привлечение капитала – одна из главных задач бизнеса в любой экономической обстановке. Компании активно используют классические инструменты, предлагая инвесторам акции и облигации, но есть и менее привычные способы, например, цифровые финансовые активы. Как бизнесу выбрать способ привлечения денег и что каждый из этих вариантов дает инвесторам — разбирались «Ведомости. Капитал».
Венчурные сделки
В первом полугодии 2024 г. объем российского рынка венчурных инвестиций вырос на 31% в годовом исчислении до $46 млн, следует из данных аналитической компании Dsight «Венчурная Евразия». Динамика обусловлена увеличением среднего чека на 30% до $600 000. В исследовании отмечается, что бизнес-ангелы (так называют частных венчурных инвесторов) обеспечили 45% этих сделок в деньгах и 48% в количестве.
Венчурные инвестиции – хороший способ привлечения капитала, особенно для стартапов, говорит руководитель отдела частного акционерного капитала в Т-банке Никита Ильинский.
Ожидается, что розничные инвесторы подхватят тренд, так как вариантов для инвестиций за рубежом становится меньше, комментирует Ильинский. А из-за санкций и связанных с ними рисков большинство российских резидентов не рассматривают зарубежные стартапы в качестве объектов для вложений.
Еще один фактор, который может повлиять на динамику частных венчурных вложений, – это рост финансовой грамотности российских инвесторов, считает эксперт. «Многие из них стремились вложиться в капитал быстрорастущих IT-компаний, таких как «Группа Астра» и Arenadata, еще за несколько лет до первичного размещения (IPO) их бумаг, чтобы воспользоваться возможностью максимизировать прибыль за счет роста стоимости компаний в период их активного развития», – приводит пример Ильинский.
Каждый стартап проходит несколько стадий, и на каждой из них предпринимателям доступны разные источники финансирования. Ильинский их перечисляет. На предпосевной стадии (pre-seed), когда у компании есть только идея, инвестиции поступают от основателей, друзей и бизнес-ангелов. На посевной стадии (seed) у бизнеса появляются первый продукт и клиенты, а деньги в него вкладывают венчурные фонды и акселераторы. К первому раунду венчурного финансирования (series A) стартап подходит в состоянии стабильного роста. В этот период в компании вкладываются более крупные венчурные фонды, в последующих раундах (series B и далее) – еще и институциональные инвесторы. Привлеченные от них средства позволяют стартапам стать устойчивыми и подготовиться к так называемому exit – выходу венчурных инвесторов из их капитала через продажу бизнеса стратегическому инвестору или IPO.
Венчурные вложения могут принести инвесторам высокую доходность, однако стоит помнить, что это высокорисковый инструмент, где успеха добиваются далеко не все, говорит Ильинский. Примерно 20% всех стартапов терпят неудачу к концу первого года, половина из тех, кто пережил этот срок, – в первые пять лет и 70% – в десятилетний период, делится статистикой, составленной порталом Exploding Topics, эксперт Т-банка. Но именно венчурные инвестиции могут принести инвесторам высокую доходность, рассказывает он. Учитывая риск, «доля инструмента в их портфеле не должна превышать 5–10%», считает он.
Инвестор, который занимается этим направлением на профессиональном уровне, должен иметь гипердиверсифицированный портфель, соглашается сооснователь финансовой компании Noble Russian Finance Club Василий Коновалов в авторской колонке. По его словам, такой портфель должен состоять минимум из 30 проектов, поскольку только 5% компаний приносят инвесторам ранних стадий высокую доходность.
Если один проект «выстрелит», а остальные – нет, то прибыль может компенсировать потерянные деньги с лихвой, говорил порталу Banki.ru старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Александр Токмин.
