Смоленск: чек-лист на день – где гулять и что смотреть
Грандиозная стена, олень от Геринга и сказочный теремокВынужденный взрывной интерес к внутреннему туризму сделал популярными путешествия в довольно экзотические далекие места... Но были ли вы в Смоленске? Чек-лист для тех, кто заехал ненадолго – но хочет посмотреть главное.
Смоленск – город, где есть церкви не хуже, чем в Великом Новгороде, крепостная стена, не уступающая псковской, и Днепр, как в Киеве. И, несмотря на то что удобные «Ласточки» домчат из Москвы всего за четыре часа, Смоленск даже сейчас не выглядит затоптанным туристами городом.
Лучшее место для прогулок
Центр Смоленска очень зеленый и изящный. Два больших сада – Лопатинский и Блонье – переходят друг в друга. Лопатин – местный губернатор, при котором родилась идея разбить парк, а вот Блонье не какой-то заезжий француз, а истинно смоленское название: «болонье», как установили филологи, означает «заливной луг».
С одной стороны тут памятник уроженцу этих мест, выходцу из шляхты композитору Глинке. С другой – садовая скульптура, красавец-олень, вывезенный как трофей из охотничьих угодий второго лица нацистской Германии Германа Геринга.
Вокруг садов сосредоточилась вся туристическая жизнь. Несколько музеев, расположенных в старинных зданиях, которые сами по себе памятники архитектуры, достойны внимания как внутри, так и снаружи.
Отличный вид
Днепр в Смоленске не очень могуч и всегда был на задворках: набережная в городе была построена только семь лет назад. Судя по всему, любимым местом прогулок горожан она, короткая и пустынная, так и не стала.
Зато отсюда открывается отличный вид на смоленский Успенский собор. Высокий, нарядный, зеленый, поставленный на горе, он парит над древними стенами с их брутальными башнями.
Официальная смотровая площадка Смоленска – на улице Ногина.
Главная достопримечательность
Самое примечательное и величественное в городе это, конечно, стена. Башни и прясла бывшей крепости внезапно появляются во время прогулки в самых разных частях города.
С крепостью связана и самая яркая страница истории города: «смоленское сидение». Два года, с 1609-го по 1611-й, пятитысячный гарнизон, который возглавил воевода Михаил Шеин, защищал Смоленск от осадивших его поляков. Грандиозная крепость длиной 6,5 км и была построена с небывалой поспешностью всего за семь лет из-за неизбежности конфликта с Речью Посполитой.
Считается, что именно здесь был впервые применен вольнонаемный труд, мастера набирались по всей Руси. А на время строительства Борис Годунов выпустил запрет на всякое каменное зодчество, от церквей до погребов. Строительству не помешали ни оползни, ни бунты, ни голод. Присланный из Москвы зодчий Федор Конь, построивший Белый город, спроектировал крепость выше обычного, с более частыми башнями с подземными слуховыми ходами, которые должны были предотвратить подкопы и минирования со стороны неприятеля.
Фортификационные и архитектурные чудеса и хитрости меркнут на фоне человеческих историй. Крепость пала под поляками. Воевода Шеин почти на десять лет попал в польский плен, потом был возвращен на родину — и в 1632 г. он стал во главе войска, которое должно было отвоевать Смоленск у поляков. Он штурмовал и громил стены, которые двадцать лет назад спасали и защищали его гарнизон. Вернуть Смоленск Шеину не удалось, и зимой 1634 г. он заключил вынужденное перемирие. Весной был казнен на Красной площади.
Смоленск снова стал русским только в 1664 г. На этот раз без боев. А большая часть крепости была уничтожена Наполеоном при отступлении в 1812 г.
Оставшиеся башни используются под музеи – например, в Никольской расположен небольшой, но обстоятельный музей льна, в одной был даже ресторан, но он не пережил пандемию.
На Громовой башне можно подняться на стену и посмотреть на центр города, но не раньше конца сентября, когда планируется закончить реставрационные работы.
Где поесть
С едой в центре проблем нет, кафе и рестораны встречаются довольно часто, но выделить что-то сложно.
Местные гурманы предпочитают ресторан «Усадьба» – спокойное место не в самом центре с тихим двором и видом на зеленые холмы.
Кафе «Русский двор» привлекает туристов незабываемым интерьером: внутри оно выглядит так, как будто сто матрешек стоят в очереди в храм Василия Блаженного. На столах – русский лубок с забавными подписями про Савоську и Парамошку, скопированный с реальных иллюстраций конца XVIII в. Здесь почти всегда многолюдно, летом работает огромная веранда в парке. Но еда – невыразительный фастфуд.
Популярное место у творческой тусовки – клуб «Маяковский», по выходным там живая музыка – блюз и джаз.
На Ново-Рославльской улице – «красивая кофейня с динозавром» с труднопроизносимым названием Аeblehaven (в переводе с датского – «благородная гавань»). Раньше здесь была мастерская скульптора, поэтому сейчас под потолком легко помещается скелет динозавра, а на двух этажах и во дворе – модные смоляне с кокосовым латте.
Куда поехать в окрестностях
В 18 км от Смоленска находится историко-архитектурный комплекс «Теремок», бывшая усадьба Тенишевых в Талашкино. Если времени больше, чем один день, то побывать тут стоит.
Княгиня Мария Тенишева – женщина сильного темперамента, меценатка с большой буквы. У себя в усадьбе она, любительница русской старины и составительница внушительной коллекции, выставлявшейся даже в Лувре, привечала своих единомышленников-художников. И будь усадьба Тенишевой поближе к Москве, она бы составила конкуренцию абрамцевскому кружку Саввы Мамонтова.
Теремок для княгини и при ее бурном участии спроектировал Сергей Малютин, он же построил знаменитый Дом Перцовой в Москве и расписал первую русскую матрешку. Теремок в Талашкино – это настоящая ожившая сказка и символ всего, что так любила Тенишева. Храм рядом расписывал еще один близкий друг семьи – Николай Рерих.
Хозяин Талашкина, князь Вячеслав Тенишев, крупный промышленник и железнодорожный магнат, стал невольным заказчиком всех художественных проектов княгини, но непрестанно ворчал, без обиняков заявляя, что все творцы хотят только одного – денег. Однако портреты жены, которые писали Серов, Репин, Врубель, ругая, покупал, тем не менее, исправно – а княгиня вписала фамилию Тенишевых в мировую историю живописи и прикладного искусства.