Читайте также
5 новых сериалов марта: шпионские игры, актерские интриги и неотвратимая катастрофа
Кофе из одуванчика. Чем столичные рестораны готовы удивить гурманов
Чем опасно блуждание разума и почему внимание – это не бензобак

Главные выставки весны: гениальные юные «пенсионеры», глиняные воины и огромные поющие солонки

Непривычные картины русских классиков и советские модницы – что интересного покажут в музеях
Предоставлено организатором выставки
Предоставлено организатором выставки

«ОТЛИЧНИКИ»

Музей русского импрессионизма

Пресс-служба музея русского импрессионизма
Пресс-служба музея русского импрессионизма

Выставка «Отличники» посвящена художникам, которых по окончании императорской Академии художеств за выдающиеся успехи в учебе награждали оплаченной государством поездкой за границу. Молодые художники отправлялись в Италию, Францию, Голландию – изучать работы своих коллег, искать свой собственный стиль, путешествовать и жить. В качестве отчета в Академию художеств требовалось предоставлять новые работы, созданные в этих поездках. Срок поездки довольно легко продлевался, художники могли провести за границей несколько лет. Отличники получали полный пансион (от французского pension), поэтому поездки назывались пенсионерскими. Как шутят в музее, выставку с полным правом можно озаглавить «Пенсионеры». Музей впервые оглянулся так далеко, в несвойственный его концепции XIX век. Да и работ Ивана Айвазовского и Генриха Семирадского тут раньше никогда не выставляли.

Среди других «отличников» – Василий Поленов, Борис Кустодиев, Илья Репин, Исаак Бродский, Михаил Демьянов, Александр Яковлев, Василий Шухаев. Выставка не набор экзотических пейзажей, хотя уютные закоулки Венеции, итальянские солнечные холмы и шумные парижские бульвары на ней тоже есть. Здесь можно увидеть разброс стилей от академизма до ростков импрессионизма. Это позволяет почувствовать, как менялись вкусы, увидеть путь, который прошло русское искусство за полвека перед революцией.

Кроме копирования чужих великих образцов по заданию академии молодые художники нащупывали свой стиль: кто-то следуя за модой, кто-то сопротивляясь ей. Генриха Семирадского семилетняя поездка только укрепила в любви к академизму – с его ранней работы начинается выставка. Айвазовский, еще будучи в пенсионерской поездке, снискал славу мариниста. Написанная в Италии работа «Часовня на берегу моря», которая представлена на выставке, яркое тому доказательство. Однокурсники Репин и Поленов полюбили Париж и вслед за французскими художниками-реалистами – последователями барбизонской школы, которые считали, что природу надо рисовать не в студии, а с натуры, начали активно ездить на пленэр. На выставке есть несколько парных работ, где, похоже, модели у Репина и Поленова были общие: грустные белые лошадки, сочные этнические девушки, портрет знакомого.

Василий Поленов, нащупав свой стиль, попросил досрочно прервать поездку и вернулся домой, чтобы изменить жанр пейзажа в отечественной живописи. Илья Репин остался в Париже, с интересом присматриваясь к работам первых импрессионистов. Его «Пикник», представленный в залах музея, – своеобразный ответ скандальному «Завтраку на траве» Эдуарда Мане. Более поздний «отличник», Борис Кустодиев, не только блестяще копировал в музее Прадо портреты Веласкеса, но и вслед за Тулуз-Лотреком отправлялся в парижские кабаре.

Иногда, наоборот, художников не отпускали знакомые родные мотивы. «Сборщики мулей» Алексея Кившенко и «Нищий в церкви» Исаака Аскназия – типичные сюжеты отечественных передвижников, только в заграничных пейзажах. Стоит обязательно оставить силы на третий этаж музея. Его по традиции отдают под спецпроекты к текущей выставке. На этот раз здесь собраны картины мастеров, чьи работы особенно впечатляли «отличников». Имена барбизонцев Камиля Каро, Шарля Добиньи, символистов Франца фон Штука, Эжена Каррьера и других часто встречаются в отчетах и переписке молодых русских художников. Эта часть выставки подготовлена совместно с Пушкинским музеем.

