Чего ждать от Дома культуры «ГЭС-2»
Программа расписана на три года впередПоявления нового общественного пространства на Болотной набережной в Москве ждали несколько лет. Наконец организаторы назначили дату открытия, которое должно состояться 4 декабря. Большая культурная программа расписана на три года вперед.
Дом культуры «ГЭС-2» – новое общественное пространство, которое сочетает функции галереи, библиотеки, кинотеатра, театра, концертного зала. Потому это именно дом культуры, а не просто музей. «ГЭС-2» – это переосмысление модели домов культуры. Их основная задача заключалась в том, чтобы приобщить людей к активному участию в культурных процессах, сделать искусство частью повседневного опыта. В то время как традиционные музеи предназначены в основном для того, чтобы показывать предметы искусства и рассказывать об их исторической ценности. Дом культуры «ГЭС-2» видит в публике соратников в производстве культуры и знаний», – объясняет старший куратор фонда современного искусства V-A-C Катерина Чучалина.
Место притяжения
Место для новой институции выбрано идеальное – напротив Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с одной стороны, Институт «Стрелка» – с другой. Главное здание «ГЭС-2» – памятник архитектуры. Здание было построено по проекту архитектора Василия Башкирова, который выбрал модный в начале ХХ в. неорусский стиль. Разработкой стеклянной крыши занимался инженер Николай Сушкин при непосредственном участии Владимира Шухова. На протяжении ХХ в. облик здания неоднократно менялся: появлялись пристройки, исчезали декоративные элементы фасада.
В одном месте соединились индустриальное наследие и современные архитектурные решения: здесь есть и панорамные окна, и стеклянная крыша с солнечными батареями, и двухуровневая парковка с зарядкой для электромобилей.
В главном здании будут проходить выставки, семейные проекты, лекции, даже рейвы. Вход для всех обещают сделать бесплатным (за исключением мероприятий с ограниченной вместимостью, например спектаклей, кинопоказов, концертов).
Рядом с основным зданием, в бывших складах водочной фабрики Ивана Смирнова, открыли Центр художественного производства «Своды». Там созданы керамическая, слесарная, столярная, текстильная мастерские, фотолаборатория, студия звукозаписи – все они оснащены современным технологичным оборудованием. «Деятельность «Сводов» задумана как параллельная художественной программе Дома культуры «ГЭС-2», но не связанная с ней напрямую», – объясняет Катерина Чучалина.
«Своды» работают в двух основных форматах. Первый – проект ColLab – постоянная программа мастерских Центра художественного производства «Своды». «Каждые полгода мы приглашаем дизайнеров, художников, архитекторов, музыкантов и кинематографистов стать резидентами и реализовать свои проекты в наших мастерских», – продолжает Чучалина. Участники ColLab отбираются по открытому опен-коллу. Этим летом отобрали первых резидентов, которые 10 сентября этого года начали работать в «Сводах». В начале 2022 г. будет объявлен следующий опен-колл.
Вторая программа – «Клуб друзей «Сводов» в формате членства для большой группы творческих профессионалов (50–100 человек в год). Цель клуба – предоставить широкому кругу творческих специалистов место для реализации идей с помощью высокотехнологичного профессионального оборудования. Заявку на вступление в клуб можно подать в любое время начиная с января 2022 г.
Первые сезоны
Кураторская группа «ГЭС-2» собрала программу работы Дома культуры на три года вперед. Называется она «Святые варвары». В названии есть отсылка к двум расхожим стереотипам, которые бытуют в разговорах о России: что страна, с одной стороны, возвышенно-духовная, с другой – отсталая и дикая. Вокруг вопроса о российской культурной идентичности и будут сконцентрированы основные события.
Программа «Святые варвары» состоит из пяти сезонов (по два в год плюс перерыв на подготовку).
Первым зрители увидят сезон исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?». Само заглавие, которое отсылает к культовому сериалу 1990-х, стало народным афоризмом повторяемости и тиражности. Бесконечная воспроизводимость, однообразие стали главными темами, которые исследует в своем творчестве Кьяртанссон. Это будет второе сотрудничество художника с фондом V-A-C. В первый раз он устроил многочасовой перформанс в Театре им. Маяковского два года назад, во время которого пел лишь одну строчку «Печаль победит счастье». В этот раз будет настоящая кинофабрика с кастингами, съемками и декорациями. В течение 98 дней художник планирует переснять «Санта-Барбару», приглашая к участию как профессиональных актеров, так и случайных зрителей.
И все это для того, чтобы понять, какие ценности 1990-х до сих пор являются актуальными для жителей России.
Также в первом сезоне запланированы две большие выставки: «В Москву! В Москву! В Москву!» (ее курирует тот же Кьяртанссон) и «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» (для нее соберут художников, комиков, хореографов, музыкантов, чтобы переизобрести карнавал и дать ответ на знаменитые слова группы «Мумий Тролль» «Карнавала не будет»).
Помимо временных экспозиций ожидается насыщенная просветительская программа: 10 проектов и 183 мероприятия. Уже опубликованы: кинопрограмма «Машина времени», выступление экспериментального балета, курс телесного воркшопа, лекции.
Также в здании «ГЭС-2» создано пространство «Ателье», в котором дети от 6 лет могут заняться творчеством вместе со взрослыми. «Это игровая площадка и мастерская, созданные художницей Светой Шуваевой и архитектором Ольгой Рокаль», – рассказывает Чучалина.
Нетрадиционные экскурсии
«ГЭС-2» планирует отказаться и от смотрителей, и от экскурсоводов. Их заменят медиаторы. Специально для новой профессии в июне 2020 г. запустили факультет медиации, в программу которого входили встречи с кураторами и художниками, ридинги и дебаты по актуальным вопросам искусства и педагогики. Отличие медиатора от экскурсовода в том, что он не просто рассказывает, а ведет диалог со зрителем. Это не значит, что нельзя будет получить информацию о работе пространства или его создателе, просто подача материала происходит через дискуссию со зрителем.
«Мы хотим видеть не только тех, кому современное искусство уже интересно (это было бы слишком простой задачей), но и сомневающихся, и скептиков. Медиаторы не говорят, «что хотел сказать художник». Они создают стереоэффект восприятия, помещают работу в контексты разного знания и опыта, и это возможно только в процессе диалога», – объясняет Чучалина. Такой подход помогает даже самому неподготовленному зрителю понять и прочувствовать проект художника через обращение к личному опыту. Для первого сезона («Санта-Барбара») разработано пять медиаторских туров.