Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок МосквыНа канале ТНТ идет новое телешоу «История на миллион». Ведущим и одним из продюсеров выступает Гарик Мартиросян. В новой игре разворачивается традиционная для телевидения борьба за миллион рублей. Чтобы выиграть его, нужно рассказать яркую историю. В зале находится 100 человек: половина из них участники, а половина – зрители, которые будут выставлять оценки. Рассказать свою историю смогут не все участники, а только те, которых выберет рандомайзер. У каждого игрока есть по 2 мин. Иногда с остроумными комментариями их перебивают ведущий и звездный гость. Участник, получивший наибольшее количество баллов от зрителей, состязается со звездным гостем, который также рассказывает о своем случае из жизни. Финальная сумма выигрыша может достигнуть 1 млн руб. Гарик Мартиросян рассказал «Ведомости. Городу» о том, чем игра отличается от сотен других на российском телевидении и как изменился юмор за последние десятилетия.
– На телевидении, не только российском, практически все развлекательные площадки отданы звездам, профессионалам или людям с особыми навыками и способностями. Примеров много, шоу «Голос», «Песни», «Минута славы», «Большая сцена», «Фабрика звезд» и проч. В такие проекты приходят молодые или не очень таланты. А где на телевидении проявить себя человеку, который не умеет петь, танцевать, но при этом открытый, общительный, классный? До недавнего времени – практически нигде. Поэтому мы создали такую площадку, которая, я надеюсь, станет местом притяжения для простых людей, которые будут проявлять себя, рассказывая о своей жизни, мечтах, друзьях. Например, у нас была женщина, которая рассказывала про свою неудачную свадьбу. У нее была мечта переиграть свадьбу заново. Есть участники, которые мечтают потратить выигрыш на новорожденного ребенка, на первоначальный взнос за ипотеку.
– Во главу угла у нас ставится вовсе не смешной рассказ. Человек может рассказывать историю неартистично, без эмоций, но у него может быть очень интересный случай и такая мотивация на победу, что зрительный зал проникнется и отдаст миллион ему. У нас дальше выйдут выпуски, где будут такие победители. Наши участники рассказывают и трогательные, приключенческие истории, и трэш. Кто-то убегал от волосатых полицейских на фоне заката в горах Грузии, кто-то судился за свою квартиру с мошенником по имени Прометей, учительница русского языка и литературы из Кургана и по совместительству работник ночного караоке прыгнула с парашютом ради мужчины, в которого влюблена. Поэтому, повторюсь, это шоу не про поиск народных талантов, а про то, чтобы давать шанс простым людям проявить себя.
– Очень разный, начиная от одобрения и заканчивая претензиями: «почему победила эта история? другая была смешнее», «у меня есть история поинтереснее», «хватит перебивать людей, дайте им рассказать» и проч. Через все это мы проходим каждый раз, когда стартует новый проект. Точно так же было, например, когда мы стали делать «Конфетку» (музыкальный проект, премьера состоялась 28 января 2023 г. – «Ведомости. Город»), мы получали тонны разных комментариев, пока ко второму сезону зрители не привыкли к формату и не сфоркусировались на том, что нужно получать удовольствие от шоу.
Вообще ругать создателей юмористического, развлекательного контента очень легко. Это такая абстрактная субстанция, которая не поддается научному анализу. Любой человек после такого шоу может сказать, а мне было не смешно, не интересно. В этом случае выход один – смотреть тот проект, который нравится.
– Вы называете два легендарных проекта, хоть они и выходили в разное время и на разных площадках. «Кто хочет стать миллионером» – интеллектуальная викторина. У нас никакой викторины, конечно, нет. Судьба участников – в руках зрителей. Хотя в шоу «Кто хочет стать миллионером» тоже принимали участие простые люди, за исключением сезонов и спецвыпусков со звездами.
Я бы согласился с тем, что по содержанию есть сходство со «Что было дальше». Но есть и принципиальные различия. В «Что было дальше» комики пытаются раскрутить историю, отгадать, что происходило с ее героем. Мы же просто задаем вопросы, чтобы уточнить, как развивались события. Самое главное – героями выпусков «Что было дальше» опять-таки выступают звезды. У любого проекта можно найти что-то общее с легендарными шоу, но я не вижу в этом никакой проблемы.
– Все зависит от того, какая стоит задача. Можно создать продукт, у которого действительно не будет аналогов в мире. Например, ни одна телекомпания еще не делала шоу, подобного проекту «Конфетка». Берутся клипы не очень хорошего качества, снятые часто для себя людьми, которые даже не подозревали, что их найдут и пригласят на телевидение. И профессионалы переделывают этот клип. В случае с «Историей на миллион» у нас не было задачи создать нечто уникальное. Необходимо было просто предложить телезрителю доброе, спокойное телеповествование.
Мы никогда не думаем, как математически просчитать, чтобы залететь в топы рейтингов. Я считаю, если ты что-то делаешь с любовью и прикладываешь максимум усилий, то это обязательно даст результат.
