Великое возвращение: как за 25 лет изменилась ВДНХ
Выставка вернула исторический облик и получила свою метавселеннуюЗа восемь месяцев 2024 г. на ВДНХ организовали более 11 000 экскурсий. Об этом 11 сентября сообщила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина, которую цитирует портал mos.ru. По словам Сергуниной, ежедневно на ВДНХ проходит около 50 экскурсий. «С начала года с достопримечательностями комплекса познакомились больше 140 000 человек», – отметила она. Благодаря стартовавшей в 2014 г. программе «Возрождение ВДНХ» музейно-экспозиционный комплекс, который 25 лет назад представлял собой место стихийной торговли, сегодня стал одной из самых привлекательных локаций для культурного и активного отдыха. В рамках спецпроекта «Москва похорошела», приуроченного к 25-летию «Ведомостей», «Ведомости. Город» вспомнил, как изменилась за четверть века одна из главных столичных достопримечательностей.
Возвращение столице
ВДНХ постоянно трансформировалась параллельно с изменениями в идеологии, эстетике, стиле и обществе, отмечает в разговоре с «Ведомости. Городом» историк архитектуры, руководитель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов. В 1990–2000-е гг. ВДНХ (тогда выставка носила название ВВЦ) превратилась в рынок. В павильонах шла торговля, лепнина и барельефы зданий были спрятаны под фанерными листами. Большая часть построек пребывала в аварийном состоянии. При этом на территории появилось около 300 незаконных объектов.
В ноябре 2013 г. президент России Владимир Путин поручил передать Москве 69,79% акций ОАО «Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ) – до этого столице принадлежало лишь 30% компании, оставшейся частью владело федеральное правительство. Через полгода московские власти вернули выставке историческое название и приступили к реконструкции. В своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин вспоминал, что «после начала реконструкции с территории выставки вывезли больше 100 палаток с шашлыками, шаурмой и прочим сомнительным общепитом, а также множество рекламных тумб, щитов и других конструкций, которыми были заставлены аллеи».
В числе первых изменений было присоединение к ВДНХ парка «Останкино». Площадь комплекса расширилась с 240,2 га до 325 га. В рамках благоустройства под землю убрали 26,9 км проводов, обновили более 130 км инженерных коммуникаций. Ландшафтные дизайнеры воссоздали по историческим документам 1950-х гг. в общей сложности 22 000 кв. м цветников, выложили 125 га газонов и высадили более 1 млн цветов. На территории выставки появилось около десятка спортплощадок: для настольного и большого тенниса, воркаута, волейбола и т. д.
Изменения коснулись не только исторического ядра выставки, но и отдаленных территорий. В 2018 г. между Зеленым театром и «Городской фермой» создали ландшафтный парк площадью 87 га. Французский ландшафтный архитектор Мишель Пена разбил его на пять зон, которые соединяют дикую природу и рукотворные территории. Сейчас, по данным mos.ru, общая площадь озеленения и ландшафтных аттракционов составляет 223,2 га – почти 70% территории выставки.
Город музеев
Городские власти также начали возвращать исторический облик павильонам и другим знаковым постройкам. Например, в 2017 г. восстановили арку Северного входа, построенную к открытию выставки в 1939 г. Через год – павильон «Космос», где отреставрировали смальтовое панно с изображениями индустриальных достижений страны, элементы декора 1950-х гг., гипсовую лепнину и т. д. Знаковым проектом 2019 г. стало завершение реставрации фонтана «Дружба народов». Украшающие его скульптуры девушек, олицетворяющих 16 республик СССР, очистили от старой позолоты и покрыли сусальным золотом. В прошлом году открылся павильон № 1 «Центральный». К августу 2024 г., по словам Собянина, было отреставрировано 38 исторических павильонов и других объектов. «На сегодня закончена реставрация 80% расположенных здесь памятников архитектуры», – писал мэр Москвы в своем блоге (всего на ВДНХ 49 объектов культурного наследия).
Безусловной удачей возрождения ВДНХ Багаутдинов называет возвращение музейной функции в историческом ядре выставки. «Все больше павильонов становятся музеями, перекликаясь с оригинальной концепцией выставки, либо национальными площадками бывших союзных республик», – поясняет он, приводя в пример павильоны Узбекистана, Казахстана, Азербайджана. «Так воссоздается первоначальная идея: та или иная страна представляет свои промышленность, экономику, историю, культуру», – констатирует он.
