Как Москва шла навстречу пешеходу – путь длиной в 10 лет
Ошибки и успехи городаСтолице не сразу удалось стать приятной для прогулок. Вспоминаем историю преобразований последних 10 лет.
Преображение городов
С началом 2000-х в мировых столицах и крупных городах Европы, Южной и Северной Америки начали создавать более комфортную среду. Развивали пешеходную и визуальную привлекательность центральных частей городов, уменьшая поток транспорта и увеличивая ширину тротуаров, а иногда и делая зоны полностью пешеходными. Так удалось оживить пространство многих городов.
Например, в Гааге устроили живописный канал вместо широкой проезжей части, а в центре Будапешта сделали тротуары на набережных, которые раньше представляли собой автостраду. В некоторых странах появились инициативы, привлекшие средства на преобразование пространств. Так, благодаря пожертвованиям людей, частному партнерству и правительству в Далласе (США) над автострадой, которую заключили в тоннель, был сооружен городской парк с ботаническим садом, ресторанами и читальным залом.
Опыт Москвы
В Москве процессы преобразований идут 10 лет. И уже можно говорить о существенном изменении центра города, о его привлекательности для пеших прогулок. Преобразование многих улиц привело и к развитию ресторанного бизнеса.
Еще 20 лет назад популярные места прогулок индивидуальных туристов ограничивались, например, пешеходным Арбатом, Манежной и Красной площадями с попыткой пробраться на них по забитой машинами Никольской. Променад по набережным ограничивался Парком Горького и вылазкой на Лужков мост или построенный позже Патриарший. Берега Москвы-реки в центре города были абсолютно непригодны для неспешных прогулок.
Еще в 1990-е гг. московские власти пытались сделать новые общественные пространства, и тогда появились обновленные площади Революции и Манежная. Но как с архитектурной, так и с практической точки зрения они оказались спорными и неудобными. Визуально с высоты птичьего полета пространство смотрелось эффектно, особенно в вечернее время. Но, кроме фонтанных групп и полосы вдоль Александровского сада, остальная часть оказалась сугубо декоративной и некомфортной для прогулок. К сожалению, эти тенденции остались надолго у многих проектировщиков и властей городов, которые создают красивые виды общественных пространств с высоты птичьего полета, не делая их комфортными и визуально привлекательными с земного ракурса.
Неудачный опыт Манежной площади не научил исправлять ошибки. И в 2000-е власти задумали реконструировать еще две площади с созданием подземных центров. Их собирались дополнить транспортными узлами, которые нанесли бы серьезный ущерб облику Пушкинской площади и площади Белорусского вокзала. К счастью, проект на Пушкинской не был реализован. А площадь Белорусского вокзала надолго стала стройплощадкой и в итоге была вновь возвращена городу и благоустроена.
Пространство для развития
Действительно качественным прорывом в Москве стала реконструкция Крымской набережной в 2013 г. Вместо широкой асфальтированной части с парковкой-проездом, автозаправочной станцией и вернисажем художников удалось сделать прогулочную зону с всесезонным озеленением и малыми архитектурными формами, которые даже в зимнее время создают уютную атмосферу. Впервые за многие десятилетия архитекторы проектировали не красивый вид сверху, а комфортную среду для человека.
Появление этого отрезка дало возможность вывести парк «Музеон» к реке и каналу, а спустя некоторое время соединить набережную с Парком Горького и продлить ее через Голутвинскую Слободу к Патриаршему мосту. Так была создана одна из лучших парковых осей и верениц набережных в городе.
В 2000-х на Стрелке стало возникать и новое пространство – в цехах и проездах бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (принадлежавшей в дореволюционное время товариществу «Эйнем»). Производство переехало на другие площадки компании «Объединенные кондитеры», в исторических корпусах появились архитектурные бюро, учебные центры, бары и рестораны. Но первоначальный проект Патриаршего моста не предполагал такого стремительного развития этого квартала. В итоге его средняя часть уже в ходе реализации оказалась неактуальной и была заморожена. Почти 10 лет посетители территории «Красного Октября» спускались по широким каменным лестницам мимо пустынных железобетонных пролетов в хаотичное благоустроенное пространство.
