Город на рельсах: как за 25 лет изменилось московское метро

Столичная подземка приросла линиями, станциями и получила новые технологии
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

За четверть века московское метро получило не только новые линии, станции и подвижной состав, но и новые технологии. В ближайшие годы столичную подземку ожидает значительное расширение, что призвано удовлетворить растущие потребности города в эффективном общественном транспорте

До 2027 г. Москва планирует присоединить к системе метро еще 28,4 км железнодорожных путей и 12 станций, сообщил 17 октября в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин. Среди планируемых запусков – четыре станции Троицкой линии, Бирюлевской ветки и кольца. На карте также появится новая Рублево-Архангельская ветка – от «Шелепихи» до «Ильинской».

Столичная подземка, образующая единую транспортную систему с наземными Московским центральным кольцом (МЦК) и Московскими центральными диаметрами (МЦД), сегодня основная транспортная артерия города. Ежедневно на этот «рельсовый каркас» приходится в среднем более 50% поездок, следует из данных Единого транспортного портала за сентябрь.

В рамках спецпроекта «Москва похорошела», приуроченного к 25-летию «Ведомостей», «Ведомости. Город» вспоминает, как менялась московская подземка и какие перемены ее ждут дальше.

Транспорт большой провозной способности

Концепция развития Московского метрополитена, запущенного в 1935 г., определялась в первые десятилетия начала его работы, а за базис была взята схема, согласно которой сеть будет состоять из диаметральных линий, сходящихся в центре и объединенных кольцевой линией, рассказал «Ведомости. Городу» директор центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин. На протяжении позднесоветского времени – в 1970-е гг. – было построено большинство действующих диаметров, а в 1990-х гг. процесс строительства временно приостановился в связи с переходным периодом в экономике нашей страны, отмечает эксперт.

Новый этап строительства стартовал в 2000-х гг., а одной из ключевых тенденций того времени Зюзин называет удлинение радиальных и диаметральных направлений с выходом сети метро за МКАД. В 2009 г. впервые в истории метро дошло до области: была открыта станция «Мякинино» Арбатско-Покровской линии. Активное проектирование новых линий началось в начале 2010-х гг. и совпало с приходом нового руководства Москвы и формированием нового департамента транспорта города, отмечает директор Института транспортного планирования Михаил Якимов: «Тогда довольно быстро укрепилась стратегия переориентации основного пассажиропотока на транспорт общего пользования и в первую очередь – на транспорт большой провозной способности».

В 2014 г. была запущена Солнцевская линия, ставшая впоследствии первой в России линией метро, протянувшейся до аэропорта, – в сентябре 2023 г. на ней открылась станция «Аэропорт Внуково». В феврале 2018 г. открылся первый участок Большой кольцевой линии (БКЛ), а в марте 2023 г. состоялся полный запуск БКЛ. Благодаря открытию движения по всей БКЛ на многих маршрутах пассажиры ежедневно могут экономить до 35–45 минут, приводит цитату Собянина портал mos.ru.

Сейчас за МКАД построен следующий пояс новых районов, поэтому появление ближнего к периферии контура пересадок, т. е. БКЛ, позволило во многих случаях существенно снизить количество переходов пассажиров между соседними линиями метро, отмечает Зюзин. Также, по словам эксперта, это дало дополнительные возможности перемещения без необходимости ехать в центр. Открывшаяся в 2019 г. Некрасовская линия, в частности, улучшила транспортную доступность юго-восточных районов Москвы. Кроме того, более половины существовавших на 2010 г. линий были продлены, включая Сокольническую, Замоскворецкую, Арбатско-Покровскую, Таганско-Краснопресненскую, Калининскую, Люблинско-Дмитровскую и Бутовскую.

В сентябре 2024 г. открылся первый участок уже 16-й линии московского метро – Троицкой. Ее протяженность сейчас составляет 8,4 км, а запущено пока четыре станции: «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Таким образом, метро в пешей доступности, как отметил в своем Telegram-канале Собянин, получили порядка 800 000 человек, проживающих в районах Обручевский, Коньково, Теплый Стан, Проспект Вернадского, Ломоносовский и Коммунарка. Они смогут экономить до 25% времени на поездках по городу, добавил мэр.

С развитием метро пассажиры охотно пересаживаются с личного транспорта на городской, отмечают в пресс-службе метрополитена. Например, почти каждый десятый пассажир БКЛ ранее не пользовался городским транспортом, люди пересели с автомобилей на метро, потому что так стало удобнее. При этом спустя год после полного запуска БКЛ пассажиропоток здесь вырос более чем на 30%, добавляют в пресс-службе московской подземки.

