Главные выставки зимы: светящиеся пейзажи и праведники, парящие над гробами
Редкие эскизы автора «Явления Христа народу» к так и не построенному храму и картины знаменитого реставратора«Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»
К началу холодов Третьяковская галерея открывает выставку художника, который очень любил зиму. Игорь Грабарь в отличие от многих радовался снегу в любое время: в его творчестве есть работы под названиями «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», написанные в Подмосковье. А еще любил «Зимнее утро» и «Иней», и в разных вариациях рисовал в течение всей своей жизни. Самая знаменитая картина художника – «Февральская лазурь»: над ней Грабарь работал из траншеи, выкопанной в снегу. Береза на фоне голубого неба особенно выигрышно смотрелась снизу. Когда зима заканчивалась, художник начинал писать натюрморты.
С юбилейной экспозицией Третьяковка припозднилась. Непосредственно к 150-летию мастера в прошлом году выставку устраивал Русский музей. Но для Третьяковки Игорь Грабарь не просто художник. Его практические таланты превратили галерею из частного собрания в настоящий музей. В 1913 г., став главой попечительского совета, Грабарь своими нововведениями учинил настоящий скандал, предложив нарушить порядок развески, который был при братьях Третьяковых: картины тогда висели в несколько рядов от пола до потолка, как шпалера, по вкусу владельцев, занимая всю стену. Грабарь хотел представлять собрание по хронологии и по художникам – на принципах, которые сейчас кажутся незыблемыми. Грабарь начал расширять коллекцию, пытаясь охватить всю историю русского искусства. Так в Третьяковке появились иконы и работы художников-авангардистов: Лентулова, Гончаровой, Фалька. Им тоже найдется место на нынешней выставке.
Энергичность, витальность Грабаря позволили ему стать не просто живописцем. Он создал многотомный труд «История русского искусства». Благодаря ему в 1918 г. возникли центральные реставрационные мастерские: он организовал реставрацию фресок Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире и спасение Троице-Сергиевой лавры. В 1920 г. Грабарь ездил в экспедицию на русский Север, а позже – в Новгород, Псков, Крым. В 1924 г. организовывал выставки русского искусства в Америке, с его подачи старинные русские иконы в 1929 г. совершили турне по Европе и США. Но выставка все-таки посвящена Грабарю-художнику. На нее стоит прийти, чтобы увидеть лучшие живописные работы: натюрморты, портреты и светящиеся зимние пейзажи.
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
18 ноября 2022 – 26 февраля 2023
«Александр Савинов. Миражи»
В музее русского импрессионизма до конца января проходит выставка «Александр Савинов. Миражи». «Очаровательно: сколько света, сколько жизни. И при этом такой своеобразный тон библейской жизнерадостности!» – так отзывался о дипломной работе художника «Купание лошадей в Волге» Илья Репин. На выставке есть только эскиз к этой работе, полотно огромного размера хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге и, к сожалению, не транспортабельно.
Работа «Окно» 1909 г. из курганского музея была специально отреставрирована к выставке. Также можно увидеть эскиз портрета Марии Андриевской, дочери высокопоставленного чиновника, предоставленный наследниками. Интересно, что, когда Савинов писал этот портрет, в соседней комнате над портретом ее матери работал Серов.
Савинов с самого начала был отмечен и любим: после окончания Академии художеств он получил стипендию и отправился в Италию – так награждались самые успешные выпускники. Пик его таланта пришелся на 1900–1910-е гг., эпоху утонченности и декаданса. Современники называли его «умиротворенный Врубель». «Портрет старухи», представленный на выставке, перекликается с работами старых мастеров, в частности с Рембрандтом. И становится ясно, что классические сокровища лондонских музеев очаровывали Савинова больше модных картин, которые показывали ему парижские маршаны, продавцы искусства.
Художник провел несколько лет в имении Натальевка сахарозаводчика и мецената Харитоненко, работая над росписями храма, построенного Щусевым. Это были годы расцвета Савинова. После 1917 г. героини его картин-панно – нежные купальщицы, волоокие красавицы в шелках – мало соответствовали советским реалиям, и художник с головой ушел в преподавание. Сейчас он совершенно забыт публикой. Первая с 2003 г. выставка Савинова должна исправить такую несправедливость.
Родина Савинова – Саратов. Поэтому в зале на третьем этаже разместили спецпроект «Миражи. Саратовская школа», героями которого стали художники Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Кузнецов, Уткин. Земляки и коллеги Савинова не были группой в чистом виде – они не издавали манифестов, между ними не было отношений учитель – ученик, но у них было похожее мироощущение. Природа, лишенная импрессионистического эффекта и надрыва, – их основной мотив. А волжские холмы и просторы – место силы.
В годы войны Савинов, оставшись в Ленинграде, работал над эвакуацией картин из Эрмитажа и умер во время блокады.
Музей русского импрессионизма
21 октября 2022 – 21 января 2023
«Александр Иванов. На пути к храму»
Третьяковская галерея представляет небольшую, но важную выставку графических работ Александра Иванова. Третьяковка располагает большим объемом графики создателя знаменитой картины «Явление Христа народу»: в галерее хранится около 700 листов и 40 альбомов работ Иванова. То, что выставили сейчас – 100 картин и 39 набросков, – необычно и малоизвестно.
В 1842 г. к художнику обратился архитектор Константин Тон, который надеялся привлечь Иванова к росписи храма Христа Спасителя. Иванов, поглощенный работой над главным творением своей жизни, отказался. Через несколько лет размышления о синтезе картины и храмового образа привели Иванова к тому, что он все-таки увлекся и начал работу над росписями для храма Христа Спасителя – просто для себя, так как заказ уже достался Карлу Брюллову.
На выставке показывают варианты заалтарного образа «Праведники парят над пустыми гробами», который так и остался эскизом.
Иванов после этой работы создал еще два цикла – эскизы больших монументальных образов на ветхозаветные и библейские темы. Они, в свою очередь, предназначались для храма, который даже не был заложен – император Николай I лишь объявил о намерении его построить. Эскизы стеновых росписей предполагаемого «всемирного» храма представлены на выставке совсем разными работами – от большого листа с изображением Бога, выполненного карандашом, до маленьких почти прозрачных рисунков со сценами сотворения мира, сделанных пером и тушью. Объединяет их одно – блестящее мастерство художника.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
21 октября 2022 – 16 апреля 2023