– Три месяца назад мы запустили кастинг. Зрителям было предложено присылать вертикальные видео с историями и уложиться в минуту. Естественно, при этом мы, организаторы шоу, понятия не имеем, кто эти люди. Креативная группа во главе с Константином Обуховым (продюсер ТНТ. – «Ведомости. Город») выбирала истории и связывалась с людьми.
Никакого особого принципа отбора нет и в случае со звездными гостями. Мы просто обзвонили всех. 10 человек совпали с нами по графикам, сказали да, мы придем, и пришли.
Мы позвонили, допустим, Мише Галустяну. Он говорит: «Ребята, я в Колумбии снимаю реалити-шоу. Просто физически не смогу». Марина Кравец, которую я обожаю, смогла, несмотря на то, что у нее два маленьких ребенка и младшая дочка родилась совсем недавно. Тимур Батрутдинов был на съемках, не смог приехать. Но смог Артем Калайджян, получилась смешная передача. Вадик Галыгин тоже прилетел из Белоруссии, чему мы очень обрадовались, и улетел после съемок в тот же день обратно.
Биография
Гарик Юрьевич Мартиросян – юморист, телеведущий, продюсер. Родился 13 февраля 1974 г. Окончил Ереванский государственный медицинский университет. По специальности – невропатолог-психотерапевт. Врачом работал три года. Выступал в КВН в составе команды «Новые армяне» до 2002 г. Стал одним из основателей и продюсеров проекта Comedy Club, из которого ушел в 2017 г. Креативный продюсер телевизионных проектов от Comedy Club, таких как «Наша Russia» и «Смех без правил». Автор идеи проекта «Лига городов» и исполнительный продюсер проекта «Шоу Ньюs», ведущий шоу «Конфетка», «Ярче звезд» и «История на миллион» на ТНТ.
– Наоборот. Наши участники здорово шутят именно в импровизационном смысле. Очень смешно и остроумно отвечают на вопросы, несмотря на волнение. Я думаю, чем активнее звездный гость, тем больше раскрывается участник. Потому что наша идея заключается не в том, чтобы «топить» участников, как в «Что было дальше», которое вы привели в пример, а, напротив, пытаемся их поддержать юмором, вопросами.
– Появилось много разных направлений. Раньше, в 1990-е годы, такие жанры, как, например, откровенно черный, бытовой юмор или женский стендап, невозможно было представить. Дело не в том, что на телевидении не дали бы эфирное время для этого – люди бы не поняли.
Когда в 2000-х мы начали делать Comedy Club, для аудитории это был раздражающий, резонансный жанр. Сейчас к таким проектам зритель уже привык, потому что есть форматы и более острые, где комик может материться со сцены и говорить все, что хочет. Юмор меняется вместе с жизнью, именно она задает в нем тренды.
– Скажу фантастически удивительную мысль: Москва – это центр российского шоу-бизнеса и, соответственно, юмора. Это, конечно, ни для кого не секрет. Но лет 20–30 назад не было и такого изобилия живых площадок, как сейчас. Сегодня в Москве есть открытые микрофоны, фестивали стендапа, просто стендап-клубы, кастинги на различные юмористические шоу. Они разного уровня для разных аудиторий, но они существуют. Сейчас молодому начинающему юмористу или группе юмористов, наверное, на 90% проще проявить себя, чем в 1990-е годы. Тогда ты никуда не мог пойти, кроме как в КВН. Дальше уже дело за талантом.
– Конечно. В 1990-е существовали «Первый канал», который назывался ОРТ (Общественное российское телевидение), РТР (Российское телевидение и радио), НТВ, ТВ-6 и еще несколько каналов в зачаточном состоянии. А сейчас: СТС, ТНТ, «Пятница», ТВ-3. Раньше говорили «телевидение не резиновое», а выяснилось, что оно обладает очень большой вместимостью. Да и не только телевидение. Вы посмотрите, сколько сейчас платформ и видеохостингов. Можно пойти и делать проект на Rutube, например. Главное – найти, в чем ты талантлив и в чем твоя творческая суперсила.
– Я исключаю свое участие в юмористических монологах, песнях и проч., где особенно оскорбляются религиозные чувства людей. Вне зависимости от того, какое у меня вероисповедание. К примеру, карикатуры на религиозные темы – у меня резко отрицательное отношение к такого рода юмору. То же самое касается бед, болезней. Неприемлемо использовать это для создания юмористического контента. И, конечно, откровенное хамство под видом юмора тоже надо пресекать. Я всегда резко отрицательно реагирую, когда кого-то оскорбляют. Но одно дело, когда в шоу ведущий шутит над кем-то в зале и у того человека есть в руках микрофон, чтобы ответить. Другое дело, если этот человек вообще не присутствует и парировать не может. Стараюсь так не делать и другим не советую.