«Венчурные инвестиции остаются одним из самых перспективных способов получения капитала для бизнеса и источником высокой потенциальной доходности для инвесторов», – говорит Ильинский. Он приводит в пример Фонд венчурных инвестиций Т-банка, который будет вкладываться в быстрорастущие компании, делая акцент на высокотехнологичные проекты, а стратегия инвестирования будет включать как cash-in (выпуск нового капитала), так и cash-out (выкуп долей у акционеров). «Это позволит поддерживать компании на критически важных стадиях роста, а инвесторам – получать максимальную выгоду от участия в перспективных проектах», – заключает Ильинский.
IPO – для капитала и кадров
Зачастую логичным продолжением «венчурной стадии» для компаний становится проведение IPO. Готовиться к нему нужно заранее, тщательно оценивая все преимущества и недостатки, писал партнер консалтинговой компании Б1 Антон Устименко. В ходе роуд-шоу инвесторы в первую очередь захотят узнать, почему компания решила стать публичной и как планирует использовать полученные деньги, так что все будет зависеть от того, сможет ли бизнес ответить на эти вопросы, отмечал он.
Бизнес за счет первичного размещения может привлечь больше капитала и обеспечить ликвидность для инвесторов, рассказывает руководитель команды акционерного капитала Т-банка Антон Фокин. К тому же у публичных компаний выше уровень регулирования бизнеса и есть обязанность раскрывать информацию, называет эксперт плюс для инвесторов.
Фокин перечисляет два формата сделок IPO. Первый – когда акции продает сама компания. Так она привлекает деньги на свои нужды (cash-in): реализацию инвестпрограмм, корпоративные цели или погашение долга. Во втором случае бумаги продают акционеры, они же получают деньги (cash-out). Эти два формата можно миксовать.
«Исторически сделки cash-out вызывали повышенные опасения инвесторов, но сейчас мы видим много подобных примеров, в основном среди технологических компаний. Причина простая – этим компаниям не нужны деньги. У них обычно отрицательный долг (то есть превышение наличных средств и ликвидных активов над долгами. – Прим. «Ведомости. Капитала»)», – объясняет Фокин. В пример он приводит IPO ИТ-компании Arenadata, которое та провела в начале октября 2024 г.
Такие компании проводят публичное размещение бумаг для удержания кадров с помощью программ долгосрочной мотивации акциями, рассказывает Фокин. Однако оценки назывались разные – от 500 000 до 1 млн человек. Нехватку специалистов ощущали трое из пяти работодателей, в основном им не хватает сотрудников от среднего уровня и выше, показывает недавний опрос платформы «Консоль», на который ссылается CNews. Это несмотря на заявления правительства о приросте специалистов в сфере.
Помимо мотивации сотрудников, дополняет Фокин, IPO дает компаниям возможность получить объективную рыночную оценку, а также использовать акции как валюту для сделок по слияниям и поглощениям (M&A). Кроме того, некоторые эмитенты отмечают, что публичный статус положительно влияет на восприятие их бренда клиентами и партнерами, что, в свою очередь, способствует укреплению позиций компании на рынке и позитивно сказывается на развитии бизнеса, знает он.
В Совкомбанке выделяют два типа кандидатов на IPO – технологические компании и средние и крупные эмитенты, которые готовы к новому этапу, рассказывал начальник управления по работе на рынках акционерного капитала Владислав Цыплаков для «Эксперта РА». И в обоих случаях они должны демонстрировать рост на 20–30% за последние несколько лет и иметь возможность эти темпы поддерживать. Но технологические компании здесь являются исключением, поскольку они могут иметь более короткую историю и менее высокие финансовые показатели, но при этом расти быстрее – на уровне 40–50% и выше, добавил Цыплаков.
ЦФА как альтернатива кредитам
Компании все чаще обращают внимание на цифровые финансовые активы (ЦФА) как на современный и гибкий инструмент привлечения капитала, рассказывает руководитель отдела долгового капитала в Т-банке Евгений Дорофеев. В 2024 г. объем эмиссии таких активов может превысить 500 млрд руб., в 2025 г. – приблизиться к отметке в 1 трлн руб., говорится в последних опубликованных данные «Эксперта РА».
