Шпионы в падающем самолете и принцесса с тесаком: 5 зрелищных новинок онлайн-кинотеатров
Самая дорогая премьера Netflix, страхи и надежды 20-летних и Адам Сэндлер, рвущийся в НБА«Серый человек» (The Gray Man)
Шпионский боевик «Серый человек» стал самым дорогим в библиотеке онлайн-стриминга Netflix. Его бюджет составил $200 млн. Существенная часть ушла на гонорары режиссерскому дуэту братьев Руссо (ранее снимали блокбастеры «Мстители: Финал» и «Первый мститель: Другая война») и звездам – Райану Гослингу («Ла-ла-ленд»), Крису Эвансу («Мстители») и Ане де Армас («Достать ножи»).
Фильм начинается с того, что во время спецоперации в Бангкоке тайный агент Шестой (Гослинг) оказывается обладателем флешки с компроматом на своего начальника, сотрудника ЦРУ Кармайкла (Реге-Жан Пейдж, герцог из «Бриджертонов»). Желая устранить угрозу, тот объявляет Шестого в международный розыск и отправляет по его следам психопата-убийцу Ллойда Хэнсена (Эванс).
Главный герой пускается в бега: Турцию сменяет Хорватия, Вена и Берлин, погоня на трамвае (!), драки в падающих самолетах. Яркий калейдоскоп видов и эффектных сцен представляет собой основную часть «Серого человека» – зрелища яркого и по-летнему бессмысленного. Кажется, что сценарий этого микса из всех шпионских фильмов разом был сгенерирован искусственным разумом. Но фильм основан на одноименном романе американца Марка Грини. Книга «Серый человек» – лишь первая из девяти в этой серии, и Netflix уже анонсировал продолжение франшизы, а также спин-офф. При этом критики «Серого человека» встретили прохладно: рейтинг проекта сайта Rotten Tomatoes – 48% положительных рецензий из возможных 100%, тогда как обычно оценка блокбастеров приближается к 70%. Но зрителям фильм понравился: Netflix отчитался, что уже в первые три дня его посмотрели 88,6 млн часов, что стало четвертым результатом за историю стриминга.
«В ритме ча-ча-ча» (Cha Cha Real Smooth)
Прошедший в январе 2022 г. кинофестиваль «Сандэнс» запомнился крупной сделкой: стриминг Apple TV+ купил за $15 млн второй фильм 25-летнего Купера Рэффа «В ритме ча-ча-ча». Впрочем, для онлайн-кинотеатра это не самая большая трата: два года назад Apple приобрел права на картину «CODA: Ребенок глухих родителей» за рекордные для «Сандэнса» $25 млн. Вложение окупилось, ведь именно этот релиз принес «Оскара» за лучший фильм года, а также лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана.
В фильме «В ритме ча-ча-ча» Apple TV+, возможно, видит еще одного потенциального номинанта на «Оскара». Рэффа называют надеждой американского кино. Молодой режиссер и сценарист снимает о нынешних 20-летних, отражая их страхи и мечты. Так, герой «В ритме ча-ча-ча», 22-летний Эндрю (его играет сам режиссер), без особого успеха ищет свое место в жизни, ночует на диване в доме родителей и развлекает местных мам в качестве диджея на детских праздниках. Там же герой знакомится с эффектной Домино (звезда «50 оттенков серого» Дакота Джонсон) и ее 13-летней дочерью с расстройством аутистического спектра. Эндрю быстро становится другом застенчивой девочки.
Симпатию к женщине постарше и дружбу с ее хрупкой дочерью Рэфф показывает, не скатываясь в пошлость и не пытаясь выжать из сердобольного зрителя слезу. Такой же бережный и честный подход к персонажам отличал и «CODA: Ребенок глухих родителей». Два проекта связывает тот факт, что для съемок людей с особенностями привлекались не актеры: у юной Ванессы Бергхардт, сыгравшей Лолу, действительно есть расстройство аутистического спектра. Игру дебютантки могут оценить в будущем наградном сезоне. А Дакота Джонсон, выступившая сопродюсером проекта, играет, пожалуй, одну из лучших ролей в карьере.
«Прорваться в НБА» (Hustle)
В 2020 г. актер Адам Сэндлер и его компания Happy Madison решили продлить свое сотрудничество со стримингом Netflix. Большая часть из уже вышедшего – легковесные комедии. Новинка сезона – спортивная драма «Прорваться в НБА», которая вышла в июне. На первый взгляд фильм скроен из штампов. Почти вышедший в тираж баскетбольный скаут Стэнли Цукерман проводит дни вдалеке от семьи в поисках нового Леброна в безликих городках. Но он мечтает стать тренером и общаться с юными талантами в спортзале. Неожиданная встреча с испанским самородком Бо Крусом может осуществить мечту Стэнли. В НБА не разделяют его энтузиазм и веру в талантливого, но непрофессионального и импульсивного игрока.