До 21 мая 2023 г.

«В ПОИСКАХ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

Музей-заповедник «Царицыно»

Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно»
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно»

Выставка в царицынском Большом дворце «В поисках народного искусства» рассчитана на эффект узнавания: у кого дома не было гжельских чашек, жостовских подносов, хохломских деревянных ложек. Один из залов экспозиции – это типичная комната 1970-х гг. – с ковром, торшером и, конечно же, стенкой, в которой стоит в ожидании гостей дулевский сервиз и фарфоровые фигурки. Но если отбросить ностальгическую составляющую, то создатели пытаются ответить на многие вопросы: как выжили народные промыслы, чем объяснить волну их безумной популярности в 1960- е гг. – и как на это влияла государственная политика? Выставка впервые позволила продемонстрировать богатейшую коллекцию Царицына. В конце 1980-х годов здесь начали создавать Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР.

Показ начинается с чудом сохранившихся работ старых небольших предприятий и мастеров-ремесленников, а продолжается наивным искусством, которое начал собирать еще основатель музея, художник Илья Глазунов. «Золотые бренды России» – палех, гжель, хохлома, городецкая и дымковская игрушка, северная резьба по кости представлены редкими авторскими работами. Нашлось место и восточным керамическим расписанным традиционным национальным узором блюдам-ляганам, и изысканным покрывалам-сюзане, расшитым цветами, – раздел «Восточный базар», посвященный художникам Кавказа и Средней Азии, получился очень зрелищным. В залах Молдавской, Белорусской и Украинской ССР и союзных республик Прибалтики – керамика, нарядные вязаные этноварежки, плетеная соломка, вышитые скатерти.

Предметы обихода, которыми люди пользовались каждый день, создавались мастерами как настоящие произведения искусства. Народная тема прорывалась даже на подиум: например, Ивановский музей ситца предоставил костюмы модельера Вячеслава Зайцева с кокошниками. Самыми «инстраграмными экспонатами» выставки стали огромные армянские солонки-агаманы в виде женской фигуры с отверстием в животе. Считалось, что сакральные солонки приносят благоденствие и процветание семье.

Благодаря 3D-оцифровке и анимации некоторые экспонаты оживают – баянист с певицей из раздела наивной скульптуры исполняют частушки, авторская солонка поет армянскую песенку, а ваза исполняет латышский народный танец. Выставка готовилась два года и будет идти так же долго – до лета следующего года.

До 28 июля 2024 г.

«ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ. БЕССМЕРТНЫЕ ВОИНЫ КИТАЯ»

ВДНХ, павильон № 21

Предоставлено организатором выставки
Предоставлено организатором выставки

Выставка-реконструкция основана на археологической сенсации XX в. – глиняной армии китайского императора Цинь Шихуанди, правившего в III в. до н. э. Это одна из главных достопримечательностей Китая наряду с Великой Китайской стеной. В 1974 г. крестьяне, копавшие колодец, наткнулись на обломки терракотовых фигур воинов в полном боевом снаряжении. Вскоре археологи начали масштабные раскопки, которые идут до сих пор. Огромный погребальный комплекс императора представлял собой целый мир.

Только фигур терракотовых воинов, вооруженных луками, арбалетами, алебардами и мечами, обнаружили около 8000. Каждая статуя имеет свои уникальные черты и даже выражение лица. Также были найдены колесницы, запряженные четверками лошадей. На месте находки создали музей, а терракотовые воины небольшими группами отправились в мировое турне, собрав толпы фанатов и заработав миллионы долларов. В 2006 г. это «восьмое чудо света» привозили на выставку в Исторический музей, тогда москвичам показали 12 воинов и двух лошадей.

Сегодняшняя выставка демонстрирует не подлинники, а реплики – но зато их гораздо больше. Над воссозданием фигур лучников, арбалетчиков, генералов и чиновников в течение года работало несколько сотен человек. Куратор выставки – Марк Ульянов, кандидат исторических наук, доцент Института стран Азии и Африки. Также на выставке представят и предметы быта, целую галерею красочных исторических подлинных костюмов из коллекции Музея Востока, всего более 150 экспонатов. Световое шоу, видеопроекции и спецэффекты призваны добавить впечатлений.

