Цимайло и Ляшенко: «Современный человек хочет отличаться от остальных»

Известные архитекторы ‒ о современном облике Москвы и поиске оригинальности
Николай Ляшенко и Александр Цимайло
Николай Ляшенко и Александр Цимайло /Максим Стулов / Ведомости

Москва в ее огромном разнообразии непрерывно меняется, растет вширь и в высоту. Мэр Сергей Собянин считает одним из приоритетов сохранение архитектурного облика столицы. В этом смысле к масштабным девелоперским проектам, влияющим на городской ландшафт, всегда приковано особое внимание. Основатели архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» Александр Цимайло и Николай Ляшенко рассказали, как органично вписать новые здания в историческую застройку, почему всегда важно искать новые решения и как развивается легендарный район центра Москвы Фрунзенская набережная.

– Архитектурный облик центра Москвы формировался столетиями и вобрал в себя множество стилей ‒ классицизм, авангард и другие. Есть ли среди них те, что наиболее ярко отражают современность?

Цимайло: Конечно есть. Это современная архитектура, только она способна передать характер времени, потому что опирается на новые идеи и мысли. Самые яркие, самые ясные. Современная архитектура может вдохновляться чем угодно, главное – чтобы она была актуальна и несла в себе признаки чего-то, что не делалось никогда прежде.

Ляшенко: Современные здания, спроектированные в исторических стилях, (барокко, классицизм и др.), на наш взгляд, некая бутафория для города.

Безусловно, можно говорить о том, что так воссоздается утерянная городская среда. Но мы придерживаемся другого принципа – современная архитектура должна отражать эпоху, общество и его запросы, соответствовать времени. Я думаю, сейчас архитектуру определяет стремление к уникальности, формируется определенный стиль, который не имеет четких канонов. Но понять, какой именно это стиль, можно будет только спустя время. 

На ваш взгляд, какие запросы общества отражает современная архитектура?

Цимайло: Прежде всего это поиск прогресса. Копирование здания XIX в. и встраивание его в окружающую среду может выглядеть тактично, аккуратно, но в этом не будет никакого прогресса. А если ты делаешь что-то новое, что вносит вклад в историю, ‒ это совсем другое дело. Это прогресс. Это и есть современная архитектура.

Ляшенко: Чтобы точно определить запрос, нужно глубоко погрузиться в специфику и особенности каждого города. Сейчас над проектированием городской среды работают мультидисциплинарные команды. Для анализа потребностей аудитории в том числе привлекаются эксперты в области культуры, бизнеса, транспорта, маркетинга и другие. За счет инноваций и аналитического подхода появилось больше возможностей, чтобы программировать будущие запросы и создавать объекты, которые будут востребованы.

Но все же, наверное, есть универсальные параметры, которые люди ожидают от архитектурного объекта?

Ляшенко: Изначально это довольно понятные параметры: проект должен быть удобным, практичным, красивым. Но современному человеку присуще желание отличаться от остальных, быть уникальным, и этот запрос «переносится» на архитектуру. Важно найти баланс между безупречным удобством и архитектурной исключительностью. 

Цимайло: Многие признают, например, что Музей Гуггенхайма в Бильбао, спроектированный Фрэнком Гери (канадско-американский архитектор, основоположник деконструктивизма. ‒ Прим. «Ведомости. Города»), не самое удобное выставочное пространство. Но понятно, что это икона современной архитектуры. Автор пожертвовал функциональностью в угоду яркому образу.

Какие устоявшиеся архитектурные направления в элитном классе недвижимости сегодня можно выделить?

Цимайло: Лет 20 назад особенностью дорогой недвижимости было соответствие признакам классической архитектуры. Потом появилась, условно, Остоженка (локация с самой высокой в Москве концентрацией элитной недвижимости. ‒ «Ведомости. Город»), где часть девелоперов решила построить ультрасовременные по тем временам дома. Оказалось, что рынок к этому вполне готов, люди стали их покупать.