ЦФА – это цифровые аналоги ценных бумаг, которые подтверждают права инвестора на актив и используют технологию блокчейн. Дорофеев считает, что этот инструмент подходит практически всем компаниям и может стать дополнением к классическим способам привлечения средств.
У ЦФА есть ряд преимуществ перед другими инвестиционными инструментами, считает Дорофеев. Он приводит сравнение с облигациями. Во-первых, выпуск облигаций, особенно первичный, может занимать несколько месяцев, выпуск ЦФА – от недели, иногда – нескольких дней. Во-вторых, при работе с ЦФА от компании требуется меньше бумажной работы и в разы меньше взаимодействий с контрагентами, чем при размещении облигаций. Так, продолжает он, Т-банк выпустил 100 000 ЦФА с доходностью более 30% годовых. Выпуск облигаций занял бы не менее двух-трех месяцев и стоил бы несколько миллионов рублей, выпуск ЦФА занял несколько дней и обошелся в несколько раз дешевле, говорит Дорофеев, это позволило компании привлечь капитал быстрее и на более гибких условиях. Важно и то, что для выпуска ЦФА компаниям не нужна специальная подготовка, добавляет эксперт, однако для уточнений можно обратиться к операторам информационных систем (выпускают ЦФА).
Еще одна особенность цифровых активов, отметил директор по инновациям Альфа-банка Денис Додон в блоге компании, заключается в возможности создавать кастомные продукты для каждой отдельной категории, что особенно востребовано среди предприятий с широкой базой клиентов. В качестве примера он привел возможный выпуск ЦФА ритейлером, где активы будут созданы на основе продуктовой корзины, которую клиент-инвестор выбирает сам. ЦФА – это инструмент широких возможностей и фантазии, полагает Додон.
Однако надо учитывать и риски, предостерегает Дорофеев. Среди них он называет несовершенство налогового законодательства – сейчас цифровые финансовые активы не являются ценными бумагами, обращающимися на рынке, для компаний это влечет налоговую неэффективность, поскольку они не могут снизить налогооблагаемую базу. Другой риск – регуляторный: ЦФА – новая отрасль, а значит, возможны законодательные инициативы, которые могут изменить конъюнктуру, принцип работы и степень необходимой прозрачности компании, отмечает Дорофеев.
«Здесь выигрывают компании-первопроходцы, адаптивные, готовые к экспериментам, – уверен он. – Именно они снимают сливки и становятся пионерами в долгосрочной перспективе».
Инвестору ЦФА дают больше разнообразия в способах инвестирования, позволяют получать долю в доходе от бизнеса или конкретного проекта, рассказывает Дорофеев. Т-банк, например, предоставляет инвесторам возможность зарабатывать на портфелях факторинга и смарт-облигациях (использует технологию блокчейн). С ЦФА есть гибкость в выборе горизонта для вложений, продолжает эксперт. Так, облигации обычно выпускаются на срок два-три года, реже – на год, ЦФА той же компании можно купить сроком на шесть месяцев.
Кроме того, ЦФА можно дробить, а значит, дорогостоящие активы доступны инвесторам почти с любым уровнем дохода, пишет «Газпромбанк Инвестиции». Сами активы тоже разнообразны: можно вкладываться в квадратные метры, энергоресурсы, драгоценные металлы, долги компаний и проч. Однако нужно учитывать, что не все цифровые финансовые активы доступны для неквалифицированных инвесторов.
Облигации: долг с перспективой
Несмотря ни на что, одним из самых распространенных способов привлечения долгового капитала остаются облигации, говорит Дорофеев. В 2024 г. российские корпоративные эмитенты разместили облигации на 6,86 трлн руб., что на треть больше, чем в годом ранее, писали «Ведомости».