Сегодня в павильонах выставки работают 25 музеев. Например, в павильоне №13 находится филиал Музея Востока, где представлено более 1500 экспонатов, в том числе искусство Кавказа, Средней Азии, стран Африки и т. д. В павильоне №58 расположен музей славянской письменности «Слово». Здание павильона «Космос» занимает центр «Космонавтика и авиация». В 2023 г. он стал самым популярным музеем ВДНХ, отмечала Сергунина: его посетило 620 000 человек.
Посещаемость музеев комплекса растет: в 2022 г. в них, по словам Сергуниной, побывало 2 млн человек. В 2023 г. это число увеличилось на 25% до 2,5 млн, приводила данные заместитель мэра. Музейный кластер ВДНХ проводит более 15 000 экскурсий в год. Также на выставке проходит более 1200 разных мероприятий, включая концерты и фестивали. Ежегодно, по данным mos.ru, комплекс посещают 30 млн человек.
Новые проекты
На ВДНХ построены и новые объекты. Например, Москвариум – крупнейший в Европе океанариум, находящийся не на морском побережье. Или колесо обозрения «Солнце Москвы», самое большое в Европе: его высота составляет 140 м, что на 5 м больше, чем у предыдущего европейского «рекордсмена» – «Лондонского глаза». 1 августа 2024 г. заработала самая длинная канатная дорога города – «Воздушный трамвай» длиной 769 м. За месяц ее посетило более 100 000 человек, писал mos.ru.
В числе новых объектов – современные павильоны. Например, семиэтажный научный центр «Атом» площадью 25 000 кв. м, который может принимать одновременно более 2000 человек. В нем размещается экспозиция, посвященная атомной отрасли. Сегодня ВДНХ – это современные технологии, сосредоточенные в новых комфортных и интересных павильонах, считает руководитель проектов CM International Владимир Овсянников. «Выставка достижений народного хозяйства превратилась в выставку достижений нового хозяйства. Этот тезис лучше всего подчеркивает трансформацию территории последних лет», – отмечает он.
В августе 2024 г. в пилотном режиме начала работать цифровая копия выставки – метавселенная ВДНХ. Пользователи рунета могут совершать по ней интерактивные прогулки. Это первый подобный проект для города, который в будущем может стать основой для комплекса образовательных и туристических цифровых проектов и площадкой для проведения онлайн-мероприятий, пояснил «Ведомости. Городу» представитель столичного департамента информационных технологий. По данным ведомства, за первый месяц работы на страницу проекта зашли более 36 000 посетителей.
Все на экспо
ВДНХ усиливает позиции и как экспоцентр. С ноября 2023 г. до июля 2024 г. в 75 объектах размещались проекты международной выставки-форума «Россия». Некоторые из них, в том числе «Атом», экспозиция «Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы», «Дом полимеров» компании «Сибур», продолжают работу до сих пор. По словам Собянина, в 2023 г. благодаря выставке-форуму «Россия» ВДНХ установила рекорд посещаемости – 35 млн человек. Эти показатели планируется увеличить за счет развития конгрессно-выставочного комплекса «ВДНХ Экспо», который, по данным mos.ru, появится в 2026 г. Он объединит три павильона: «Монреальский» (его строили к «Экспо-67» в Монреале и затем, в 1975 г., пересобрали в Москве), выставочный № 75 и новую постройку. Его общая площадь составит порядка 240 000 кв. м, ежегодно в нем можно будет проводить свыше 200 крупных мероприятий. Они дополнят и без того насыщенный выставочный календарь: в течение года на ВДНХ проходит более 100 деловых форумов и выставок, которые посещает более 600 000 человек.
В своем блоге Собянин подчеркивает, что конгрессно-выставочный комплекс станет новым центром делового туризма. «Комплекс обогатит качественную инфраструктуру для проведения деловых мероприятий международного уровня, в которую сегодня входят не только выставочные павильоны, но и более 150 интересных и уютных городских площадок», – пишет он.
Актуализация таких крупных проектов, как ВДНХ, помогает городу в его полицентричном развитии. Создание и обновление современной масштабной и многофункциональной точки притяжения не в центре города позволяет грамотно распределять нагрузку на его районы, считает Овсянников. «Москва за счет развития таких проектов становится комфортной и разнообразной, горожане получают новые точки досуга в удобной транспортной доступности, туристы познают город с разных сторон и в разных районах», – заключает он.