Что ждет туриста на Сахалине: высокие цены, плохие дороги и капризная погода
С февраля из Москвы на Сахалин можно улететь прямым рейсом. Что может предложить крупнейший остров РоссииСахалин вызывает интерес своей красивой природой и качественными морепродуктами, о которых слагают легенды. Последние два года власти острова стремятся активно привлекать инвесторов, чтобы развивать туризм в регионе. Так, в 2021 г. турпоток на Курилы увеличился в 2 раза по сравнению с показателями 2019 г., рассказал в интервью РБК глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. И все же назвать Сахалинскую область туристическим регионом пока можно весьма условно.
Удаленность от Москвы
Из Москвы до Южно-Сахалинска почти 10 часов пути. Ситуация осложняется тем, что «Аэрофлот» на остров не летает с начала ноября 2020 г. Правительство региона отказалось субсидировать авиакомпанию, потому что из-за пандемии некоторые рейсы из столицы и обратно не заполнялись даже наполовину. Таким образом, с рынка ушел основной российский авиаперевозчик. Сегодня рейсы выполняет авиакомпания «Россия». Они не субсидируются, при этом цена осталась примерно на том же уровне (14 300 руб. за билет в январе 2022 г.). Зато появились чартеры на Сахалин, которые совместно с Ростуризмом запустил оператор «TUI Россия». В 2021 г. Ростуризм субсидировал 10 туристических чартеров из Москвы в разные регионы страны: государство возмещает половину стоимости фрахта самолета. Летняя чартерная программа на Сахалин действовала с 3 июля по 4 сентября 2021 г. Как рассказал «Ведомости. Городу» представитель пресс-службы «TUI Россия», в ней приняли участие порядка 3500 туристов. С 25 февраля субсидируемые чартеры возвращаются: рейсы в Южно-Сахалинск будет выполнять авиакомпания Azur Air. Цена турпакета начинается от 42 000 руб.
Высокие цены и плохие дороги
Стоимость поездки на Сахалин через туроператора выглядит не очень пугающе. Но нужно помнить о дополнительных расходах, например на питание и экскурсии. В некоторые популярные места можно проехать только на проходимом джипе, желательно с опытным водителем. Например, индивидуальная поездка на мыс Великан (примерно два часа от Южно-Сахалинска) у местных туроператоров обойдется в 19 000 руб. Можно найти вариант подешевле: частные гиды размещают объявления в интернете и сотрудничают с некоторыми отелями. Они готовы отвезти туристов на мыс за 10 000–12 000 руб. в зависимости от автомобиля. При этом клиенты в очередь не выстраиваются. «В августе прошлого года я отвез на Великан четыре пары туристов, в сентябре было пять или шесть желающих. Много в турбизнесе не заработаешь, приходится совмещать с другими видами деятельности», – рассказывает частный гид Павел Приступов.
Дороги на Сахалине заканчиваются примерно на выезде из столицы острова – города Южно-Сахалинска. Дальше туристов ждет бездорожье различной степени тяжести. Большинство красивых мест, которые мечтают увидеть путешественники, находятся довольно далеко от административного центра. И если до бухты Тихая, которая входит в число самых красивых пляжей России, еще можно добраться на взятом в аренду легковом автомобиле, то о самостоятельной поездке в район маяка Анива лучше и не задумываться.
Капризы погоды
Сахалин не курортный остров, где 360 дней в году светит солнце. Климат здесь умеренно-муссонный, что предполагает противные дожди, сильный ветер и туманы. К капризам погоды туристу стоит подготовиться и взять с собой подходящую походную одежду. Но проблема не только в выборе ветровки.
В непогоду осмотр большинства природных достопримечательностей невозможен. Например, если море хоть немного штормит, лодки не повезут путешественников (даже самых отчаянных) к маяку Анива – это может быть небезопасно. Соответственно, в запасе лучше иметь несколько дней на случай непогоды. Перепады случаются не только в летнее, но и в зимнее время года. Несмотря на то что в Южно-Сахалинске зимы довольно мягкие (минус 6–10 градусов), на остров вполне может обрушиться мощный снегопад. Или, наоборот, внезапно пойдут сильные дожди.
Скоротать время можно в Южно-Сахалинске. В городе есть хорошие рестораны японской и корейской кухни, несколько мест, посвященных событиям Второй мировой войны, где не заскучают любители истории. А еще краеведческий музей в здании с японской архитектурой – очень красивый снаружи и абсолютно неухоженный внутри. В дождливую погоду красивый потолок изрядно протекает, покрываясь пузырями. Выделять средства на ремонт местная администрация не торопится.
Зато зимой остров становится точкой притяжения для лыжников со всего Дальнего Востока: здесь находится курорт «Горный воздух», который считается лучшим в федеральном округе – 19 трасс разной сложности общей протяженностью 35 км.
Отсутствие инфраструктуры
Чем дальше захочет забраться любознательный путешественник, тем к большим лишениям ему придется подготовиться. Даже на относительно освоенном юге острова заправки, кафе и туалеты не построены через каждые 10 км. Не говоря уже о центральной и северных частях, где до развития организованного туризма еще очень далеко. Гостиниц за пределами Южно-Сахалинска практически нет. Самое большее, на что можно рассчитывать, – частные дома и квартиры, которые сдают местные жители.
У бизнесменов есть желание менять ситуацию к лучшему, но инициативу тормозит ряд трудностей. Например, ООО «Антерра» планирует построить отель на озере Буссе. «Рынок строительных компаний на Сахалине не очень велик, поэтому приходится привлекать фирмы из Европейской части России или Сибири, а это означает дополнительные расходы. Материалы для строительства тоже приходится завозить, – отмечает генеральный директор ООО «Антерра» Александр Тертычный. – Развитию туризма на Сахалине мешает и кадровый вопрос: мы собираемся привлекать сотрудников из центральных городов России, чтобы обеспечить гостям высокий уровень сервиса».
Несмотря на то что поток туристов на остров пока довольно скромный, местные чиновники уверены: проблем с желающими провести отпуск на острове нет. Как заявил губернатор Сахалина Валерий Лимаренко в сентябре 2021 г. в интервью ТАСС, регион намерен за четыре года увеличить количество туристов в 2 раза. Разделить оптимизм местных властей сложно: в начале 2021 г. объемы финансирования туристической отрасли, по словам заместителя министра туризма Сахалинской области Наталии Пахолковой, сократились в 3 раза. Остается надеяться на наступивший 2022 год.
Наладить туристический поток на Сахалин можно с помощью инвестиций – как государственных, так и частных. Однако владельцы бизнесов не спешат вкладываться в развитие острова. Слишком далеко, много трудностей, а результат непредсказуем. Например, нет гарантий, что с открытием границ туристы не переключатся на зарубежные направления. Впрочем, есть и преимущества: Минэкономразвития обещает освободить от уплаты налогов предпринимателей, которые инвестируют в экономику Курил сумму от 1 млн руб. Представители бизнес-сообщества считают идею перспективной.
«Территория области обладает огромным потенциалом для туристического бизнеса. Поэтому мы приглашаем участников рынка в островной регион. Приходите, стройте, привозите гостей, зарабатывайте, это выгодно и вам, и жителям области», – сказал Лимаренко на ПМЭФ-2021. Если призыв будет услышан, а приемлемые условия для бизнеса обеспечены, Сахалин может превратиться в один из российских центров туризма.