Сейчас мы нередко дискутируем с девелоперами по поводу того, какой продукт на самом деле стоит дорого. Мы считаем: если он сделан талантливо и если ничего похожего на рынке нет, его могут купить по более высокой цене. Хотя люди, которые занимаются маркетингом и продажами, готовя техническое задание на продукт, нередко пытаются обратиться в своих референсах (примерах для работы. – «Ведомости. Город») к сложившейся практике, потому что это продается. Но важно понять: если ты не становишься законодателем тенденций, то всегда будешь вторичным.

Ляшенко: Мы хотим создавать город, который живет современной жизнью и отвечает новым запросам, без привязки к конкретным стилям и направлениям. И работаем с девелоперами, которые понимают: лучше делать то, чего еще не было на рынке. Сейчас тенденция к созданию уникальных решений, как мне кажется, стремительно усиливается. Мы приложили много сил, убеждая девелоперов, что это правильный путь.

Сегодня ваш новый архитектурный проект, клубный город-парк «Фрунзенская набережная» для девелопера Sminex ‒ один из наиболее обсуждаемых в Москве. Почему, на ваш взгляд, к нему приковано такое внимание?

Ляшенко: Для локации Фрунзенской набережной, где сосредоточены камерные здания клубного характера, это большой проект. В элит-классе нет подобных примеров. Понятно, что у него должно быть соответствующее качество. Его отличительная черта ‒ наличие живописного двора-парка площадью свыше 3 га. Такое решение – редкость для проектов элит-класса.

Цимайло: При этом сам проект интересен тем, что он очень дифференцированный, разный по насыщению.

В чем была амбициозная задача, когда вы работали над «Фрунзенской набережной»?

Ляшенко: Самым важным и интересным для нас было сохранение и воссоздание архитектурных идей Всесоюзной строительной выставки, которая была открыта на набережной в 1933 г. Здесь построили целый комплекс выставочных павильонов, главным среди которых был «Дом-самолет». Ценность проекта, разработанного мастерской братьев Весниных (Леонид, Виктор и Александр Веснины ‒ представители неоклассического и авангардного направлений. ‒ «Ведомости. Город»), в том, что он полностью соответствовал мыслям и задачам той эпохи. Это была очень интересная, авангардная для своего времени архитектура. Мы предложили воссоздать изначальную структуру застройки вокруг парка и исторический облик павильонов. 

В целом весь контекст места очень интересен: знаменитая Фрунзенская набережная со своими потрясающими зданиями сталинского ампира, расположенный по соседству «Дом-самолет» ‒ памятник эпохи авангарда. И нашей задачей было создание новых зданий, которые бы органично вписались в эту среду.

– Как вы создали диалог между новым строительством и исторической архитектурой?

Цимайло: При проектировании мы вдохновлялись контекстом места. Городом также приветствовалось появление в этой локации архитектуры, которая соответствует сложившейся застройке. Все здания «Фрунзенской набережной» имеют современную архитектуру, но при этом выглядят по-разному. Например, три дома с полукруглыми балконами выполняют функцию перехода от воссоздаваемых малоэтажных зданий к набережной со сталинской застройкой. По форме они отсылают к приемам, которые использовались в конструктивизме, но по масштабу соответствуют застройке на набережной. Ближе к ней стоит еще один дом. В его облике нет декоративных элементов, напрямую заимствованных из эпохи сталинского ампира. Но масштаб, пропорции, ритм – все это работает в комплексе с застройкой набережной, не разрушая ее, а, наоборот, создавая цельную картину. Именно такую задачу мы ставили перед собой во время проектирования.

Ляшенко: Отличие этого проекта в том, что он сочетает в себе совершенно разную, не усредненную архитектуру. Все дома работают в одной связке как часть города, который, в свою очередь, тоже разнообразен. Внутри «Фрунзенской набережной» двухэтажные виллы, выходящие в парк. К ним примыкают пятиэтажные клубные дома, три отдельно стоящих здания и единый объем рядом с набережной. У каждого из четырех видов домов будет своя эмоция и своя аудитория, но вместе они образуют единую городскую среду. 