Испанского самородка играет выступающий за клуб Национальной баскетбольной ассоциации «Юта Джаз» Хуан «Хуанчо» Эрнангомес. Также в кадр периодически заходят и другие звезды баскетбола – издание Screenrant даже сделало специальный список многочисленных камео. «Прорваться в НБА» работает и как «кино для своих», и как драма о третьем акте жизни и втором шансе, где спорт лишь средство для рассказа о герое. Фильм стал новым хитом платформы: потраченные на производство $21 млн он отбил еще до digital-премьеры, во время точечного проката, который Netflix проводит для некоторых картин, чтобы иметь возможность претендовать на «Оскара».
«Принцесса» (The Princess)
Проснувшись на самом верху башни родного замка, главная героиня в исполнении звезды ромкома «Будка поцелуев» Джои Кинг обнаруживает, что вся ее семья внизу, в заложниках у жениха-тирана (Доминик Купер из Mamma Mia!). Чтобы спасти родных, она спускается вниз, прорываясь с тесаком и копьем наперевес через толпу мужчин, безжалостно разрубая обидчиков.
Конструкция для кино не нова, среди лучших примеров — «Крепкий орешек» 1988 г. и тайский боевик «Рейд» 2011 г. Но в подобных фильмах никогда не было наложения схемы боевика на архетипический сюжет о damsel in distress – «деве в беде». Такое смешение жанров оставляет после просмотра приятное послевкусие. Вышедшей в июне «Принцессе» не хватает большой аудитории и проката в кинотеатрах, где она наверняка имела бы успех. Но премьера прошла лишь на стриминге Hulu.
Отказ от проката – часть общей линии платформы, ранее приобретенной в рамках поглощения Disney компании 20th Century Fox и иных ее подразделений вроде Fox Searchlight. На момент слияния в 2019 г. в разработке у Fox Searchlight находилось немало проектов, и все они поступательно оказываются в библиотеке онлайн-сервиса, без особых затрат на маркетинг. За последние месяцы таким же образом на стриминге вышла романтическая комедия с Эммой Томпсон «Любовь по вызову», ЛГБТ-пересказ сюжета «Гордости и предубеждения» «Файер Айленд» и комедия о классовом обществе «Дублер». «Принцесса» пока самая неожиданная и самая интересная из этих новинок.
«Спайдерхед» (Spiderhead)
У режиссера картин «Трон: Наследие» и «Обливион» Джозефа Косински выдалось по-настоящему горячее лето. В мировом прокате его картина «Топ Ган: Мэверик» собрала свыше $1 млрд. Это пока самый лучший результат для блокбастера в 2022 г. В диджитал тоже все хорошо: новый sci-fi триллер «Спайдерхед» в июне две недели держался в топе Netflix, собрав хотя и разнородные, но неплохие, отзывы в американской прессе.
Спайдерхед – это необычное исправительное учреждение, в котором добровольно-принудительно живут несколько преступников. Каждый день им вводят похожие на психоделики вещества, вызывающие страх, радость, голод, желание и другие эмоции. Ставки и дозы со временем повышаются, а главный по экспериментам Стив Абнести (Крис Хемсворт) уверяет своих подопечных, что прорыв в исследованиях и изобретение универсального лекарства уже близки. Один из подопытных Джефф (звезда «Одержимости» Майлз Теллер) сомневается в его словах. К тому же у него просыпаются нежные чувства к девушке Лиззи — и к этому психоделики, кажется, не имеют отношения.
«Спайдерхэд» основан на коротком рассказе писателя и букеровского лауреата Джорджа Сондерса: истории сколь короткой, столь и дидактичной. Не лишено морализаторства и кино, которое подчеркивает разрыв между средним классом — испытуемыми — и техномиллионерами в роли их надзирателей. Спасает от занудства ироничный сценарий Ретта Риза и Пола Верника (ранее работали над «Дэдпулом») и Крис Хемсворт, известный по роли добряка Тора из франшизы Marvel, здесь играющий одержимого стартапера Стива, порой смехотворного, порой устрашающего. Эпизоды с его участием — самые зрелищные в этом неоправданно дорогом (бюджет «Спайдерхеда» — $100 млн) и довольно затянутом кино.