Но неожиданная покупка бывшей электростанции бизнесменом Леонидом Михельсоном и превращение ее в новый Дом культуры «ГЭС-2» начали менять и места, которые, казалось, было сложно реанимировать и сделать общественными. В ходе почти пятилетней работы не только получился новый культурный центр, но и изменилась территория вокруг. Появилась площадь с лестницей к реке, за зданием бывшей электростанции над техническими сооружениями зазеленела березовая роща, которая разбавила плотную застройку квартала. Сам мост был реконструирован и приобрел более удобные спуски и подъемы. В итоге бывший промышленный квартал обретает новое комфортное пространство. Оно будет завершено вместе с работами по реконструкции территории «Красного Октября», которую в этом году начал «Гута-девелопмент»: предполагается продлить пешеходную набережную и создать более комфортную среду в проездах и двориках бывшей фабрики.
С новым парком
Крупный проект Москвы последних 10 лет – парк «Зарядье», открывшийся в 2017 г., стал вместе с краснодарским парком Сергея Галицкого настоящим прорывом в области создания новых городских зеленых пространств. Хотя москвичи сначала неоднозначно восприняли новый парк, он все же стал неотъемлемой частью столицы и продолжением пешеходного маршрута от Красной площади. Проект «Зарядье» объединил функции культурного и выставочного центров и ресторанов, скрыв их под искусственными холмами, дополняемыми различными конструкциями: козырьками, смотровой площадкой и т. д.
Немного в тени осталось открытие в том же 2017 году в Большом Спасоглинищевском переулке небольшого сквера «Горка». Чуть дальше появилось общественное пространство с новой Хохловской площадью, организованное на месте когда-то проходившей стены Белого города, там раскрыли фрагмент фундамента. Оба пространства стали настолько популярны, что начался конфликт между посетителями и местными жителями. Парк «Горка» теперь закрывают на ночь, а вокруг созданного амфитеатра на Хохловской площади пришлось соорудить ограду.
Следующим этапом создания комфортных пространств стала вторая очередь реконструкции площади вокруг Киевского вокзала. История этого проекта начинается еще в 1930-х гг., когда планировалось реконструировать район. Но крупные работы начались только в 2001 г., когда возникло пространство площади Европы. Правда, тогда проблема с хаотичными стоянками автотранспорта, а также рейсовых и маршрутных автобусов с маршрутными такси не была решена и усугубилась с постройкой ТРЦ «Европейский», который увеличил поток людей. После двух этапов реконструкции были созданы организованные стоянки для такси, появилась площадь между вокзалом, вестибюлями метро и торговым центром, а также удобный карман с выездом для общественного транспорта.
Ставка на качество
Самым тяжелым после площади Тверской Заставы оказался проект реконструкции пространства перед Павелецким вокзалом. История проекта создания площади с торговыми функциями началась еще в 1987 г.: тогда появились первые идеи после реконструкции вокзала, но до реализации дело не дошло. Лишь в конце 2000-х началось строительство ТРЦ, но тогда было уделено внимание подземной части, а наземная могла повторить печальную участь нефункционального пространства над ТЦ «Охотный Ряд» на Манежной площади.
Проект заморозили, после изъятия участка началось новое проектирование. Вместе со строительством комплекса московские власти реконструировали и проезд вдоль вокзала, заново запустив трамвай и сделав удобное пространство. Реконструкция была закончена к моменту открытия самой площади, что дало возможность благоустроить и завершить все сразу. Пока сложно сказать, как изменится жизнь этого места, тем более что сейчас активно застраивается пространство за вокзалом вдоль железной дороги.
Задач в центре города еще много, но главное – не гнаться за количеством. Дело в качестве, и в исторической среде очень важно сделать пространство не только удобным и работающим. Необходимо благоустройство, которое либо подчеркнет архитектурные памятники и историческую территорию, либо очень тонко создаст интересный контраст. Именно он может стать визитной карточкой не только этого места, но и города в целом.