Сургут: чем занять себя в крупнейшем городе Югры
Что делать, если вас занесло в нефтяную столицу РоссииСургут – третий по обороту промышленности город России (уступает лишь Москве и Петербургу). Туристы посещают город достаточно редко, зато сюда регулярно приезжают вахтовики и командированные. «Город» рассказывает, чем занять себя в Сургуте.
Новый старый город
Сургут был основан по приказу царя Федора Иоанновича еще в 1594 г. Сначала ему суждено было стать одним из центров освоения Сибири, а после – крупным торговым центром: отсюда по всей империи расходились ценные шкурки чернобурой лисицы. Новый виток развитию города дало разведывание огромных нефтяных и газовых залежей. Их предсказал еще в 1920-е гг. академик Губкин, однако разведка началась лишь после Великой Отечественной войны.
Однако единственное историческое здание, которое сохранилось в городе, – дом купца Клепикова конца XIX в., внутри которого воссозданы подлинные интерьеры того времени (мебель, посуда и текстиль).
Посмотреть на то, как выглядел Сургут сотни лет назад, можно в историко-культурном центре «Старый Сургут» – это 14 деревянных домов на берегу реки Саймы, реконструкции тех, что когда-то стояли в разных частях города. Внутри каждого – небольшая экспозиция: о промысле чернобурой лисы, об истории Сургутского казачества, о начале нефтяной эры города.
Если пройти «Старый Сургут» насквозь, окажетесь перед пешеходным мостом, ведущим к зданию Сургутского госуниверситета.
Югорская нефть
Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев открыт в деревянном доме Фармана Салманова, где он жил с 1957 по 1961 г. Салманов – личность для Сургута знаковая, один из первооткрывателей сибирской нефти, разведавший свыше 150 месторождений в этих краях.
К 1950-м гг. многие советские ученые решили, что нефть в Западной Сибири искать не очень перспективно, Салманов им оппонировал. В 1958 г. была создана Сургутская нефтеразведочная экспедиция, начальником которой и стал Салманов. Когда весной 1961 г. первая югорская скважина в районе современного города Мегион дала нефть, Салманов разослал всем своим оппонентам письмо одинакового содержания: «В Мегионе получен фонтан нефти дебитом 200 тонн. Вам это ясно? Приветом, Салманов». А после добил их телеграммой Хрущеву: «Я нашел нефть. Вот так, Салманов».
В музее можно познакомиться с бытом геологов, посмотреть на личные вещи Салманова. На улице стоят несколько автомобилей того времени и вагончик геологоразведчиков.
Главная достопримечательность
Вантовый Югорский мост, соединяющий два берега Оби, входит в двадцатку самых длинных в России. Длина центрального пролета – 408 м, и поддерживает его всего один пилон, зато какой – высотой с пятидесятиэтажный небоскреб (150 м).
Недавно у основания моста открылся небольшой музей, посвященный его строительству, работает по будням.
До открытия моста в 2000 г. переправа через Обь была сезонной: зимой по льду, летом – паромом.
Чаще всего в Сургуте оказываются проездом – дальше дороги ведут на нефтяные месторождения – с крупнейшего в стране ведомственного автовокзала. Частная автостанция, принадлежащая «Сургутнефтегазу», ежедневно обслуживает порядка 12 000 нефтяников – до таких масштабов далеко многим городским вокзалам России.
Экстремалам
На местном аэродроме «Боровая» базируется единственная в мире полностью женская пилотажная группа «Барсы». Посмотреть на их выступление можно на городских и региональных праздниках, а в свободное от тренировок время девушки катают на самолетах всех желающих.
Такой полет вряд ли можно назвать «прогулкой» – гостей ждут фигуры высшего пилотажа (например, «мертвая петля» и «бочка»), а также курс по основам управления воздушным судном. Стоимость самой простой программы – около 10 000 руб.
Руководит «женским батальоном» Иван Барсов. Директору аэродрома всего 22 года, из которых 10 он летает на всем, у чего есть крылья. В какой-то момент ему удалось даже стать самым молодым пилотом в России, но сейчас на это звание претендует его младшая сестра.
Барсов вдохновляюще рассказывает, что малая авиация в Югре – это не так уж дорого. Основные расходы – покупка самолета и его документальное оформление. А вот стоянка и топливо стоят сущие копейки. Приземление на аэродроме обычно обходится в 500 руб. (в «Боровой» вообще бесплатно), а бензина небольшие самолеты «съедают» почти как среднестатистические автомобили.
На аэродроме можно заказать прыжок с парашютом в тандеме или просто приехать на экскурсию посмотреть на самолеты.
Где поесть
Хорошую сибирскую кухню дают в ресторане «На высоте» отеля Gala, занимающего первый, 21-й и 22-й этажи в обычном жилом доме. Панорамные виды с 22-го этажа на город и Обь с протоками, а также строганина из муксуна и котлеты из щуки привлекают сургутян и гостей города.
В ресторане «Клюква» можно попробовать стейк из дикого оленя. Вообще, оленя тут в каком только виде не подают: сыровяленый, тартар, карпаччо, ростбиф, бифштекс, пельмени. А на десерт стоит взять «Сибирский сорбет» – традиционное угощение народа ханты из брусники и кедровых орешков.