Рафик Загрутдинов: «Цель – создание принципиально новой городской среды»
Интервью с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком ЗагрутдиновымНесмотря на кризис и логистические сложности, на московских стройках кипит работа. «Ведомости. Город» поговорил с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым о строительстве новых жилых домов, школ, детсадов и больниц нового поколения, а также о результатах программы реновации.
– Строительная отрасль по сравнению с другими наименее зависима от импорта. Например, импортное программное обеспечение, которое используется в строительстве на этапе проектирования, можно заменить на очень достойное отечественное. Часть оборудования будем завозить из дружественных стран, у нас уже готовы варианты решений. На 2022 г. мы полностью укомплектованы оборудованием и не выходим за рамки сроков. И по реновации идем четко в графике. С момента старта программы уже построено 2,5 млн кв. м недвижимости, из ветхих домов переселено более 58 000 жителей, в том числе с начала этого года – более 17 000 человек. Система налажена.
– В планах ввести в эксплуатацию 1,2 млн кв. м, это порядка 20 000 квартир. Наши новые дома энергоэффективные, поэтому их эксплуатация жителям обходится дешевле. Этого удалось добиться благодаря новым строительным материалам: в квартирах установлены двухкамерные стеклопакеты, энергоэффективные стеновые материалы (например, утепленные панели, энергосберегающая краска и др. – «Ведомости. Город»), индивидуальные приборы учета воды и тепла, просторные кухни с большими светлыми окнами и др. С точки зрения уюта, комфорта и эксплуатации у жителей улучшаются условия.
Входы в здания, полы, лифтовые холлы на первых этажах сделаны в один уровень с землей – сразу попадаешь в просторный подъезд. Здесь есть место для консьержа, помещение для детских колясок и велосипедов. Лифты оборудованы тревожными кнопками, системами видеонаблюдения. На первых этажах – коммерческие объекты, торговые помещения.
Программа реновации – это не только строительство домов, но и создание принципиально новой городской среды: детских площадок, общественных пространств, школ, детских садов, поликлиник, спортивных объектов, парков, новых дорог.
– До 2011 г. были очереди в детские сады, работали двухсменные школы, потому что не хватало мест. Сегодня в целом по Москве уже нет того дефицита, как несколько лет назад. Начиная с 2011 г. в городе построено свыше 450 детских садов и школ. Сейчас строится больше 30 объектов образования. В этом году планируем построить 10 детских садов, три школы и пять учебных корпусов. Это современные объекты с точки зрения архитектурно-планировочных решений.
Например, в детских садах предусмотрена возможность вариативного использования части помещений при помощи раздвижных трансформируемых перегородок. Сколько ребенок спит? Буквально несколько часов, а помещение с кроватками простаивает. А сейчас есть трансформируемая перегородка, кроватки убираются, больше площади детишкам для игр.
Больницы нового уровня
– Строительства объектов здравоохранения в таком количестве, как сейчас, за всю историю города не было. Одновременно возводится более 500 000 кв. м – порядка 30 объектов. Например, новый лечебно-диагностический корпус Московского клинического научно-практического центра им. Логинова готов более чем на 80%, сейчас здесь завершается отделка палатных этажей. Уже в следующем году учреждение примет первых пациентов. Здание рассчитано на 570 коек. С действующими корпусами его соединят крытые переходы. В одном месте онкопациенты смогут получить все виды медицинской помощи – от диагностики до высокотехнологичного лечения и реабилитации. При помощи технологического оснащения комплекса появится возможность проводить лучевую терапию, которую ранее здесь не делали. Палаты, как номера в 5-звездочной гостинице, с огромными окнами. Рядом по поручению мэра обустроим огромный красивый парк для реабилитации пациентов и их прогулок с родственниками.
– Медицинское учреждение станет одним из крупнейших инфекционных стационаров в стране. В клинике оборудуют 546 одноместных мельцеровских боксов (комплекс помещений для проведения лечебно-диагностических мероприятий инфекционным больным. – «Ведомости. Город») с индивидуальным душем и туалетом, многофункциональными кроватями с электроприводом, кнопками вызова медперсонала, вентиляцией и телевизорами. Три корпуса общей площадью более 100 000 кв. м объединят подземными и надземными переходами, чтобы пациенты и врачи могли перемещаться по больнице, не выходя на улицу и не пересекаясь друг с другом. Это важно, потому что здесь будут находиться люди с разными инфекциями.
Кроме того, в этом и следующем году будет достроено пять скоропомощных стационарных комплексов на базе городских больниц.
Бессветофорные дороги
– По программе 2022–2024 гг. планируется построить 190 км улично-дорожной сети, в этом году ввести 74,9 км дорог, 20 искусственных сооружений (тоннели, эстакады, мосты и путепроводы) и 12 подземных и надземных пешеходных переходов.
Сейчас главный акцент сделан на развитие хордовых магистралей – Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Протяженность участков Северо-Восточной хорды в строительстве составляет 40 км, Юго-Восточной – 28 км, Южной рокады – около 30 км.
– Мэр поставил нам задачу обеспечить в городе максимальную протяженность бессветофорного движения и интегрировать с Московской агломерацией (Москва и прилегающие к ней города) и федеральными трассами. Это важно для сокращения времени в пути. Так появилась идея об их объединении. Диаметр улучшит транспортное обслуживание для 48 районов, в которых проживает более 5 млн человек.
Участок МСД на юго-востоке столицы соединит между собой такие крупные магистрали, как ш. Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспект, ул. Подольских Курсантов, Липецкую, Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Также улучшит транспортную связь четырех округов Москвы – ВАО, ЮВАО, ЮАО и ЮЗАО.
– Строительство завершим к концу 2023 г. На данный момент объект готов на 62%. Строительство разделили на два участка. На северном – от Бусиновской развязки до трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань (Северо-Восточная хорда) – уже построили 98,6 км дорог. На южном – от ш. Энтузиастов до автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (Юго-Восточная хорда) – работы выполнены на 45%.