Облигации – это ценные бумаги, которые удостоверяют заем между компанией-эмитентом и инвесторами. Им эмитент выплачивает доход либо в виде процента (купон) от номинальной стоимости, либо – в случае дисконтных облигаций – в виде разницы между ценой покупки и номиналом. Ставка купона может быть фиксированной или плавающей, с привязкой к ключевой ставке, к RUONIA (ставка, по которой банки кредитуют друг друга на один день. – Прим. «Ведомости. Капитала») или к другим показателям. На дату погашения стандартных облигаций компания выплачивает инвестору номинал, однако некоторые облигации предусматривают частичное погашение долга в течение срока их действия.
Для компаний выпуск облигаций часто выступает альтернативой банковскому кредиту – с более низкой стоимостью капитала при условии высокого кредитного рейтинга, рассказывает Дорофеев. Для инвесторов это инструмент с понятной доходностью и разнообразием условий, подходящих под разные стратегии.
Доходность облигаций во многом зависит от надежности эмитентов. Например, у госкорпорации ВЭБ.РФ максимально возможный уровень рейтинга – «ААА». Доходность одного из выпусков облигаций этого эмитента с погашением в июне 2027 г. (выпуск ВЭБ 1P-19) сейчас составляет почти 24%. У некоторых выпусков облигаций компании ФПК «Гарант Инвест» с рейтингом «ВВВ» доходность достигает почти 40%.
Большинство компаний размещают облигации перед IPO, рассказывает Дорофеев. В пример он приводит сеть магазинов мужской одежды Henderson и сервис каршеринга «Делимобиль». Это нужно для создания публичной истории, объясняет эксперт. Так компании могут продемонстрировать финансовую стабильность и привлечь доверие инвесторов, что облегчает последующее размещение акций и расширяет их возможности на фондовом рынке. Еще одна причина, по которой компании выпускают облигации, – диверсификация источников финансирования для развития бизнеса, говорит Дорофеев.
Эксперт рассказывает, как происходит процесс выпуска ценных бумаг. Он начинается с внутренней оценки банками, с которыми работает компания. Они изучают ее финансовое состояние, перспективы размещения и условия выпуска. Если возможности компании соответствуют требованиям рынка, стороны переходят к подготовке выпуска. Она включает формирование финансовых отчетов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за последние три года с последующим их аудитом, получение кредитного рейтинга (при необходимости) и приведение других документов в соответствие с международными нормами. Процесс в среднем занимает шесть–восемь месяцев для новичков и от нескольких недель – для опытных эмитентов, поделился Дорофеев. На финальном этапе подготовки создается синдикат банков, где каждый участник берет на себя определенную роль: от подготовки юридической документации до распространения облигаций среди инвесторов, дополняет он.
Размещение облигаций на рынке (как и в случае IPO) предполагает активную работу с инвесторами: подготовку презентаций, предоставление отчетности и разъяснение деталей выпуска, отмечает Дорофеев. По его словам, успех сделки во многом зависит от репутации компании и ее узнаваемости. Так, работающим напрямую с потребителем компаниям проще донести информацию аудитории. Тем же, кто работает по модели B2B (business to business, то есть для бизнеса), наоборот, требуется больше усилий для разъяснения инвесторам бизнес-модели, отмечает он.
И хотя выход на рынок долгового капитала может дорого обойтись компаниям (при ключевой ставке на уровне 21% ставка по облигациям часто выше, чем по кредиту), облигации обычно не требуют обеспечения залогом, что делает их привлекательными для компаний с ограниченными активами, резюмирует Дорофеев.
Для инвесторов же высокие ставки – это способ зафиксировать высокую доходность на несколько лет вперед, поделился руководитель направления очного обучения учебного центра «Финам» Сергей Погудин в колонке. Но нужно тщательно выбирать компании, оценивая уровень их закредитованности, рейтинг, а также историю и потенциал развития, предупреждает он.