На новые рельсы

Эксперименты по выведению метро «из-под земли» начались с монорельсовой транспортной системы. В 2004 г. она связала станцию метро «Тимирязевская» с северным выходом ВДНХ. Но большой популярности она не приобрела, а развитие метро пошло по другому направлению. В 2016 г. после открытия МЦК и новых станций Люблинско-Дмитровской линии количество пассажиров монорельсового транспорта уменьшилось, по данным mos.ru, на 14%, а сам монорельс работает сейчас в большей степени в экскурсионном режиме.

Проекты МЦК и МЦД оказались более успешными. Якимов отмечает, что последние 3–4 года можно было наблюдать «особый бум» развития именно рельсового транспорта. Но, как говорит эксперт, технологически его нельзя сравнивать с метрополитеном – это принципиально другой транспорт, другие габариты и технологические возможности.

МЦК открылось в сентябре 2016 г., и сейчас в «легкое метро» входит 31 станция, 10 из них имеют пересадки на линии подземки, а девять совмещены с линиями радиальных направлений железной дороги. В среднем в сутки МЦК сейчас перевозит более 600 000 пассажиров, а всего за время работы этот показатель уже превысил 1 млрд. Этого удалось достичь в том числе за счет сокращения интервалов движения – сегодня поезда на МЦК следуют с периодичностью раз в четыре минуты в часы пик и раз в восемь минут в остальное время. Прибавления новых станций МЦК пока не планируется, но продолжается интеграция со станциями метро.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В ноябре 2019 г. были запущены МЦД-1 и МЦД-2: первый соединил Одинцово и Лобню, второй – Подольск и Нахабино. Открытый в августе 2023 г. МЦД-3 связал Зеленоград и Раменское, а запущенный в сентябре того же года МЦД-4 – Апрелевку и Железнодорожный. Четыре диаметра объединили более 300 км путей и 137 станций.

После запуска МЦД-3 и МЦД-4, по данным столичного дептранса, загруженность некоторых станций метро снизилась: «Киевской» – на 15%, «Комсомольской» – на 14%, «Рязанский проспект» – на 12% и т. д. Автомагистрали также стали свободнее благодаря присоединению диаметров. МЦД-1 уменьшает трафик до 5000 авто в сутки, МЦД-2 – до 12 200, МЦД-3 – до 15 300, МЦД-4 – до 6600, уточнили в дептрансе.

Если в 2010 г. в Московском метрополитене насчитывалось 182 станции, то сейчас транспортная система, включающая метро, МЦД и МЦК, по данным пресс-службы Московского метрополитена, покрывает 436 станций. Увеличение количества линий и станций расширило охват сети и улучшило транспортную доступность многих районов города, таких как территория производственной зоны ЗИЛ, районы Западного округа Москвы и ТиНАО.

Развитие железнодорожного транспорта во внутригородском сообщении с целью разгрузки метрополитена практикуется во многих городах мира, констатирует Зюзин, приводя в пример лондонский проект Crossrail, связавший прямым подземным соединением под центром города ранее тупиковые направления, а также западные и восточные пригороды британской столицы. По его мнению, реализация в последующем диаметрального соединения Ярославского и Павелецкого ходов (МЦД-5) позволила бы существенно прибавить мощности пассажирской транспортной системе и разгрузить ряд линий и станций метрополитена, прежде всего самую загруженную – «Комсомольскую».

Мчится поезд современный

За прошедшие 25 лет в метро сильно обновился подвижной состав, количество вагонов увеличилось более чем вдвое. Если в 1999 г. в метро было порядка 3000 вагонов, то к 2024 г., по данным пресс-службы метрополитена, пассажиров обслуживает более 6600 вагонов. Такой рост обусловлен необходимостью обслуживать возросший пассажиропоток, новые станции и линии.

Параллельно шло и технологическое обновление подвижного состава. В 1999 г. доля современных на тот период вагонов составляла примерно 1% от всего парка, а в 2024 г. уже 75% подвижного состава – поезда нового поколения. Первой в обновленной линейке стала серия вагонов «Русич», выпускавшаяся с 2003 по 2013 г. Вагоны отличали современный дизайн, вандалостойкая обивка и бегущие информационные строки. В 2012 г. на маршрутах впервые появился поезд «Ока», ставший первым сквозным поездом. Кроме уже знакомой бегущей строки в нем есть электронные информационные экраны, использующиеся для рекламы и развлекательного контента. В «Оке» также установлены системы видеонаблюдения за салонами, изображение направляется в кабину машиниста и в ситуационный центр метро.

