Фасады реновации: оптические иллюзии, цепочки дворов и «сталинские» арки
Проекты-победители конкурса фасадов домов, куда переселят по реновацииВ Москве подвели итоги конкурса «Облик реновации»: участники разрабатывали архитектурные решения домов по программе для 31 площадки. «Ведомости.Город» узнали у победителей и организаторов, что будет с проектами дальше и почему не нужно было спрашивать мнения горожан.
Зачем нужен конкурс
Это не первая конкурсная практика в истории московской программы реновации. В 2017 году конкурс уже проводился для пяти пилотных площадок, для него, по словам тогдашнего заместителя Мэра Москвы Марата Хуснуллина, были отобраны территории, где жители всех домов проголосовали за участие в реновации.
Результатом стала идеология реновации: коммерческие первые этажи, создание внутриквартальных проездов и переменная этажность застройки.
Участвуя в нынешнем конкурсе на визуальные решения, архитекторы соглашались на крайне маленькое пространство для маневра, ведь все остальное — вплоть до параметров плотности и высотности застройки в конкретных местах — для площадок проектирования уже определено. Впрочем, участники даже очень ограниченными средствами пытались достичь максимального эффекта.
В своих решениях участники были ограничены стоимостью. По их данным, она составила 10 тысяч рублей за квадратный метр фасада. Подобная стоимость практически не позволяет работать с пластикой и ограничивает в выборе материалов.
«Это не только у нас так, во всём мире социальное жильё простое, геометрическое, максимально нацелено на экономику и комфорт, дальше оно одевается в разные рубашки, которые и сформируют облик района», — говорит Александр Цимайло из бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», которое участвовало в конкурсе.
Проекты победителей
Главным вызовом конкурса стала задача предложить тиражируемые решения для огромных объемов застройки, при этом сохранить индивидуальный подход, признали победители конкурса во время дискуссии на ежегодной плавучей конференции архитекторов и девелоперов «Архпароход».
«В ответ на этот вызов мы разработали модель, которая может проектировать фасады по заданному алгоритму, который зависит от множества параметров: шума, освещенности, вида из окон, соседства с парками и общественными пространствами, близости к метро», — говорит директор MLA+ в России Яна Голубева, бюро, которое предложило облик площадки в Косине.
97 домов на семи участках от Рижского вокзала до МКАДА — такая площадка досталась в результате конкурсной жеребьевки бюро Nowadays. «Бюро предложило гибкую систему: фасадная сетка реагирует на размер дома, количество этажей, расположение в среде», — рассказывают партнёры бюро Ната Татунашвили и Наталья Масталерж. А для фасадных решений придумали оптические эффекты, например, «супрематической композиции» или «оптической иллюзии».
«Мы занимались не столько фасадными решениями, сколько предлагали сценарий будущей жизни его жителям. Очень важной задачей было разработать не только облик домов, но и выявить градостроительную систему для всего района», — говорит Михаил Бейлин, партнер архитектурного бюро «Горожане/Citizenstudio». В концепции для Метрогородка архитекторы посчитали важным отразить контекст — близость Лосиного острова, крупнейшего природного массива, и оживленного Открытого шоссе, а также создать иерархию общественных пространств — от полуприватной цепочки дворов до открытого бульвара.
Для каждой типологии пространства задан свой цвет — зеленый для пространств, попадающих в зону гравитации леса, красный — для пространств в зоне притяжения городского бульвара.
«Фактически фасад — как одежда на человеке. Фигуру не исправит, но жирок скроет», — говорит Артем Укропов из бюро Megabudka. В своей концепции для района Соколиная гора бюро предложило разделить новые дома на несколько групп, в зависимости от функции: так появились дома-доминанты, лаконичные решения, оттеняющие среду, дома-контрасты и даже оммажи на историческую сталинскую архитектуру.
Экономные фасады
Как оказалось, фасады важны для глаза, но не для бизнеса. При выборе экономичного жилья в условиях рынка, а не городской программы, облик фасада не является ключевым для принятия решений, отмечают эксперты.
«Девелоперы уделяют внимание фасадным решениям преимущественно в проектах класса бизнес- и выше. При этом фасадные решения являются привлекающим внимание параметром, но не определяющим», — отмечает директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев. Намного важнее такие параметры, как локация и планировка квартиры.
В целом, городская программа реновации идет в ногу с рынком, поскольку даже в рамках одного проекта, если он достаточно крупный, девелоперы создают разнообразие фасадных решений разных корпусов. У проектов реновации есть шанс визуально приблизиться к проектам более высокого класса на рынке коммерческого жилья, например, за счет неброских цветовых решений и визуального сочетания элементов, однако материал таких фасадов будет выдавать экономику проекта, отмечает Родионцев.
Что дальше
Призовой фонд конкурса составил 93 млн рублей, по 1 млн за каждую разработанную концепцию. Организаторы отмечают, что это незначительные, «меньше, чем 1%», траты в масштабах программы.
Несмотря на то, что учет идентичности районов был одним из главных критериев оценки, москвичи голосовать за облик районов не могли.
В интервью для «Ведомости.Город» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объясняет такую политику: «В профессиональной среде при проектировании любого инженерно сложного продукта, взять тот же iPhone, общественное мнение не приглашается. Никто не хочет делать проект для себя. Все делают проекты для публичного использования, стараются понравиться. Это и есть общественное мнение».
В России до сих пор отсутствует законодательное понятие авторского надзора, поэтому если при работе девелопера и застройщика победившие архитекторы будут иметь только консультативную функцию (что у нас часто встречается), то никакого смысла во всей этой истории не будет, считают участники. Но организаторы обещают привлечь победителей к дальнейшей детализации концепций и авторскому сопровождению проектов, в том числе оплачивать работу авторского контроля.