До 26 марта 2023 г.

«ДОМ МОДЕЛЕЙ. ИНДУСТРИЯ ОБРАЗОВ»

Музей Москвы

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Одеть советских женщин было задачей не менее сложной, чем электрифицировать всю страну по плану ГОЭЛРО, которому была посвящена предыдущая выставка в стенах Музея Москвы. В государстве рабочих и крестьян создание новых моделей надо было поставить на поток. Выставка объясняет, как создавалась система конструирования и моделирования модной одежды и как ателье из места индивидуального пошива превращались в фабрику по изобретению одежды для всей страны. Утвержденные образцы всего, от шляп до детских трусов, рассылались на фабрики и в тресты-ателье от Владивостока до Сочи. Первое такое учреждение под названием «Ателье мод» заработало в Москве в 1923 г.

Выставка не просто ретроспектива столетней концепции советских домов моделей, это настоящая повесть о том, как была устроена модная индустрия в СССР и как функционировала в условиях плановой экономики и пятилетних планов. Неспециалисты знают до обидного мало имен советских модельеров, поэтому создатели выставки захотели рассказать об их полетах фантазии, технологических находках, горестях и удачах и показать лучшие работы – чтобы современники узнали, кто одевал миллионы советских граждан.

Коллекция модельера Лины Телегиной по мотивам росписи дымковской игрушки поразила самого Ива Сен-Лорана во время его приезда в Москву в 1986 г. Также можно будет увидеть ткани с фабрики «Красная Роза», вечернее платье Вячеслава Зайцева для Аллы Пугачевой, видеозаписи показов Общесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту. Специально для выставки реконструируют знаменитое платье «Россия», за которое художница Татьяна Осмеркина получила золотую медаль на Всемирной выставке в Осаке в 1970 г., а дом моделей – мировую славу.

До 18 июня 2023 г.

Самое популярное
Наш город
Кошки в короне: археологи в Москве нашли 400-летние изразцы
Старинные плитки находились на территории Чижевского подворья и на Тверской
Наш город
Квартирный ответ: как в Москве реализуется программа реновации
С 2017 года более 176 000 москвичей получили новые квартиры в современных домах
Умный город
Навигация и 3D-миры: как в Москве тестируют инновации в сетях нового поколения
Столичный 5G-демоцентр предоставляет доступ к сверхскоростным сетям и уникальному оборудованию
Наш город
Москва примет в декабре представителей делового туризма из стран БРИКС
В рамках мероприятия обсудят развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры, ключевые тренды и вызовы в MICE-индустрии
Наш город
Наука и IT: Москва поддержит предпринимателей грантами на оборудование
С января одобрено почти 1,9 млрд рублей в качестве субсидий для бизнеса
Наш город
Объем поддержанного Москвой экспорта достиг почти 20 млрд рублей в 2024 году
Собянин назвал ключевые направления торговли столичных компаний
Наш город
95 лет Московскому планетарию и «Тройка» с аксолотлем – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Движение вверх: в ТиНАО создадут центр подготовки сборных России по баскетболу
В планах также развитие инфраструктуры в разных районах столицы
Наш город
Для досуга и работы: в Бирюлеве Западном будет построена новая улица
Почти 15 000 человек улучшат условия для жизни
Культурный город
Куда пойти в выходные 9–10 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о строительстве станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро
Создание московского городского вокзала здесь завершится в 2028 году
Культурный город
Рок-концерт и философская притча: главные театральные премьеры начала сезона
В репертуаре московских театров – космический балет, китайская комедия и венгерская оперетта
Горожане
Дарья Савельева: «Мы начинаем врать, потому что врем себе»
Звезда «Обычной женщины» – о магии актерской работы, домашних любимцах и Московском планетарии
Наш город
Быстрее, удобнее, вместительнее: как изменился наземный транспорт Москвы
С 2010 года столичные власти провели ряд масштабных реформ общественного транспорта
Наш город
Здоровый стандарт: как меняются поликлиники столицы
Второй этап перезагрузки амбулаторного звена завершится в 2025 году