Театральные премьеры весны: авантюрная пьеса, написанная в тюрьме, и неожиданная версия гибели Моцарта
Мюзикл, триллер и «Дядя Ваня» – 5 весенних премьер в театральном обзоре «Ведомости. Города»«Свадьба Кречинского» в Малом театре
Мюзикл Александра Колкера по мотивам пьесы Сухово-Кобылина
Режиссер – Алексей Франдетти
Для Малого театра «Свадьба Кречинского» – с одной стороны, бросок в новую область, потому что это мюзикл, с другой – возвращение к себе. Комедию Сухово-Кобылина на этой сцене впервые поставили еще в 1855 г. Известно, что драматург Александр Сухово-Кобылин начал сочинять ее в тюрьме – его обвинили в убийстве любовницы, французской модистки Луизы Симон‑Деманш. Дело об убийстве француженки длилось семь лет, но так и не было раскрыто. Все это время аристократа Сухово-Кобылина держали под следствием и дважды арестовывали. Оттачивал свою криминальную комедию он тоже за решеткой, но в это время первые рукописные экземпляры уже ходили по Москве и актеры Малого театра уже начали ее репетировать. Спектакль имел оглушительный успех, театр на несколько месяцев убрал из афиши все остальные названия и каждый вечер давал «Свадьбу Кречинского». Спустя 170 лет лихо закрученный сюжет все так же держит русского зрителя.
Главный герой – игрок, проигравший все, что можно, и вынужденный блефовать, чтобы закрутить очередную аферу – выгодный брак, с помощью которого Кречинский рассчитывает поправить свои дела. Проигрыш он встречает достойно, комментируя свой провал одним лишь словом: «Сорвалось!»
В роли Кречинского – Алексей Фаддеев. Режиссер Алексей Франдетти стремился сделать главного героя человеком, в котором каждый узнает себя в предлагаемых обстоятельствах. Поэтому на спектакль стоит сходить хотя бы ради того, чтобы испытать соблазн и риск игры, наблюдая за отчаянным игроком из бархатных кресел.
«Амадей» в театре Вахтангова
Сценическая версия Сергея Плотова
Режиссер – Анатолий Шульев
Пушкин – наше все, поэтому взаимоотношения Сальери и Моцарта русским зрителем воспринимаются через призму пушкинской версии истории о гении и злодействе. Возможно, в этом мы неправы, потому что суд, состоявшийся в 1997 г. в Милане, рассмотрев дело и все обстоятельства, официально признал Антонио Сальери невиновным в отравлении Вольфганга Амадея Моцарта. Театр Вахтангова рискнул представить миру собственную версию взаимоотношений двух музыкальных гениев. В этой истории, кроме Моцарта и Сальери, присутствует третий персонаж, которого, чтобы избежать спойлера, лучше сейчас утаить. Сальери в версии драматурга Сергея Плотова – не отравитель, но человек, много сделавший, чтобы его конкурент не получил признания. Трогательного и глубоко несчастного Сальери играет Алексей Гуськов, не менее несчастного нищего Моцарта – Виктор Добронравов.
«Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова
К 125-летию Московского Художественного театра
Режиссер – Денис Азаров
Чеховская пьеса для МХТ – знаковая, в 1899 г. ее поставили Немирович-Данченко и Станиславский, причем Константин Сергеевич сыграл Астрова, а Ольга Книппер – Елену Андреевну. В 1985 г. «Дядю Ваню» выпустил на мхатовской сцене Олег Ефремов и тоже вышел к публике в роли Астрова. Постановки сменяют друг друга, но вопросы, которые задают себе и зрителям чеховские герои, все те же: ради чего мы живем, во что верим, кому посвящаем свою жизнь. Режиссер Денис Азаров говорит, что для него «Дядя Ваня» – история про одиночество: «Во всех пьесах Чехова, и в «Дяде Ване» особенно, люди говорят не то, что они хотят сказать, живут не там, где мечтают, занимаются не тем делом, которым бы они хотели заниматься. Казалось бы, можно все изменить, например просто взять билет и уехать в другой город, но страх перемен обездвиживает».
В главных ролях: Авангард Леонтьев (Серебряков), Сергей Епишев (Войницкий), Светлана Колпакова (Елена Андреевна), Павел Чинарев (Астров).
«Мандат» в СТИ
Пьеса Николая Эрдмана
Режиссер – Сергей Женовач
Не все пьесы, написанные в советское время, сегодня можно читать без некоторого недоумения. Но две великих пьесы Николая Эрдмана, «Мандат» и «Самоубийца», проросли сквозь все прошедшие с тех пор эпохи. «Мандат», поставленный в 1925 г. театральным режиссером Всеволодом Мейерхольдом, сделал молодого автора пьесы Николая Эрдмана знаменитым. За «Самоубийцу» боролись Мейерхольд и Станиславский, но власти постановку запретили, а год спустя автора пьесы арестовали, по слухам, за его басни, которые артист Качалов прочел на кремлевском банкете. Эрдмана забрали прямо со съемок «Веселых ребят» – он был сценаристом самой популярной советской комедии.
Лишь в 1982 г. главный режиссер Театра Сатиры Валентин Плучек, в прошлом – актер ГосТиМа (театра Мейерхольда) ухитрился поставить роковую пьесу, но ее сняли сразу после премьеры. Возобновить постановку Плучек смог только в 1986-м, когда в страну пришла гласность и перестройка.
Сергей Женовач поставил «Самоубийцу» в 2015 г. Спектакль получил премию Станиславского и «Хрустальную Турандот», а также был номинирован на «Золотую маску». Восемь лет спустя он взялся за «Мандат», который опять стал остросовременным: его герои живут на переломе эпох и изо всех сил пытаются найти правильную линию поведения.
Режиссер обратился не к мейерхольдовскому варианту пьесы, а к записям и черновикам Николая Эрдмана, так что возможны неожиданные повороты сюжета. Актерский состав пока держится в секрете, известно лишь, что в спектакле будут заняты Алексей Вертков, Глеб Пускепалис, Сергей Аброскин и другие актеры Студии театрального искусства.
«Призрак Александра Вольфа» в театре «Эрмитаж»
По роману Гайто Газданова
Режиссер – Михаил Левитин
Гайто Газданов – единственный, может быть, конкурент Набокова – в 16 лет воевал в армии Деникина, вместе с отступающей белой гвардией оказался в Крыму, потом в Константинополе, где написал свой первый рассказ, а в 1923 г. перебрался в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Работал грузчиком, таксистом (об этом написан роман «Ночные дороги»), несколько лет проучился в Сорбонне. Работу таксиста Газданов смог оставить лишь после того, как вышел его остросюжетный роман «Призрак Александра Вольфа», который был переведен на все европейские языки и экранизирован на американском телевидении.
Книга читается как триллер: главный герой, русский эмигрант, страдает из-за единственного совершенного им в годы Гражданской войны убийства. И внезапно узнает, что человек, в которого он стрелял в упор, Александр Вольф, остался жив. Герой книги начинает его разыскивать и встречается с ним после череды необычайных происшествий. Кроме фрагментов романа в спектакль войдут рассказы Гайто Газданова, русскому читателю практически неизвестные.