Что мешает туризму во Владивостоке и Приморском крае
Компенсируют ли неудобства свежие морепродукты и красивые пейзажиПоездка во Владивосток из Москвы еще недавно казалась редким приключением, но теперь стала вполне обыденным делом. Поток туристов в Приморский край с 2014 по 2020 г. вырос с 1,5 млн до 5 млн человек в год.
До пандемии почти 1 млн туристов в Приморье приходился на иностранных путешественников из Южной Кореи, Китая и Японии. На них и была ориентирована индустрия: во Владивостоке открывались рестораны корейской, японской кухонь, а также недорогие хостелы и отели, в которых останавливались непритязательные в вопросах жилья туристы. Для гостей из Азии Владивосток стал доступной экзотикой – ближайшим европейским городом с непривычной архитектурой и недорогими морепродуктами. Но в 2020 г. ситуация изменилась: по данным правительства края, только за первое полугодие рынок потерял 8 млрд руб. (это минус 78,2% по отношению к аналогичному периоду 2019 г.). Закрытые границы заставили отрасль переориентироваться на внутреннего потребителя.
У Приморского края есть туристический потенциал: хорошие рестораны со свежими морепродуктами, гастрономические фестивали, посвященные крабам, гребешку, мидиям и другим традиционным локальным продуктам, живописные бухты с лазурной водой, сбалансированный микс восточной и западной культур, оживленная деловая повестка. Кроме того, каждый сентябрь во Владивостоке проходит ВЭФ – Восточный экономический форум. Казалось бы, сплошной мед. Но не обошлось и без ложки дегтя.
Удаленность от Москвы
Путь из Москвы до Владивостока на самолете занимает почти 8 часов. Очевидно, что это неподходящий вариант для короткой поездки на уикенд. Цена на билеты тоже не бюджетная: перелет с багажом туда-обратно обойдется в 25 000–27 000 руб. Компания «Аэрофлот», например, уже несколько лет говорит о передаче всех дальневосточных рейсов своим дочерним предприятиям – «России» и «Победе» – из-за убыточности тарифа с фиксированной ценой, которая не зависит ни от сезона, ни от времени покупки. В 2021 г. прямые рейсы из Москвы в столицу Приморья запустила авиакомпания Nordwind, но по уровню комфорта для пассажиров такой вариант проигрывает. «Удешевление перевозки может стимулировать людей прилететь во Владивосток. Мы видим, что туристы из соседних регионов активно приезжают к нам, когда билеты падают в цене благодаря спецпредложениям от авиакомпаний. Конечно, хотелось бы, чтобы такая практика распространилась и на другие части России, а не только на Дальний Восток», – замечает директор приморского агентства авиационных компаний «Билетур» Наталья Солодовникова.
Говорят в Приморье и о важности комплексного развития туризма на всем Дальнем Востоке. «Необходимо разработать единую систему туристического взаимодействия между регионами Дальнего Востока, чтобы, например, путешественник из Москвы, приезжая во Владивосток, мог воспользоваться скидкой на билет до Южно-Сахалинска, Якутска, Хабаровска и Петропавловска-Камчатского», – считает Ольга Гуревич, директор туристско-информационного центра Приморского края. Впрочем, инициатив по внедрению активной кооперации или дешевых билетов пока нет.
Проблемы с транспортом внутри региона
Передвигаться без машины по Владивостоку сложно: общественный транспорт в городе долгое время не развивался, да и ходить пешком по улицам непросто из-за холмистого рельефа и недостатка пешеходных зон. Если же турист интересуется, например, достопримечательностями в районе Сихотэ-Алиня или на севере края, то попасть туда проще всего, купив билет на самолет (главное, чтобы повезло с погодой). Перевозки субсидируются из краевого бюджета, благодаря чему цена авиабилетов сопоставима с ценой проезда на автобусе или поезде (от 1500 до 2700 руб.).
Внутрирегиональные авиаперевозки пользуются большой популярностью: в 2020 г. число пассажиров увеличилось до 43 000, что примерно на 2000 больше, чем в доковидном 2019-м. О состоянии дорог в Приморском крае не один год слагают легенды. Несмотря на постоянные дорожные работы, добраться до многих красот региона – например, бухты Триозерье или мыса Гамова – можно только на внедорожнике. Остается радоваться, что с прокатом автомобилей, включая проходимые, проблем в столице Приморья нет: аренда небольшого джипа, по данным сайта GetRentacar.com, обойдется от 2000 руб. в сутки.
Инфраструктура и сервис
Несмотря на все возражения скептиков, тем, кто живет или часто бывает во Владивостоке, сложно не отметить, что город и край меняются к лучшему. Например, решилась проблема с недостатком жилья для туристов. Сегодня в городе 383 объекта размещения, включая один отель категории «5 звезд», 22 отеля – «4 звезды» и 234 – «3 звезды». Улучшается и облик Владивостока. «С сентября жители и гости города могут любоваться видами с первой благоустроенной смотровой площадки на сопке Бурачка. Также в 2022 г. появятся новые набережные – в районе улицы Татарской и Второй речки», – делится планами руководитель агентства по туризму Приморского края Владимир Щур.
Мэр Владивостока Константин Шестаков отметил, что город собирается привлекать путешественников с помощью событийного туризма: «ВЭФ – это деловой туризм. Но также у нас проходит День тигра, театральный фестиваль «Мариинский», марафон «Мосты Владивостока» и ледовый полумарафон Ice Run. Можно выбрать мероприятие на любой вкус».
Между тем Приморский край, как и многие туристические регионы страны, испытывает недостаток кадров, вызванный в том числе оттоком населения с Дальнего Востока. Многие красивые места, включая пляжи, находятся рядом с небольшими населенными пунктами, где в высокий туристический сезон количество приезжих в несколько раз превышает количество местных жителей. Поэтому, покинув пределы Владивостока, туристы сталкиваются с проблемами в виде отсутствия комфортабельного жилья или достойных ресторанов. Поесть морепродукты, например, в Дальнегорске – задача практически нерешаемая, несмотря на близость города к морю. Компенсировать неудобства могут только красивые пейзажи: закат на сопке Телевышка, маяк на Рудной пристани или наползающий на камни туман в заказнике «Черные скалы» заставляют забыть обо всех благах цивилизации и просто наслаждаться моментом. Не за этим ли люди отправляются в путешествие?