Читайте также
Иностранные топ-менеджеры — честно о Москве
Гендиректор фонда V–A–C Тереза Мавика – о том, зачем городу «ГЭС-2»
«Живопись помогает мыслить не только цифрами». Какие инсайты для бизнеса можно найти в творчестве

Как Москва шла навстречу пешеходу – путь длиной в 10 лет

Ошибки и успехи города
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Столице не сразу удалось стать приятной для прогулок. Вспоминаем историю преобразований последних 10 лет.

Преображение городов

С началом 2000-х в мировых столицах и крупных городах Европы, Южной и Северной Америки начали создавать более комфортную среду. Развивали пешеходную и визуальную привлекательность центральных частей городов, уменьшая поток транспорта и увеличивая ширину тротуаров, а иногда и делая зоны полностью пешеходными. Так удалось оживить пространство многих городов.

Например, в Гааге устроили живописный канал вместо широкой проезжей части, а в центре Будапешта сделали тротуары на набережных, которые раньше представляли собой автостраду. В некоторых странах появились инициативы, привлекшие средства на преобразование пространств. Так, благодаря пожертвованиям людей, частному партнерству и правительству в Далласе (США) над автострадой, которую заключили в тоннель, был сооружен городской парк с ботаническим садом, ресторанами и читальным залом.

Опыт Москвы

В Москве процессы преобразований идут 10 лет. И уже можно говорить о существенном изменении центра города, о его привлекательности для пеших прогулок. Преобразование многих улиц привело и к развитию ресторанного бизнеса.

Еще 20 лет назад популярные места прогулок индивидуальных туристов ограничивались, например, пешеходным Арбатом, Манежной и Красной площадями с попыткой пробраться на них по забитой машинами Никольской. Променад по набережным ограничивался Парком Горького и вылазкой на Лужков мост или построенный позже Патриарший. Берега Москвы-реки в центре города были абсолютно непригодны для неспешных прогулок.

Еще в 1990-е гг. московские власти пытались сделать новые общественные пространства, и тогда появились обновленные площади Революции и Манежная. Но как с архитектурной, так и с практической точки зрения они оказались спорными и неудобными. Визуально с высоты птичьего полета пространство смотрелось эффектно, особенно в вечернее время. Но, кроме фонтанных групп и полосы вдоль Александровского сада, остальная часть оказалась сугубо декоративной и некомфортной для прогулок. К сожалению, эти тенденции остались надолго у многих проектировщиков и властей городов, которые создают красивые виды общественных пространств с высоты птичьего полета, не делая их комфортными и визуально привлекательными с земного ракурса.

Неудачный опыт Манежной площади не научил исправлять ошибки. И в 2000-е власти задумали реконструировать еще две площади с созданием подземных центров. Их собирались дополнить транспортными узлами, которые нанесли бы серьезный ущерб облику Пушкинской площади и площади Белорусского вокзала. К счастью, проект на Пушкинской не был реализован. А площадь Белорусского вокзала надолго стала стройплощадкой и в итоге была вновь возвращена городу и благоустроена.

Пространство для развития

Действительно качественным прорывом в Москве стала реконструкция Крымской набережной в 2013 г. Вместо широкой асфальтированной части с парковкой-проездом, автозаправочной станцией и вернисажем художников удалось сделать прогулочную зону с всесезонным озеленением и малыми архитектурными формами, которые даже в зимнее время создают уютную атмосферу. Впервые за многие десятилетия архитекторы проектировали не красивый вид сверху, а комфортную среду для человека.

Появление этого отрезка дало возможность вывести парк «Музеон» к реке и каналу, а спустя некоторое время соединить набережную с Парком Горького и продлить ее через Голутвинскую Слободу к Патриаршему мосту. Так была создана одна из лучших парковых осей и верениц набережных в городе.

В 2000-х на Стрелке стало возникать и новое пространство – в цехах и проездах бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (принадлежавшей в дореволюционное время товариществу «Эйнем»). Производство переехало на другие площадки компании «Объединенные кондитеры», в исторических корпусах появились архитектурные бюро, учебные центры, бары и рестораны. Но первоначальный проект Патриаршего моста не предполагал такого стремительного развития этого квартала. В итоге его средняя часть уже в ходе реализации оказалась неактуальной и была заморожена. Почти 10 лет посетители территории «Красного Октября» спускались по широким каменным лестницам мимо пустынных железобетонных пролетов в хаотичное благоустроенное пространство.

