Выезд танков на сцену и запах свежескошенной травы в зале: чем удивляют московские театры после реконструкции
О модернизации главных театров столицы рассказывают архитекторы и режиссерыЗрелища большого города становятся все разнообразнее: в обновленных театральных пространствах проходят не только спектакли, но и гастрофестивали, музыкальные концерты, модные показы и литературные чтения.
«Развивается экспериментальный театр, выходят иммерсивные спектакли – здания должны быть адаптированы под новые форматы театральных постановок», – объясняет партнер и генеральный директор бюро Blank Architects Магда Чихонь. «Сегодня театры строятся иначе, чем даже 20–30 лет назад», – соглашается партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро. Благодаря современным технологическим решениям и мультимедийным технологиям постановщики могут за считанные секунды заполнить зал ароматом свежескошенных трав или погрузить зрителей в облака. Для создания эффекта полного погружения к сцене или в зал дополнительно подводят водопроводные трубы, системы охлаждения или обеспечивают дополнительную акустику.
Но при этом атмосфера становится менее прихотливой: «Поэтому пространство Электротеатра Станиславского на Тверской мы в 2014 г. превратили в черную технологичную коробку, которую можно трансформировать как угодно», – объясняет Шапиро. Требуют зрители и нового уровня комфорта. Если прежде театру было достаточно нескольких буфетных стоек в фойе, вспоминает Чихонь, то сегодня после реконструкции в зданиях предусматриваются полноценные кафе или рестораны, магазины фирменного мерча.
За последние 10 лет в столице отремонтировали 78 театральных зданий. Еще 37 театров, по заявлению департамента культуры, отремонтируют в ближайшие два года.
Театр на Бронной
Весной 2022 г. после двухлетней реставрации открылся Театр на Бронной. В январе 2020 г. театр переехал в ТКЗ «Дворец на Яузе», а теперь вернулся на историческую сцену на Малой Бронной. Для создания нового каркаса сцены, зрительного зала и других помещений здесь собрали больше 200 т металлоконструкций, из них 66 т – в зоне сцены. Появился специальный лифт для маломобильных зрителей. Театр отказался от традиционных билетных касс: вместо них установлены специальные терминалы. На месте прежних касс открыт сувенирный магазин, а гардероб управляется «умной» системой, которая позволяет посетителю как можно быстрее получить свою верхнюю одежду.
Театр эстрады
Театр эстрады на Берсеневской набережной планируют открыть после реконструкции к Новому году, в декабре 2022 г. Работы по его обновлению начались в 2020 г. На сцене заменят все механическое оборудование, появятся новейшие системы звука и света. «Честно говоря, представить, что мы получим такую помощь от властей, было трудно. Но вот все стало реальностью», – поделился впечатлениями художественный руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов. Обновленный памятник архитектуры станет частью модернизированного острова Балчуг.
Театр «Сатирикон»
Театр «Сатирикон» сможет вернуться в свое здание в Марьиной Роще уже в следующем году. Проект был задуман еще в 90-х гг., стройка началась в 2014 г. После реконструкции общая площадь увеличится вдвое, поменяется потолок в зрительном зале. Архитекторам удалось в небольшом дворике вместить целое восьмиэтажное здание, где будут новые цеха и репетиционные залы. Появятся и музей Аркадия Райкина, и гостиничный комплекс.
Театр «Модерн»
По мнению художественного руководителя Театра «Модерн» Юрия Грымова, реконструкция – вещь очень тонкая. «Я видел немало театров, которые вставали на реконструкцию, а после теряли само понятие «театр». Они превращались в отели, базары», – объясняет режиссер. В здании на Спартаковской площади, которое сейчас занимает Театр «Модерн», были и масонская ложа, и Хлебная биржа, и Дом пионеров. Но, тем не менее, в нем местами сохранились метлахская плитка, лепнина, исторические светильники на стенах. Все это в процессе реконструкции театра, которая обсуждается уже несколько лет, надеются сохранить. А также увеличить пространство за счет присоединения лабаза (некогда зернохранилища Хлебной биржи), куда переедут пошивочные и бутафорские цеха. Внутренний двор накроют крышей – он станет переходом между сценой и репетиционным залом.
«Зрителю нужны лифты, просторные и безопасные фойе, удобные кресла в зрительном зале. Безопасность, комфорт, современные технологии – все это влияет на атмосферу и важно наравне с художественной ценностью постановок», – считает Грымов.
В театре хотят также обустроить после ремонта библиотеку, посвященную стилю модерн, выставочную галерею и балетный зал. Есть в планах худрука и строительство мини-гостиницы для размещения артистов, приезжающих в театр на гастроли.
Театр Российской армии
Планируется и модернизация Театра Российской армии – одного из характерных памятников сталинской архитектуры. Основная сцена изначально была приспособлена для масштабных спектаклей: шириной почти 40 м, а общей глубиной 62 м, по площади она значительно превосходит зрительный зал. Тут можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек, показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца или штурм Перекопа. До сих пор сохранился танковый выезд: во время спектакля на сцену вполне мог выехать бутафорский линкор или бронепоезд. Есть также трюм, ставший декорацией к фильму «Кин-Дза-Дза».
Само здание театра выполнено в виде пятиконечной звезды. По задумке авторов проекта, архитекторов Алабяна и Симбирцева, венчать здание должна была гигантская фигура красноармейца. Но воплотить ее тогда помешала война.
Планы модернизации пока не представлены, но очевидно, что свою главную функцию здание сохранит и останется крупнейшей в стране сценической площадкой.
Дело техники
Обычно театр функционирует как предприятие полного цикла. Здесь есть свои постижерные, где делают парики, пошивочные цеха для костюмов, цех, где делают декорации, сами шьют даже обувь. А в новом здании Театра зверей имени Дурова, построенном в 2021 г., для самых важных артистов – водоплавающих и ластоногих – есть свой персональный бассейн.
В Электротеатре Станиславского после модернизации, помимо гримерных и подсобных помещений, появилась еще одна – малая – сцена для молодых режиссеров, которая летом превращается в театральную площадку под открытым небом.
В театре «Современник» после масштабной реконструкции 2018 г. появились две подъемно-опускных площадки. Этот механизм – гордость проектировщиков, как и новая сцена-трансформер. Кроме того, зданию вернули исторический облик: восстановили лепнину и элементы карнизов, сделали новую подсветку и вернули на фасад здания, спроектированного в 1913 г., надпись «Кинотеатръ «Колизей».
Театр – это не завод
«В столице театров сейчас больше, чем кинотеатров. И будет еще больше, как мне кажется, учитывая, что прокат фильмов сокращается, а число театральных премьер растет», – рассказал «Ведомости. Городу» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его мнению, московский зритель входит во вкус живых постановок: «Уверен, что мы еще увидим много разных форм театров».
По словам архитектора Олега Шапиро, театр становится местом встреч и проведения досуга, выставочным пространством или библиотекой – местом, доступным для посещения в любое время суток. «Театральное здание – это не завод, не место хранения ценностей или представления чего-то сакрального, это часть жизни и непременный атрибут развивающейся городской среды», – рассуждает архитектор.