«Инвестиции от Baring Vostok – вроде Нобелевской премии». Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский
Александр Ларьяновский – об уходе из «Яндекса» в чужой стартап и жизни на две страныВ рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают нам о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска – 50-летний управляющий партнер компании Skyeng Александр Ларьяновский.
Александр Ларьяновский родом из Туркменистана. Шесть лет он проработал в «Яндексе» в качестве директора по международному развитию. В частности, выводил «Яндекс» на рынки Казахстана, Белоруссии и Турции. А после оставил топовую должность в компании, чтобы присоединиться к образовательному стартапу Skyeng.
В октябре 2020 года Skyeng привлек инвестиции от Фонда Владимира Потанина Winter Capital Partners и от текущего акционера фонда Baring Vostok (Winter Capital, Baring Vostok и Skyeng не раскрывают сумму сделки). До этого Baring Vostok инвестировал в Skyeng в 2018 году – фонд купил миноритарную долю, стартап был тогда оценен в рекордные для российского рынка образовательных технологий $100 млн. Благодаря пандемии коронавируса бизнес Skyeng вырос в два раза в 2020 году – на 50% выше ожиданий.
Человек и пустыня
Я родился еще в Туркменской Республике во времена СССР на краю пустыни Каракумы в маленьком городке на 100 000 жителей. С одной стороны мою малую родину омывали воды реки Амударья, а с другой теснили безбрежные пески.
Семья, в которой я рос, мало чем отличалась от многих других советских семей, где одного ребенка воспитывали мама и бабушка. Отец рано ушел из семьи и мама, работая экономистом, постоянно где-то подрабатывала.
Значимой фигурой моего детства был дед по папиной линии – фантастический человек. Это я понимал даже в самые малые годы. Дедушка был директором градообразующего предприятия и уважаемым человеком в городе. Я помню цитаты из его рассказов: «Маленькими, мы с баржи воровали арбузы, а Николай с цесаревичем к нам приезжали». Такие зарисовки часто встречались в рассказах деда. Правда, для десятилетнего человека, что Николай второй, что Петр Первый – персонажи примерно из одной исторической эпохи.
Дед видел царя, но при этом рассказывал не про это знаменательное событие, а о том, как здорово было воровать арбузы с баржи. Яркие моменты его биографии, как крупицы золота, внезапно появлялись в его историях. «Ой, Сашка, никогда не слушай врачей. Я когда с Хрущевым ходил на баржи, видел как его врачи мучают», затем примерно такая же история про Брежнева.
Слушая деда, я всегда замирал от восхищения его насыщенной жизнью и одновременно сожалел о том, что такое пережить мне не доведется. Этот человек на всю жизнь стал примером для меня. В 90 лет он еще бегал по стадиону. Дед 1909 года рождения, пережил две мировые войны. Ребенком я перебирал его медали, но, как настоящий ветеран, он не любил рассказывать про военные годы и всегда старался перевести разговор на другие темы.
Студенческая жизнь
В 17 лет я уехал учиться в Новосибирск, где заочно закончил школу при Новосибирском государственном университете, а после поступил в Новосибирский технический институт на инженера-электрика. Там же я попал на студенческое телевидение и с головой ушел в работу. В результате после первого курса официально бросил университет. На телевидении мы снимали репортажи про те крутые разработки, которые проводились на кафедрах вуза.
Благодаря работе на телевидении я смог прокачать soft skills (научился разбираться в любой теме, ориентироваться в изменяющемся пространстве, а также управлять людьми), так как часто приходилось держать в голове сразу несколько сценариев на случай, если что-то пойдет не так. Я с головой погружался в тему, на которую нужно было отснять материал. До сих пор помню, например, как выращивают кукурузу в Сибири.
Москва и Яндекс
В 1993 году я впервые увидел интернет. Тогда все российские сайты можно было обойти за утро. Через два года понял, что это то, чем я действительно хочу заниматься дальше. С 2003 года около пяти лет занимал должность директора по маркетингу в провайдере телеком-услуг «Новотелеком» и руководил проектом «Электронный город». Все люди, которые стояли у истоков российского интернета, лично друг друга знали. Я легко общался с теми, кто когда-то начинал «Яндекс». В какой-то момент они сказали: «Слушай, ты вроде хорошо регионы знаешь, давай ты ими порулишь у нас?» Я согласился. В 2008 г. переехал из Новосибирска в Москву. Так в 37 лет я оказался в столице с четкой целью – работать в Яндекс, где и оставался до Skyeng.
В Москве я быстро понял, что если ты живешь с друзьями через два дома, то есть все шансы видеться часто, а если дальше, то лишь раз в год. Москва сильно атомизирует, то есть распыляет все социальные связи и их почти невозможно сохранить. Нужно закладывать время, чтобы добраться до места. Это главное впечатление от Москвы.
В России есть два города, где живут быстрые и энергичные люди – Владивосток и Москва. Столица привлекает меня своим темпом и ритмом жизни, инфраструктурой. Если тебе понадобилось перо дракона – это вопрос только денег.
В свободное время мне нравится ездить в исторические места – усадьбы, монастыри. Мои любимые места в районе Воробьевых гор и Лужников, где можно гулять от парка Горького через Нескучный сад и дальше. Еще из приятных маршрутов путь от Таганки в сторону Полянки.
Люблю смотреть что-то зрелищное на большом экране. Иногда я шучу, что прилетаю в Москву чтобы сходить в кино.
