По стопам английских традиций: приживутся ли гендерные школы в России
Частную школу для мальчиков окончили принцы Чарльз, Уильям и ГарриЦарскосельский лицей, Институт благородных девиц и другие гендерные образовательные заведения знакомы каждому по урокам литературы. Раздельное обучение существует до сих пор не только за рубежом, но и в России. Но нужны ли такие школы современным российским детям?
Во время своего расцвета гендерные школы существовали из-за разницы в образовательных программах. Сегодня разделение по половому признаку востребовано с целью дать максимальную концентрацию ученикам. Есть убеждение, что мальчики и девочки по-разному усваивают информацию, у них разные мотивационные факторы и разные биологические часы активности.
Традиционно школы для мальчиков ориентируются на высокую конкурентоспособность, спортивные приоритеты – бег и командные виды спорта. Девочкам больше присуща «пассивная» форма обучения – они лучше воспринимают информацию визуально и на слух. Мальчикам – «активная», ориентированная на практические задания. У девочек раньше развиваются языковые области мозга, у мальчиков – зрительно-пространственные. Поэтому учеба в гендерной школе, возможно, помогает учащимся достичь максимальных результатов и раскрыть свой потенциал.
Консультант по зарубежному образованию Александр Гизи проводил исследование на тему успеваемости частных британских школ. Он выяснил, что первые двадцать школ из списка, приведенного газетой The Times, являлись гендерными (12 из них – для девочек и 8 – для мальчиков) и не было ни одной смешанной. Эта статистика показывала, что однополые школы в Англии, несомненно, сильнее.
В целом в Великобритании однополая система образования широко распространена как в государственных, так и в частных школах. Частную школу для мальчиков окончили принцы Чарльз, Уильям и Гарри. Самая большая часть раздельных школ расположена в Англии. И в последние годы в Великобритании появляется все больше приверженцев такого образования. С профессиональной точки зрения за такие школы могут выступать часть педагогов, врачей, психологов.
После окончания смешанной средней школы в России я два года училась в школе для девочек Queenswood School в графстве Хартфордшир. Гендерная школа не была самоцелью, я выбрала ее по рейтингу из заведений, одобривших мою заявку. Это была программа A-levels, которая готовит к поступлению в вузы Великобритании. При этом на собственном опыте я не почувствовала, что учиться среди одних девочек эффективнее. И заметила минусы. Вот мои наблюдения:
Социализироваться в среде, где девочки учатся с девочками, а мальчики – с мальчиками – очень сложно. И в будущем возникнут проблемы в коммуникации между полами. Совместное обучение учит понимать друг друга.
К стандартным школьным правилам или нормам добавляется запрет находиться на территории в школах для девочек – мальчикам, в школах для мальчиков, соответственно, девочкам. Это рождает гипертрофированное желание вырваться на выходные на прогулки и мероприятия с противоположным полом.
Мы развиваемся в социуме и должны уметь легко общаться с людьми разных полов, национальностей, конфессий и прочего. В моей школе студенты не только учились, но и жили друг с другом 24 часа в сутки.
По данным СМИ, раздельные классы для мальчиков и девочек есть почти в тысяче школ России. При этом главный аргумент, почему раздельное обучение – это история не для России – заключается в отсутствии образовательных программ, ориентированных либо на мальчиков, либо на девочек с учетом их особенностей развития. Но, возможно, они появятся, если будет такая задача. Из-за низкого спроса на такие системы обучения в педагогических вузах не изучают методики для раздельных классов и школ. Следовательно, нет компетентных преподавателей для работы в однополых учреждениях. Сказывается и опыт современных родителей, которые учились в смешанных школах, и не готовы к экспериментам со своими детьми.
С учетом современных реалий модель раздельных школ многими специалистами признается неконкурентоспособной. В наш век толерантности, гендерного равенства, высокой потребности в коммуникативных навыках, быстрого потока информации и ее осмысления – разделение школьной программы по половому признаку выглядит больше как отсылка к прошлому, чем что-то прогрессивное.