Читайте также
Собянин открыл первую в России станцию метро на территории аэропорта
Корабль из Поднебесной: тестируем китайский кроссовер Exeed RX
В чем сила, Барби? Почему фильм о кукле стал самым человечным хитом

Умный трафик. Как избавить город от пробок?

Москва входит в десятку самых загруженных городов мира

Водители Москвы привыкли стоять в пробках. В 2016 г. они проводили в них примерно 91 ч в год, следует из отчета сервиса оповещения о дорожной обстановке в режиме реального времени INRIX. А к 2020 г. время, проведенное в пробках, увеличилось до 200 ч в год. Такие данные приводят специалисты голландской фирмы TomTom, занимающейся производством навигационных систем и составлением карт. Правда в 2018 году подход к расчету стал учитывать улично-дорожную сеть всей агломерации, включая и дороги Московской области, так что пробки объективно говоря, сократились: по всей Московской агломерации в 2013 году индекс загруженности дорог Tom Tom был более 100%, а в 2021 – уже 61%.

Что нужно сделать, чтобы город поехал, и что делается в Москве уже сейчас? 

Общественный транспорт вместо машины

Одна из важных задач большого города – создать удобный транспорт общественного пользования. Чем он комфортнее, дешевле и быстрее автомобиля, тем больше людей будет его использовать. У Москвы есть свои успехи в этом вопросе. В 2022 г. доля поездок на общественном транспорте Москвы составила 64%. И еще 21% водителей – читателей «Авто Mail.ru», которые участвовали в опросе издания, готовы пересесть на общественный транспорт с личных авто, если он станет еще удобнее и доступнее. 

Урбанисты Лондона, Парижа, Сеула, Копенгагена не первый год продвигают идею запрета автомобилей в городе, чтобы снизить уровень углекислого газа и создать пространство для пешеходов. Этот категоричный сценарий невозможен для Москвы. Но частично автомобили уже вытесняются не только метро, автобусами и такси, но и системами индивидуальной мобильности, например городскими самокатами. Сервисы уже предлагают воспользоваться самокатом, припаркованным у дома, офиса или торгового центра. Правила пользования самокатами также модифицируются и становятся более жизнепригодными.

Более половины всех поездок на автомобиле по дальности не превышает 8 км, поэтому автомобиль в этих случаях можно заменить на самокат или велосипед. К тому же авто в движении занимает в 28 раз больше места, не говоря уже о припаркованных автомобилях. Безусловно, популярность такого вида транспорта зависит от климата в отдельных городах России, и то, что будет популярно на юге страны практически весь год, не оценят жители Сибири. Универсального решения, к сожалению, не существует. Всегда это будет комплекс мер для конкретного региона со всеми его особенностями.

Любишь водить – заплати

Еще одна зарекомендовавшая себя стратегия решения проблем загруженности городских дорог – это постоянное повышение стоимости пользования личным авто относительно стоимости пользования общественным транспортом, такси и прочими альтернативами. В Москве это реализовано в формате платных парковок. Особенно в центре платные парковки активно стимулируют водителей выбирать общественный транспорт, что при должном масштабе заметно снижает загруженность улиц. 

В 2023 г. водители могут бесплатно припарковаться на улицах Москвы 69 дней в году. Стоимость парковки рассчитывается исходя из загрузки улицы, на которой она расположена. Не менее 10–15% мест должны быть свободными. На улицах с повышенными тарифами по 380 и 450 руб. в час в дневное время парковка остается платной и в воскресенье. Бесплатно оставить там машину можно лишь в дни государственных праздников. В итоге, согласно опросу «Авто Mail.ru», 59% пользователей сайта, участвовавших в исследовании, готовы пересесть на общественный транспорт, если цены на парковки продолжат расти. 

Если посмотреть на ситуацию в городе сейчас и 10–15 лет назад, то, без сомнения, платные парковки работают. Стоимость формируется на основе баланса предложения и спроса. При этом базовый тариф может сохраняться, а в целом тарифная система строится по принципу дифференцированных тарифов, когда базовый тариф растет по мере загрузки парковок и наоборот. Управлять парковочным пространством можно не только за счет стоимости. Также ограничения можно ввести по времени парковки, цели и типам транспортных средств. 

Движение без бутылочных горлышек

Одним из существенных недостатков дорожной системы Москвы можно назвать часто неудачное, хотя и закономерное, несоответствие «дизайна» улицы и ее функции. В идеальной городской среде улично-дорожную сеть можно разделить на два типа: городские улицы, которые являются общественными пространствами (здесь ходят пешеходы, работают кафе и магазины), и дороги, основная функция которых – пропускать транспортные потоки. На практике же много гибридов, которые объединяют эти несопоставимые функции, что приводит к пробкам, ДТП и общему недовольству. Ярким примером в Москве является северная часть ТТК, многие вылетные магистрали, особенно их участки ближе к центру города. 

Организованные перекрестки и их администрирование, регулирование светофоров, настройка интеллектуальной системы – все это позволяет транспортному потоку двигаться эффективно и также влияет на загруженность городских дорог. Так, например, до реконструкции Садового кольца в Москве магистраль разделяло от семи до 10 полос в одну и другую сторону. Главной идеей транспортных преобразований Садового кольца было создание единого профиля дороги, чтобы минимизировать эффекты бутылочного горлышка. Поскольку расширить самые узкие места (мосты и тоннели) не представлялось возможным, в рамках благоустройства излишнее пространство на других участках отдали под дублеры с парковками и пешеходное пространство – для машин выделено от трех до пяти полос в каждую сторону. Это позволило превратить Садовое кольцо из магистрали в центре города в относительно комфортную городскую улицу. При этом статистика показывает и сокращение пробок, и значительное сокращение ДТП. 

Выравнивание профиля и организация въездов-выездов и парковок через небольшие дублеры позволили очень заметно снизить конфликтность движения. В перспективе это также позволит организовать хорошо работающие выделенные полосы для общественного транспорта, если город примет такое решение.  

Есть в Москве еще один важный элемент транспортного каркаса – это набережные. Невозможно их все сделать пешеходными, как было сделано с Крымской набережной. Нужно искать баланс, чтобы сохранить и транспортную функцию, и комфортный променад. По этому принципу, например, была реконструирована Якиманская набережная: там расширили тротуары до 15 м, выполнили благоустройство, но без ущерба транспортному потоку и пропускной способности автомобилей.

Побороть проблему пробок больше шансов у полицентричного города, где потоки людей не стремятся в один-единственный центр из-за концентрации в нем рабочих мест. В Москве сегодня для этого развиваются хордовые связи, создаются альтернативные центру точки притяжения, рабочие места за пределами ТТК. Развитие мегаполиса – достаточно длительный процесс, если подходить к нему эволюционно, а не революционно. Через 10–15 лет есть все шансы увидеть еще более равномерное распределение городской активности, чем оно есть сейчас.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%