Современные вагоны «Москва» были запущены в 2017 г. Это усовершенствованная версия «Оки», которая унаследовала во многом интерьер и сквозную функцию поездов. В «Москве» есть USB-порты для зарядки телефонов, большие сенсорные экраны с картами, где пассажир может самостоятельно рассчитать свой путь. Были также переработаны информационные панели. В 2020 г. вышла обновленная и усовершенствованная версия «Москвы» – «Москва-2020». У этих вагонов более современный интерьер, решенный в других цветах. Для удобства пассажиров увеличили количество зарядных портов, информационных экранов, а для сенсорных добавили возможность выбора одного из восьми языков. Последняя версия – «Москва-2024» – получила обновленный дизайн, более широкие сиденья и т. д. Эти поезда сейчас можно встретить на новой Троицкой ветке.

Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Очень важно, чтобы метро было привлекательным средством передвижения для всех категорий жителей, включая состоятельных горожан, считает партнер консалтинговой компании «Б1» Илья Сухарников.

«Поскольку приоритетом городского развития является минимизация использования личного транспорта в пользу общественного, качество услуг в общественном транспорте должно быть безупречным. Если не производить обновление подвижного состава, не обеспечивать идеальную чистоту и общественный порядок, то метро может превратиться в транспорт для низших слоев населения, как это произошло в некоторых городах мира», – резюмирует он.

Дворцы для народа

Московские власти уделяют большое внимание эстетике, удобству и интеграции метро в городской ландшафт. Поезда и вся система транспорта оснащены WiFi и зарядными станциями. В 2013 г. появилась карта «Тройка», значительно упростившая и удешевившая проезд на общественном транспорте. С ее помощью, по данным пресс-службы метрополитена, сейчас оплачивается около 80% поездок в метро.

Также для удобства пассажиров в 2017 г. было запущено приложение «Метро Москвы», в котором можно покупать билеты не только в подземку, но и на другие виды транспорта, а также строить оптимальные маршруты. Ежемесячно им пользуется более 2 млн человек, число скачиваний с момента запуска превысило 13,6 млн раз, приводят данные в пресс-службе метрополитена. С октября 2021 г. в московском транспорте действует оплата по биометрии: каждый будний день, как отметили там же, в метро по ней проходят более 150 000 раз.

Для отдельных станций подземки город проводит архитектурные конкурсы, отмечают в пресс-службе Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Впервые они прошли в 2014 г., где были отобраны концепции станций «Солнцево» и «Новопеределкино», затем таким же способом были выбраны проекты станций метро «Терехово», «Мневники», «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Народное Ополчение» БКЛ, «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии и проч.

Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Архитекторы уделяют внимание тому, чтобы внутренние вестибюли и общий дизайнерский замысел станций сочетался с той частью города, где расположена станция, и историческими памятниками в нем. В случае с «Кленовым бульваром» вдохновением послужил Музей-заповедник «Коломенское», рассказал «Ведомости. Городу» сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov Александр Салов. Надземный вестибюль стал современной интерпретацией силуэтов заповедника, а мягкие формы купола, отраженного во входной группе станции, и металлические панели с нестандартным тиснением отсылают к культуре сетчатой керамики, исторически характерной для этой местности, отмечает Салов.

Вписать станцию в городской ландшафт постарались и архитекторы бюро AI Architects, которые разрабатывали дизайн станции «Марьина Роща» (БКЛ). По словам архитектора и соучредителя этого бюро Александра Томашенко, станция изначально называлась «Шереметьевская» из-за усадьбы графа Шереметева, расположенной неподалеку и ставшей вдохновением для концепции дизайна станции. Образами для подземной части, по его словам, послужили усадебная утварь и сервизные элементы – супница, чайник с кракелюрами, а в верхнем вестибюле был задействован образ жемчуга – атрибут знати. Отдельно архитектор отмечает материалы, использовавшиеся для оформления и отделки станции.

«Хотелось использовать долговечные материалы, которые соответствуют архитектуре нашего метрополитена, особенно XX в. Тогда на материалах не экономили, понимая, что метро – это дворцы для народа. Они должны выглядеть помпезно, гармонично и производить на человека впечатление», – добавил Томашенко.