Но неожиданная покупка бывшей электростанции бизнесменом Леонидом Михельсоном и превращение ее в новый Дом культуры «ГЭС-2» начали менять и места, которые, казалось, было сложно реанимировать и сделать общественными. В ходе почти пятилетней работы не только получился новый культурный центр, но и изменилась территория вокруг. Появилась площадь с лестницей к реке, за зданием бывшей электростанции над техническими сооружениями зазеленела березовая роща, которая разбавила плотную застройку квартала. Сам мост был реконструирован и приобрел более удобные спуски и подъемы. В итоге бывший промышленный квартал обретает новое комфортное пространство. Оно будет завершено вместе с работами по реконструкции территории «Красного Октября», которую в этом году начал «Гута-девелопмент»: предполагается продлить пешеходную набережную и создать более комфортную среду в проездах и двориках бывшей фабрики.

С новым парком

Крупный проект Москвы последних 10 лет – парк «Зарядье», открывшийся в 2017 г., стал вместе с краснодарским парком Сергея Галицкого настоящим прорывом в области создания новых городских зеленых пространств. Хотя москвичи сначала неоднозначно восприняли новый парк, он все же стал неотъемлемой частью столицы и продолжением пешеходного маршрута от Красной площади. Проект «Зарядье» объединил функции культурного и выставочного центров и ресторанов, скрыв их под искусственными холмами, дополняемыми различными конструкциями: козырьками, смотровой площадкой и т. д.

Немного в тени осталось открытие в том же 2017 году в Большом Спасоглинищевском переулке небольшого сквера «Горка». Чуть дальше появилось общественное пространство с новой Хохловской площадью, организованное на месте когда-то проходившей стены Белого города, там раскрыли фрагмент фундамента. Оба пространства стали настолько популярны, что начался конфликт между посетителями и местными жителями. Парк «Горка» теперь закрывают на ночь, а вокруг созданного амфитеатра на Хохловской площади пришлось соорудить ограду.

Следующим этапом создания комфортных пространств стала вторая очередь реконструкции площади вокруг Киевского вокзала. История этого проекта начинается еще в 1930-х гг., когда планировалось реконструировать район. Но крупные работы начались только в 2001 г., когда возникло пространство площади Европы. Правда, тогда проблема с хаотичными стоянками автотранспорта, а также рейсовых и маршрутных автобусов с маршрутными такси не была решена и усугубилась с постройкой ТРЦ «Европейский», который увеличил поток людей. После двух этапов реконструкции были созданы организованные стоянки для такси, появилась площадь между вокзалом, вестибюлями метро и торговым центром, а также удобный карман с выездом для общественного транспорта.

Ставка на качество

Самым тяжелым после площади Тверской Заставы оказался проект реконструкции пространства перед Павелецким вокзалом. История проекта создания площади с торговыми функциями началась еще в 1987 г.: тогда появились первые идеи после реконструкции вокзала, но до реализации дело не дошло. Лишь в конце 2000-х началось строительство ТРЦ, но тогда было уделено внимание подземной части, а наземная могла повторить печальную участь нефункционального пространства над ТЦ «Охотный Ряд» на Манежной площади.

Проект заморозили, после изъятия участка началось новое проектирование. Вместе со строительством комплекса московские власти реконструировали и проезд вдоль вокзала, заново запустив трамвай и сделав удобное пространство. Реконструкция была закончена к моменту открытия самой площади, что дало возможность благоустроить и завершить все сразу. Пока сложно сказать, как изменится жизнь этого места, тем более что сейчас активно застраивается пространство за вокзалом вдоль железной дороги.

Задач в центре города еще много, но главное – не гнаться за количеством. Дело в качестве, и в исторической среде очень важно сделать пространство не только удобным и работающим. Необходимо благоустройство, которое либо подчеркнет архитектурные памятники и историческую территорию, либо очень тонко создаст интересный контраст. Именно он может стать визитной карточкой не только этого места, но и города в целом.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%