Ольга Сутулова: «Сценарий мне прислали в зашифрованной папке»
Актриса рассказала о знаковых картинах в карьере, работе в кинокомиксе «Майор.Гром» и стереотипах Санкт-ПетербургаВ прокате идет российский кинокомикс «Майор Гром: Игра» режиссера Олега Трофима, премьера которого состоялась 23 мая. В новой главе похождений петербургского полицейского Игоря Грома появляется множество персонажей, в частности чиновница Мария Архипова, которую сыграла Ольга Сутулова. Она рассказала «Ведомости.Городу» о том, как проходили съемки кинокомикса, о работе в трэшевом кино и о стереотипах Санкт-Петербурга.
– У Bubble Studios уникальная команда. Им искренне нравится то, чем они занимаются. У них здоровая атмосфера в коллективе, нет никакого снобизма. Каждый член команды чувствует себя нужным и на своем месте. Ни у кого нет ощущения, что он просто винтик в большом механизме.
Конечно, есть своя специфика. Например, сценарий фильма «Майор Гром: Игра» мне прислали в зашифрованной папке, мою фамилию написали задом наперед. Все серьезно. Но это не какие-то понты. У комиксов «Майор Гром» действительно огромная аудитория, которая с нетерпением ждет выхода новых фильмов и изучает абсолютно все, что связано с этим проектом. Поэтому важно избегать спойлеров всеми доступными способами.
Например, на площадке всей съемочной группе заклеивали камеры на телефонах. Никогда не знаешь, вдруг кто-то из фанатов затиснулся в массовку. Но спойлеров не было, и это, мне кажется, очень много говорит о поклонниках «Майора Грома». Они вообще очень добрые ребята.
– Незадолго до окончания работы над фильмом мы впервые встретились с фанатами, чтобы представить новых героев. Я впервые взаимодействовала с такой аудиторией. Я всегда себе представляла фанатов, как футбольных болельщиков, то есть агрессивных и очень шумных. А фандом «Майора Грома», конечно, совсем другой, милейшие люди.
У нас потом были зрительские премьеры в Петербурге и Москве. Совсем другие ощущения получаешь, когда смотришь кино вместе с фанатами. Они проживают каждую секунду, ловят каждую шутку или отсылку, заложенную к прошлым или будущим произведениям франшизы. Фанаты посмотрят фильм еще пять раз и каждый раз будут обсуждать его так, как-будто только посмотрели. В общем, это очень благодарная публика, для них все и делается.
Во время сеанса мы специально ждали, когда на экране появится актер Дмитрий Чеботарев [один из главных антагонистов франшизы, чье участие скрывалось до самого последнего момента – Прим. «Ведомости. Город], чтобы записать на телефоны реакцию зала. Этот был такой гул радости и удивления, хотелось сохранить эту любовь публики.
– Да, новые актеры на площадке не всегда успевали за развитием сюжета. У меня были свои сцены и пул партнеров. Но, например, с персонажами Сергея Горошко и Дмитрия Чеботарева я не пересекалась. Их герои – это другая сюжетная линия, которая началась еще в первой части фильма «Майор Гром: Чумной доктор». Поэтому иногда было трудно ориентироваться. Во время просмотра мне помогал композитор Роман Селиверстов, который, естественно, пересматривал материал огромное количество раз, чтобы написать музыку.
Когда я только получила сценарий «Игры», я мало себе представляла, что такое киновселенная «Майор Гром». На тот момент я не смотрела первый фильм и только краем уха слышала о комиксах. Конечно, перед встречей с режиссером Олегом Трофимом я посмотрела кино, но многое, честно говоря, мне стало понятно только на премьере, когда я увидела картину целиком.
– Да, мы старались сделать ее как можно загадочнее, чтобы истинные мотивы были сначала скрыты. В фильме множество антагонистов, на которых должно падать подозрение. Зрителю интересно гадать, кто же за всем стоит.
Я бы не назвала Архипову ни положительной, ни отрицательной героиней. Она принципиальная – и это очень неприятное качество для всех.
– Я старалась уйти от Нечаевой максимально далеко. Между ней и Архиповой все-таки есть большое различие. Нечаева – машина, а Архипова – живой человек.
Она чужая для Грома и его команды, все против нее. Но она верит в то, что делает, поэтому у нее хватает сил признавать свои ошибки. Когда я пришла во вселенную «Майора Грома», чувствовала себя новичком в команде. Так и Архипова – в новой для себя среде петербургских полицейских. В этом смысле у нас с ней был похожий опыт, наверное.
– Да, все так и есть. Отдыхаем на крышах, пьем настойки и едим шаверму. Я все свое детство провела на крыше, фактически. По Сенной площади можно было дойти до Сенатской, просто перепрыгивая с крыши на крышу. Помню, как мы праздновали мой день рождения во время съемок фильма «Нирвана» Игоря Волошина в Ленинграде. Мы отдыхали в каком-то крошечном баре на Думской площади. И так хорошо погуляли, что на следующий день съемочная группа была не в состоянии работать. А осветительную бригаду уволили в полном составе. Есть что вспомнить!
