Быть экспертом: как правильно построить публичное выступление
Президент SuperJob Алексей Захаров уверен: важно составить тезисы и вести диалог с конкретным человекомВ рубрике «Один вопрос к главе компании» топ-менеджеры и предприниматели рассказывают, как решают одну из прикладных задач в жизни и профессиональной деятельности. Гость сегодняшнего выпуска – президент SuperJob Алексей Захаров. Он рассказал «Ведомости. Городу», как правильно подготовиться к публичному выступлению, удержать внимание аудитории и что делать, если оппоненты откровенно хамят.
Соглашаясь выступить перед аудиторией, прежде всего необходимо честно ответить самому себе, насколько вы компетентны в теме, которую предстоит обсуждать. Если понимаете, что не являетесь экспертом, от выступления лучше отказаться, так как всегда найдется тот, кто разбирается в теме лучше. В этом случае вы подставите себя под удар и можете потерпеть фиаско.
Если же вы полностью уверены в своей компетентности, есть несколько правил, которыми стоит руководствоваться, чтобы выступление получилось интересным как для аудитории, так и для самого спикера.
Определить аудиторию. Нужно понимать специфику аудитории, перед которой следует выступить. Если это эксперты, перед такой аудиторией выступать легче: они разбираются в теме, задают вопросы, вступают в диалог. С ними можно подискутировать, доказывая свою точку зрения, либо сойтись во мнении. В режиме диалога выступать всегда легче. Если же это студенты или не очень подготовленная аудитория, готовиться стоит тщательнее, тезисы в таком случае могут быть более развернутыми.
Набросать тезисы. При подготовке к любому выступлению необходимо набросать тезисы, на которые будете опираться. Даже если вы уверены в своих силах, лучше этим не пренебрегать. Много лет назад мне надо было выступить перед студентами, и я подумал, что готовиться не нужно. В итоге растерялся и не знал, как построить монолог. Больше таких ошибок не совершал: даже если на подготовку совсем мало времени, план должен быть. Это должны быть пять – восемь емких тезисов-предложений (в зависимости от времени выступления), в которых заключается суть. Лично у меня на то, чтобы накидать такой план выступления, уходит 10–15 минут. Возможно, кому-то потребуется больше времени. Целый текст писать бессмысленно, вы можете просто в нем погрязнуть, потерять контакт с аудиторией.
Репетиция не помешает. Лично я никогда не репетировал свои выступления перед зеркалом или знакомыми, но некоторым это может помочь. Если человек выступает в первый раз, сильно волнуется, можно посадить перед собой знакомого и, опираясь на составленные тезисы, рассказать ему то, о чем собираетесь разговаривать с аудиторией. Если у вас получится удержать внимание человека – отлично. Если нет, он расскажет, почему ваш спич его не заинтересовал. Также можно записать ваше выступление на телефон и, пересмотрев несколько раз видео, убрать слова-паразиты, лишние паузы, понять, в каких местах можно было что-то еще добавить. То есть провести своеобразную работу над ошибками.
Рассказать о себе. Перед началом выступления необходимо расположить к себе аудиторию. Можно, например, рассказать, как вы добрались, или вспомнить смешную ситуацию, подходящую к теме. Затем необходимо представиться, то есть дать понять людям, почему вы имеете право выступать на заданную тему, какой у вас есть в этом опыт, почему вас необходимо слушать. Особенно если выступать предстоит перед неподготовленной аудиторией, которая вас не знает. Например, лично я говорю такую фразу: «Первый диплом про интернет в России был мой». Достаточно это сказать, у людей сразу появляется интерес. Я эту фразу произносил в разных аудиториях, в том числе в экспертной айтишной, и никто пока меня не опроверг и не доказал обратного. То есть необходимо «зацепить» людей, создать о себе первое впечатление.
Говорить с человеком. Важно понимать, что не существует выступления перед аудиторией, невозможно держать внимание всех людей сразу. Свою речь всегда необходимо адресовать конкретным людям в зале, поэтому важно найти одного, двоих, троих людей, которые заинтересованы, смотрят на тебя, кивают, и поддерживать с ними зрительный контакт, переключать внимание с одного на другого, обращаться конкретно к ним. Бывает, что кто-то в зале не согласен с тобой, и это тоже прекрасно, можно переключиться на него и начать его переубеждать. Хуже всего, когда ты что-то говоришь, а большинство сидящих в зале не смотрят на тебя. Это означает, что ты совсем не «зацепил» аудиторию, людям не интересно. У меня, правда, такого опыта не было.
Начать с конца и исключить «вы». Очень многие спикеры грешат тем, что начинают выступления с общих формулировок. Затем очень долго что-то рассказывают и только в самом конце переходят к сути и выводам. Конечно, в таком случае удержать внимание аудитории, даже одного человека, практически невозможно, потому что уже в самом начале людям становится скучно. Поэтому я считаю, что необходимо сразу озвучить главную мысль и выводы, а уже потом переходить к аргументам. И когда ты четко озвучил, ради чего пришел, аудитории становится интересно услышать аргументацию.
Еще одна распространенная ошибка – к аудитории нельзя обращаться обобщенно, на «вы»: «вот вы можете», «я вам сейчас расскажу», «если вы будете делать так, то у вас получится». Это грубейшая ошибка, она описана абсолютно во всех учебниках, посвященных ораторскому искусству. С аудиторией нужно общаться, используя исключительно местоимение «мы»: «мы можем», «если мы сделаем так, мы получим такой-то результат». Почему? Потому что когда произносится слово «мы» вместо «вы», спикер таким образом отождествляет себя с аудиторией, тем самым располагая ее к себе, и люди начинают ему доверять.
Хлопнуть дверью. Вести конструктивный диалог можно только в том случае, когда люди уважают твое мнение, дают полноценно высказаться. И лишь потом объясняют, с чем конкретно они не согласны, приводя свои доводы и контраргументы. Но случается так, что оппоненты начинают постоянно тебя перебивать, вести себя не очень корректно, переходить на личности. В таких ситуациях никто не запрещает тебе хлопнуть дверью и уйти. В моей практике было несколько подобных примеров. Этим, например, грешат ток-шоу на телевизионных каналах, поэтому я давно уже не принимаю в них участия.
Записала Екатерина Козлова