Места, которые мне хотелось бы посетить и в которых я еще не был, это Алмазный фонд и «ГЭС-2». Я с удовольствием вижу, как в Москве развиваются культурные кластеры. Помню, как модными становились дизайн-завод Флакон, Хлебзавод, и считаю, что таких мест в столице должно быть больше.
Сейчас я живу на два города – Москву (там находится представительство компании) и Ларнаку (там располагается головной офис Skyeng и весь топ-менеджмент).
Гаджеты
Количество гаджетов в моей жизни близко к бесконечности. Есть люди, которые пробуют все новое, в том числе и технологии. Я безусловно в их числе.
Гаджеты у меня везде – в автомобиле, дома, всегда с собой. В московской квартире функция умного дома была для забавы. Когда я переехал на Кипр в дом, то быстро понял, что умный дом прекрасно экономит время своему хозяину.
Сон – моя ахиллесова пята, так как я плохо засыпаю и чутко сплю. Мне пришлось изучить много научных подходов и изрядно потрудиться, чтобы наладить свой сон. Например, я использую кольцо Оura.ring, с помощью которого оцениваю качество сна и провожу над ним эксперименты.
Все технические новинки, которые появляются, – VR-очки, проекционная клавиатура – мне интересны как острие технологий. Любознательность и любопытство – это неотъемлемое качество успешности человека. Если ты решил, что все знаешь, это шаг назад. Ты устареешь и перестанешь быть интересен на работе и в семье. Моя любознательность отражается в путешествиях и гаджетах.
Английский как прозрение
Если ты не знаешь языка, то пропускаешь много информации. Мне не нравится учить язык, но это нужно, чтобы делать то, что ты хочешь.
Английский я учил как все советские люди – сначала в школе, потом в университете, но говорить совсем не умел. Наверно, так было бы и сейчас, если бы в 2010 году основатель «Яндекса» Аркадий Волож не отдал мне под контроль турецкий рынок, куда только собирался выходить «Яндекс».
На тот момент мой английский был на уровне честного элементари. Перед командировкой в Турцию я направился к эйчар-менеджерам, которые отвечали за обучение и развитие в компании, и сказал, что мне немедленно нужен преподаватель по английскому языку.
После полугода упорной работы я заговорил, и это было чудо. По ощущениям можно было сравнить с тем, как лет 20 назад я сделал операцию на зрение и, сняв очки, вдруг понял то, как много не видел раньше.
Сейчас моего уровня достаточно чтобы читать и общаться в повседневной жизни. Невозможно что-то выучить впрок.
Знакомство со Skyeng
В 2012 году ко мне пришли молодые ребята из Skyeng и спросили совета. У меня тогда был главная цель в жизни – подвинуть Google на турецком рынке. Я не помню нашу первую встречу, потому что они ничем для меня не выделялись. Я дал им советы, и через некоторое время они вернулись с новыми результатами. Ребята рассказали, как они использовали мои советы и что из этого получилось. Через две–три встречи стало понятно, что это лучшие мозги России, за которые нужно держаться. В сентябре 2013 года я проинвестировал в проект (вместе с еще одним партнером Эркином Адыловым получилось $ 330 000), а с января 2014 года стал официально им заниматься в качестве управляющего партнера.
Я присоединился к ребятам, когда они сидели в Долгопрудном. В первой и последней попытке туда доехать я убедился, что это несовместимо с длиной человеческой жизни, и предложил им переехать в черту Москвы.
На заводе в промзоне в районе Крестовского путепровода нашлось здание, которое не реставрировалось с конца 19 века. Одно из его помещений, в котором мы проработали около года, представляло собой унылую картину. Штукатурка сыпалась с потолка, из щелей деревянных рам нещадно дуло, а вздувшийся линолеум пружинил под ногами. Несмотря на такие декорации, снимать это место было дешево, а путь до ближайшего метро пешком занимал 20 минут.
Нашим первым серьезным инвестором стала компания Baring Vostok, которая когда-то в нас поверила. Ранее они не инвестировали в проекты на ранних стадиях. Исключение, которое они сделали для нас, было словно вручение Нобелевской премии. К тому моменту мы уже довольно крепко стояли на ногах, но это был переход в другую лигу. Решение инвесторов изменило мою жизнь, словно кто-то сильный встал за спиной и, положив руку тебе на плечо, сказал: «Иди, я подстрахую».
Перемещение по городу и деловые встречи
По столице я передвигаюсь на каршеринге, пешком и в метро. Такси беру в том случае, когда понимаю, что будут проблемы с парковкой. Личная машина мне нужна для длительных поездок.
Деловые встречи я люблю проводить в местах с авторской историей. Более 60% моих встреч проходят в любимом ресторанчике Brooms на Таганской. Бывает, что там я провожу по 5-6 встреч подряд. На втором месте ресторан I Like Wine на Фрунзе, где находится офис «Яндекс». Там тоже уютно и тихо – прекрасная атмосфера для спокойных разговоров. Номер три – кафе Delicatessen с авторской кухней.
До переезда в Ларнаку я мало уделял внимание теме пластика. Но когда увидел его количество на очень маленькой территории Кипра, который всего в треть МО, то стал больше задумываться о раздельном сборе мусора и стараюсь это делать.
Тем, кто приехал в город, нужно в первую очередь освоить «Яндекс.Карты» и 2GIS, чтобы быстро строить маршруты по городу. Это помогает экономить время, как и правило жить недалеко от работы, даже если для этого приходится переплачивать. В Москве 10 км. до работы могут отнимать два часа в одну сторону, в итоге 4 часа в день. Поэтому чем ближе ты живешь к работе, тем легче жизнь.