Как клубный «город» отвечает современному запросу жителей на приватность и комфорт?

Ляшенко: На мой взгляд, во «Фрунзенской набережной» максимально приватная атмосфера, большой парк с продуманными маршрутами. Это тот случай, когда архитектура диктует свои отступления от технического задания во благо качества продукта. В каждом здании мы искали баланс между архитектурой и комфортом.

Цимайло: Запрос на приватность и комфорт всегда один и тот же. В этом смысле элитный рынок довольно понятный. Все хотят, чтобы было максимально классно. Другое дело, что у каждого свое понимание этого критерия. Приватность в составе «Фрунзенской набережной» тоже варьируется в зависимости от формата дома. Понятно, что у жителей вилл будет максимально уединенная атмосфера. А дом, который находится ближе к набережной, за счет своего расположения больше интегрирован в городской контекст.

Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» создает не только коммерческие, но и социальные объекты. Расскажите о них.

Цимайло: Мы, например, проектируем конфессиональные сооружения. Сейчас работаем над созданием мечети в Казани, маленькой камерной церкви в Мурманской области и синагоги.

Ляшенко: Занимаемся также проектом реставрации легендарного Дома радио в Питере – официальной резиденции оркестра, хора и творческой лаборатории под руководством дирижера Теодора Курентзиса. Здание очень интересное и богатое, как с исторической, так и с архитектурной точки зрения. Мы сохраняем исторические «слои» разных эпох и создаем «новый слой», качественно дополняя интерьеры новыми функциями. Работаем также над проектом аэропорта. Пока не можем сказать, где он будет находиться, но здание будет сильно отличаться от привычных аэропортов.

Самое популярное
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества
Культурный город
От Малевича до Шагала: пять самых известных шедевров Новой Третьяковки
Работы русских авангардистов, представленные в здании на Крымском Валу
Другие города
Многометровая копия статуи Свободы рухнула в Бразилии
Знаменитый символ США в бразильском исполнении сломал сильный шторм
Другие города
Эко-небоскреб и город-эксперимент: семь архитектурных премьер 2025 года
Самые интересные здания, построенные в России и за рубежом в уходящем году
Наш город / Мнение
Новое поколение городов
Какой будет инфраструктура мегаполисов будущего
Другие города
Архитектурный дайджест: дрова из Grand Ring, буддизм во Франции и башня в Техасе
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Культурный город
Елена Марусина: «Изучая монеты, мы изучаем историю»
Директор Музея нумизматики – об историческом здании на Арбате и промахах искусственного интеллекта
Наш город
Оттепель в Москве: в столице снова ожидается резкое потепление с риском гололеда
Синоптики прогнозируют погодные качели уже к середине недели
Умный город
От доставки до строительства: в каких городских профессиях осваиваются роботы
Автономные сервисные машины готовы создать в умных городах профессии будущего
Наш город / Мнение
Архитектурные тренды EXPO-2025
Текучие фасады, городские дачи и дома-ветви
Гараж
Новые или с пробегом: какие автомобили выгоднее покупать прямо сейчас
По оценкам аналитиков, «новый» сегмент заметно сжался, тогда как рынок автомобилей с пробегом умеренно растет
Наш город
«Ведомости. Город» стал лучшим медиа о Москве
В столице наградили лауреатов премии «Путеводная звезда»
Наш город
Ночь жестянщика: в Москве рекордное тепло сменится снегом и гололедицей
До метеорологической зимы в столице осталось несколько часов
Свободное время
Шедевры, премьеры и фестивальный размах: куда пойти в выходные 13–14 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город / Мнение
Гид по уличному искусству
Как стрит-арт меняет городской ландшафт