Москва самокатная: какие устройства ждут пользователей в новом сезоне
Новый вид транспорта покоряет Москву – в этом году столичный парк электросамокатов в прокате увеличится до 40 000Сейчас в городе для аренды доступно не менее 32 000 электросамокатов. 15 000 из них принадлежат кикшерингу Whoosh. В парке Urent чуть больше 10 000 устройств, в мае сервис обещает увеличить свой парк до 15 000. У «Яндекс Go» пока 3500 самокатов, у Lite – 1500, в течение сезона количество устройств в сервисе увеличится до 2500. Об этом «Ведомости. Городу» рассказали представители компаний. У сервисов «Карусель» и Еcoway по 1000 устройств, гласят данные столичного дептранса.
В этом году сезон аренды самокатов стартовал 5 марта. За два месяца жители столицы совершили уже более 1,5 млн поездок, говорит представитель дептранса. В прошлом году было выполнено 8,6 млн поездок, а в 2020 г. было всего 2 млн арендных сессий. В новом сезоне примерно 1 млн человек смогут воспользоваться самокатами, прогнозирует представитель дептранса. Для их удобства количество стоянок увеличили с 3854 до 5744.
В этом году Whoosh, Urent, Lite и «Яндекс Go» добавили в свой парк новую модель – Ninebot Max Plus, рассказали их представители. У новинки есть держатель для телефона с беспроводной зарядкой (может зарядить смартфон за полчаса пользования в среднем на 40%), а также голосовой помощник, двойные подножки для большей устойчивости, номерные знаки на заднем крыле, а по бокам яркая подсветка. Сколько таких самокатов будет доступно для аренды, представители компаний не уточняют. Они отмечают, что санкции их не коснулись. Подавляющее большинство производителей электросамокатов из Китая. А комплектующие для них делают в России.
Хватит всем
Парка из 40 000 арендных устройств хватит, чтобы удовлетворить спрос жителей мегаполиса, считает заместитель организатора самокатного движения Let’s Kick Евгений Барабанов. В основном самокаты арендуют, чтобы побыстрее доехать до метро или остановки общественного транспорта, а также для коротких поездок внутри и между районами, делится представитель дептранса.
Цены на кикшеринг, по словам экспертов, остались демократичными. У всех операторов есть базовая ставка – 50 руб. и плата за минуту катания – от 5 до 11 руб., она зависит от уровня спроса. 5 руб. – это цена раннего утра или позднего вечера, а в часы, когда все гуляют и катаются, аренда стоит 8–11 руб. за минуту. Цены корректирует робот в зависимости от спроса и предложения (так же, как у операторов такси).
Некоторые компании предлагают пользователям фиксированные тарифы. Например, «Яндекс Go» запустил тариф «Фикс». При его использовании финальная стоимость видна сразу после ввода пункта назначения, заявил руководитель сервиса самокатов Леонид Ясиновский. А Urent предлагает пользователям специальный дневной тариф Daily, который дает 40 бесплатных минут в течение каждой поездки – количество аренд при этом не ограничено. В приложении Whoosh можно оформить недельную или месячную подписку, которая освобождает от базовой ставки.
Скорость под контролем
Существующие модели самокатов не разгоняются больше 25 км/ч, заявляют представители операторов. В городе действуют зоны ограничения скорости – 5–15 км/ч в людных местах, например в парках. Количество зон лимитированной скорости в этом году власти увеличили до 100, а новые зоны планируют внедрять с учетом анализа поездок и запросов жителей. Например, в Парке Горького или в саду «Эрмитаж» не получится разогнаться быстрее 15 км/ч, а в парке «Зарядье» передвижение на электросамокатах запрещено. При въезде в зону ограничения самокат издает специальный звук и автоматически снижает скорость или останавливается. Эта технология называется Geofencing, пояснил представитель дептранса.
Операторы обучают пользователей безопасному вождению. В Whoosh есть бесплатная школа вождения, где до поездки можно узнать основные правила управления самокатом. Сервис также планирует запустить офлайн-формат обучения на улицах Москвы. Консультанты Urent проводят инструктаж в популярных общественных местах для новых пользователей. С 2021 г. обучение прошли около миллиона человек, рассказал представитель компании. В Москве в этом году консультанты будут работать в 150 локациях, добавил он.
В компаниях Lite и «Яндекс Go» перед первой арендой знакомят пользователей с правилами катания с помощью коротких видеороликов.
Не игрушка, а транспорт
По данным ГИБДД Москвы, в прошлом году произошло 99 аварий с участием электросамокатов. Так как количество таких ДТП растет, дептранс Москвы и Министерство транспорта РФ разработали поправки в правила дорожного движения, в которых предложили выделить самокаты в отдельную категорию транспорта. Сейчас они находятся на рассмотрении в правительстве. В дептрансе также предлагают утвердить единый стандарт передвижения на самокатах и ввести для них обязательную сертификацию.
Например, у устройств должны быть световозвращатели, передняя фара и задний фонарь, звуковой сигнал. А на электросамокатах с максимальной скоростью выше 6 км/ч нужно устанавливать ограничитель скорости для всех «медленных» зон в городе.
В начале мая этого года в комитете Совета Федерации по обороне и безопасности предложили ввести обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев электросамокатов и подобных устройств по аналогии с ОСАГО для автовладельцев. У некоторых сервисов уже есть тарифы с дополнительной страховкой при аварии. Например, у «Яндекс Go» базовая страховка уже включена в стоимость поездки, а за 1 руб. в минуту можно добавить расширенную, которая покроет, например, ремонт смартфона, если он повредится во время поездки. В Whoosh дополнительная страховка покрывает ущерб здоровью и имуществу не только пользователя, но и пострадавших от столкновения вне зависимости от того, кто стал виновником ДТП. У Lite страховка стоит 30 руб. – она покрывает ущерб здоровью пользователя до 100 000 руб. и столько же для других пострадавших при столкновении (здоровье и имущество).