Сохранение творческого подхода к оформлению станций – традиция Московского метрополитена, считает Сухарников: «Несмотря на то что во многих мировых столицах есть красивые станции метро с необычным дизайном, Москву выделяет огромное количество станций, каждая из которых имеет свою архитектурную изюминку и индивидуальность, а значительная часть является признанными шедеврами».

Это позволяет жителям любого района столицы, как считает эксперт, чувствовать себя полноправным горожанином и каждое утро наслаждаться эстетикой уникальных дизайнерских решений своей станции метро.

Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Едем дальше

Московский метрополитен продолжит активное развитие в рамках «Транспортной программы», рассчитанной до 2030 г. Цель этого документа, как рассказал в своем блоге Собянин, – «сделать одну из лучших транспортных систем в мире основой для развития лучшего города Земли». Среди приоритетов – увеличение сети рельсового каркаса, отметил мэр.

Москву ожидает значительное расширение сети метро, что призвано удовлетворить растущие потребности мегаполиса в эффективном общественном транспорте. В частности, согласно данным пресс-службы метрополитена, планируется завершить и построить новые станции по Троицкой, Рублево-Архангельской и Бирюлевской линии. На Кольцевой линии будут открыты станции «Гольяново» и «Достоевская». Всего до 2030 г. планируется построить около 35 новых станций метро и девять новых или реконструированных станций МЦД. Ожидаемое увеличение пассажиропотока в столичном метрополитене, по оценкам Института Генплана Москвы, к 2030 г. составит до 30%.

В пределах МКАД метрополитен обслуживает уже почти все ключевые спальные районы и входит в состав ключевых транспортно-пересадочных узлов, говорит Зюзин: «Это существенное достижение, к нему уже так привыкли, что сложно представить, что так было не всегда».

Развитие московского метро происходит поступательно и коррелирует с тенденциями, характеризующими развитие города и урбанизацю в целом, считает Якимов. В развитии транспортной системы мегаполиса, как отмечает эксперт, важен комплексный подход: «Ни в одном городе мира нет какого-то одного вида транспорта – есть целый набор систем транспорта, каждая из которого имеет различные провозные способности и обслуживает разные пассажиропотоки».

Метрополитен при этом, добавляет он, как правило, обслуживает максимальные пассажиропотоки, но стремиться к 100%-ному пассажиропотоку через метро не стоит.-

Самое популярное
Наш город
Строят в графите: в Москве продолжается возведение новой ветки метро
Сергей Собянин рассказал о работах на участке Рублево-Архангельской линии
Горожане / Интервью
Петр Романишин: «В России растет спрос на премиальный продукт»
Гендиректор «Фанагории» – о новых вызовах и возможностях для винодельческой отрасли
Наш город
Какие решения властей в 2024 году определили дальнейшее развитие Москвы
Город сохранил в качестве основных приоритетов соцподдержку, улучшение инфраструктуры и стимулирование предпринимателей
Наш город
Москва поднялась в рейтинге технологического и пространственного развития
Столица переместилась с пятого на четвертое место и обогнала Париж, Шанхай, Токио и Сингапур
Свободное время
Гаджеты на Новый год: полезные устройства для всей семьи
Для самых красивых, сильных, умных и любимых
Горожане
Добавляем по вкусу: москвичи выбрали ингредиенты для праздничных салатов
Горожане голосовали за лучший вариант новогоднего блюда на проекте «Зима в Москве»
Свободное время
Вкус добра: горожане смогут побаловаться московскими плюшками
Проект «Зима в Москве» возрождает добрые зимние традиции
Культурный город
Билет в пару кликов: в Москве упростили посещение культурных мероприятий
Городские власти прислушались к пожеланиям жителей столицы
Городская недвижимость / Мнение
Офис как актив
Почему важна мультиформатность в новых бизнес-центрах
Наш город
Вишневый сад по-новому: на севере Москвы благоустроили парки и скверы
Общественные пространства преобразились в Коптеве и Тимирязевском районе
Свободное время
Заливное, икра и подарки: где и как провести праздничную ночь
В новогодних программах столичные рестораны сочетают традиции и креатив
Наш город
В Москве появился новогодний поезд, а медведи впали в спячку – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Москва 2030 / Мнение
Синергия красоты
Как городские фестивали влияют на экономику столицы
Москва 2030
«Зима в Москве»: в каких благотворительных акциях могут поучаствовать горожане
Добрые дела найдутся для каждого, кто готов помочь
Москва 2030
Развлечения с пользой для здоровья: в Москве открылись катки и лыжные трассы
Власти города уделяют большое внимание развитию инфраструктуры для массового спорта, говорят эксперты