Биография
Ольга Сутулова родилась в Ленинграде в 1980 г. В 15 лет дебютировала в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания», а затем снялась еще в нескольких его картинах. Известность получила после выхода военного фильма «Ленинград» (2007) и молодежной драмы «Нирвана» (2008). В последние годы активно снимается в сериалах, в частности, в «Содержанках» (2019) и «Последнем министре» (2020).
– Конечно, я как раз и говорю, что все это история из жизни. Трофим специально подбирал узнаваемые исторические точки для съемок. Зритель должен всегда знать, где происходит действие. Это вызывает эмоции. Например, когда в кадре «Игры» взрывается Александрийский столп, зал издавал изумленный возглас.
– Я надеюсь, что мысль о том, что человек надежнее машины, пока превалирует в умах создателей технологий. Конечно, страшновато, особенно, что касается имитации голоса. Это же огромный инструмент для мошенников. Я как человек, начитавшийся фантастики 1970-х гг., боюсь, что машины рано или поздно взбунтуются и просто сожрут нас. Мы будем рабами на гигантской майнинговой плантации. В общем, не нравится мне это.
– Конечно, был какой-то период, в начале 1990-х гг., когда было повальное увлечение фантастикой. Все обменивались книжками Клиффорда Саймака, Айзека Азимова, Макса Фрая [литературный псевдоним двух писателей, Светланы Мартынчик и Игоря Степина. – Прим. «Ведомости.Город»]. Все зачитывались их произведениями, потому что посреди кошмара того времени, наверное, хотелось попасть в другие, выдуманные, миры.
– Я пытаюсь, честно. Видимо, мне нужно заставить Артема Габрелянова [основатель, сценарист и продюсер Bubble Comics – Прим. «Ведомости. Город] и Романа Коткова [главный редактор и сценарист Bubble Comics – Прим. «Ведомости. Город] погрузить меня в мир комиксов. Но, может быть, я просто старорежимный человек, который привык читать слева направо. Мой трехлетний сын был в восторге, когда получил в подарок от Bubble пачку комиксов. Для него это идеальный формат, потому что он только учится читать. Вся история рассказана в картинках, на страницу всего четыре фразы. Сын все понимает лучше меня и объясняет мне, что там происходит в этих комиксах.
– Да, я рада, что снялась в фильме, который потом с интересом будут смотреть мои сыновья. Они узнают, что их мама может не только печь пироги, но и сниматься в классном кино.
Хотя работаешь-работаешь, а нравятся потом детям совсем другие персонажи. После премьеры «Игры» принесла домой железное ведро для попкорна с мерчем фильма и говорю детям: «Найдите меня здесь!». А они отвечают, что меня на ведре нет, там какая-то чужая женщина изображена с пугающими бледно-голубыми глазами и пепельными волосами. Зато им очень понравился персонаж Матвея Лыкова.
– Сегодня этот фильм можно назвать классикой трэша, мы снимали его в 2000 г. Я получила роль в картине «по блату» и вообще не понимала, что я делаю в этом проекте. Но сейчас «Гладиатрикс» – это классика. Ведь продюсером фильма был легендарный Роджер Корман, недавно покинувший нас. Он пригласил сняться в картине двух прекрасных фей, моделей журнала Playboy. Для съемок соорудили деревянный колизей на территории какого-то бывшего колхоза им. Ленина под Калининградом. Каждый день мы приезжали туда на работу, снимались по колено в грязи, а эти две феи из Playboy в красивых меховых трусах и сапогах бились на мечах. Это было странно и забавно.
Помню, перед съемками эротической сцены эти девушки пришли к продюсеру и заявили, что отказываются сниматься, потому что если мама увидит, то будет ругаться. Напоминаю, это суперзвезды Playboy. В итоге, после сложных переговоров они забыли про негодование мамы, и сцену благополучно сняли.
На самом деле команда в «Гладиатриксе» была мощная: режиссер Тимур Бекмамбетов, оператор Улугбек Хамраев, художник Варя Авдюшко. Они знали, что делают, поэтому и получилось кино, которое до сих пор вспоминают.
Трэш еще нужно уметь снимать. Знать, как делать быстро и дешево. Понимать свою аудиторию. Недаром Роджер Корман вывел на большую дорогу столько звезд: Мартина Скорсезе, Джеймса Кэмерона, Джека Николсона и др.
– Дмитрий взял меня сниматься в кино, когда мне было 15 лет. Если бы этого не случилось, я бы занималась совершенно другими вещами. Никогда бы не пошла в кино, я уверена. Так что моя актерская карьера – это заслуга Астраханова. Но обсуждать его творчество я не готова, простите. Пусть его творчество переосмысляют кинокритики, которые плевались в него ядом в 1990-е гг. Мы с ним иногда встречаемся на каких-то мероприятиях. Он надо мной все время подтрунивает, рассказывает какие-то истории из моего детства. Он тепло ко мне относится, а я ему благодарна за все.
– На самом деле это очень просто. Я переключаюсь на рабочий режим. Он режиссер, а я актриса. Соблюдаем субординацию. Я рада, что Евгений расширил для себя профессию. Он кайфует в роли режиссера. Он вообще человек неутомимый. Когда он актер, часто достает всех на площадке, потому что постоянно вмешивается в съемочный процесс и раздает всем советы. На съемках сериала «Алиби» мы с группой уже думали утопить его в Мойке вместе с его советами (смеется). А вообще полезно, когда в доме есть режиссер.