«Москва – гигантская съемочная площадка»: как кинотеатры выживают без Голливуда
Столичные кинотеатры уже получили поддержку на общую сумму в 300 млн руб.20 кинопрокатчиков получили в Москве финансовую поддержку. Общая сумма субсидий составила 300 млн руб. При этом участники рынка отмечают, что зависимость индустрии от Голливуда все еще слишком велика. Как сейчас себя чувствует отрасль и какие еще меры принимают бизнес и власть, чтобы спасти кинотеатры? Подробности – в материале «Ведомости. Города».
Поддержка кинотеатров
Столичная мэрия занялась поддержкой киноиндустрии. Этим летом Москва одобрила 20 заявок на общую сумму 300 млн руб., максимальный размер поддержки на один кинотеатр составил 50 млн. Всего было подано 39 заявок, часть еще находится на рассмотрении. Эти средства кинотеатры должны потратить на лицензии на отечественное кино. Также на рекламу российских фильмов получили отдельные гранты «Синема стар», «Киномакс», «Каро фильм менеджмент», АО «Синема парк» и «Райзинг стар медиа». Сумма поддержки – 6 млн руб.
«Москва – приятное исключение. Город очень проактивно подходит к решению проблем. Все кинотеатры сейчас убыточны, любая обратная связь, особенно в виде финансовой поддержки, – это позитивный фидбек», – сказал в беседе с «Ведомости. Городом» гендиректор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин.
Поддержку получили, впрочем, не только кинотеатры, но и производители кино. Город увеличил сумму грантов кинематографистам, которые популяризируют историческую самобытность столицы. Максимальная сумма субсидии составила 15 млн руб. для полного метра и 4 млн руб. для короткометражек. Также по 10 млн руб. получат первые пять кинопроизводителей, которые будут снимать в кинопарке вблизи деревни Юрово в ТиНАО. Кроме этого кинематографисты могут получить право на компенсацию аренды нежилого фонда Москвы, находящегося в городской собственности. Она составит 25% от затрат.
«Москва – гигантская съемочная площадка, где можно снимать практически все: от исторических картин до фантастических боевиков. Благодаря старым фильмам мы имеем возможность увидеть, какой была Москва в 50-е, 60-е, 70-е. Фильмы, снятые в Москве, становятся визуальным историческим документом <...> Решение стимулировать кинематографистов снимать свои фильмы и сериалы в Москве мне кажется очень верным», – приводит слова режиссера Федора Бондарчука сайт столичной мэрии.
Реальные потери
Вместе с тем полгода санкций оказали существенное влияние на кинопрокатчиков. По словам Васясина, у кинотеатров на первое место вышел вопрос диалога с властью. Он отмечает, что пока у аудитории, которая привыкла ориентироваться на рейтинги фильмов, низкие ожидания от показов, в связи с чем все возрастные группы реже стали посещать кинотеатры.
«Молодежь на протяжении 30 лет воспитывалась на Голливуде и ожидает полномасштабное экшн-кино на полном метре. Сейчас полномасштабных блокбастеров нет совсем <...> Вся аудитория пострадала. Молодая аудитория тянула бабушек и дедушек, средняя аудитория – прежде чем пойти, что-то смотрела, что-то читала, в частности рейтинги. Сейчас говорят: зачем идти тратить 2–3 часа для того, чтобы смотреть фильм с низким рейтингом», – отмечает Васясин.
Кинокритик Роман Григорьев в беседе с «Ведомости. Городом» заявил, что фильмы, произведенные иностранными кинематографистами, российским производителям заместить пока нечем. Собеседник издания для примера оценил упущенный доход от фильма «Бэтмен». По мнению Григорьева, российские сети потеряли 1–1,5 млрд руб.
«В ближайшее время ситуация не изменится <...> Нужно замещать иностранные фильмы хорошими нашими <...> На это потребуется от пяти лет до бесконечности. Все потому, что надо зарабатывать не на съемке, а на прокате», – считает Григорьев.
Эксперты описали худший сценарий развития событий. Так, кинокритик Григорьев считает, что если в ближайшее время не принять необходимые меры, которые, по его мнению, в частности, включают национализацию кинотеатров и более продуманную структуру заказа и производства фильмов, то в скором времени придется наблюдать «деградацию смотрения». «Может быть, появятся частные клубы с видеокассетами <...> Прокат, условно говоря, маргинализируется», – отмечает Григорьев. Такую точку зрения разделяют и игроки рынка. «Такая возможность существует, потому что каждую неделю в регионах закрывается кинотеатр», – резюмирует Васясин.
В свою очередь член Союза кинематографистов кинокритик Денис Горелов замечает, что пока рано делать выводы о том, что отечественный кинематограф в перспективе не будет пользоваться популярностью. Как считает эксперт, на голливудские кассовые фильмы в основном ходил обеспеченный молодой зритель. Оценить, будут ли ему интересны импортозамещенные картины, можно только через два года.
«Большинство наших критиков плохо понимают кинобизнес. За полгода ничего заменить нельзя. Результаты будут видны через два года после начала спецоперации, потому что два года – нормальный цикл производства с запуска картины до ее сдачи», – отмечает Горелов.
При этом, по словам эксперта, сериалы, произведенные в РФ, пользуются спросом внутри страны. «Мой профиль уже четыре года – это рецензии на отечественные сериалы. В этой области Россия полностью вышибла конкурентов за пределы игрового поля <...> Отечественный сериальный зритель желает собственного контента», – отмечает Горелов.