Театр под занавес: 4 премьеры в конце сезона
На какие хорошие спектакли надо успеть в июне, изучил «Ведомости. Город»«Вишневый сад» в «Мастерской Петра Фоменко»
Новый «Вишневый сад» будто специально выпущен на сцене театра Фоменко как раз когда в Москве только-только отцвели вишни. А герои Чехова, и вернувшиеся из Парижа, и живущие в своем поместье, все еще надеются на лучшее. Пьесу самого известного в мире русского драматурга поставил один из учеников Петра Фоменко неутомимый выдумщик Иван Поповски. В роли Раневской – Галина Тюнина, которая играла в таких фильмах как «Дневной дозор», «Дар» и др.
Белые огромные занавеси колышатся в глубине сцены, все герои толкутся на крохотной площадке в уголке: обходят шкафы, протискиваются между диванами. Уютное, семейное гнездо, родные пенаты так комично малы, но выходить на огромное пустое пространство сцены никто не торопится.
Веселое щебетание, радостные вскрики, суета и оживление – кажется, старый дом не может вместить всей радости от встречи с хозяйкой. Актерское обаяние «фоменок» вовлекает и зрителя в этот семейный круг, тем более, спектакль полон самоцитат и намеков. Например, кукол зовут как чеховских трех сестер – Ирина, Маша, Ольга. 87-летнего Фирса играет 49-летний актер Кирилл Пирогов (известный по роли в фильме «Брат 2») – и в верности делу может потягаться со старым слугой: он работает в театре Фоменко почти 30 лет. Позже Пирогов смахивает пыль с мебели крылом от чучела чайки – «привет» его собственному спектаклю по Чехову, который он поставил на этой сцене в 2019 г. В одном из составов брата Раневской Гаева играет настоящий, не сценический брат Галины Тюниной Никита.
Зрителям по всему миру до сих пор не дает покоя, почему драматическую историю с продажей родового гнезда и гибелью сада Чехов назвал комедией. Но режиссер старается выдержать жанр, указанный автором. Комическую линию блестяще ведут второстепенные персонажи – лакей Яша в исполнении Александра Мичкова, конторщик Епиходов (Иван Рябенко) и горничная Дуняша (недавняя выпускница мастерской Каменьковича Мария Геращенко). Сцена пикника этой троицы, когда все они располагаются на пледах – смешной пластический этюд на тему любовного треугольника.
Другая молодежь – Лопахин (Денис Аврамов) и Варя (Мария Андреева), напротив, связаны такой взаимной нежностью, что их последнее, опять неудавшееся объяснение и есть та сама «лопнувшая струна». В финале красивые занавеси, напоминавшие прекрасные цветущие вишни, больше похожи на грязную целлофановую пленку, которую ветер гонит по бесприютному холодному миру. Комедии опять не вышло.
«Вероника» в Театре на Бронной
Каннский лауреат «Летят журавли» (1957), снятый по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», стал одним из самых поэтичных фильмов о Великой Отечественной войне. Спектакль «Вероника» по этой же пьесе худрук театра на Бронной Константин Богомолов поставил сейчас не случайно – и публика замерла в ожидании высказывания о современности. На деле же спектакль получился негромким во всех смыслах.
Молодые актеры – от Василисы Перелыгиной, прославившейся в фильме Кантемира Балагова «Дылда» и уже успевшей стать примой театра на Бронной, до сына Игоря Верника в небольшой роли студента Миши – смело берутся за задачу играть максимально бесстрастно. Эту же манеру исповедует и постоянная соратница Богомолова художница Лариса Ломакина. Ее сдержанная сценография сразу же отсылает к концу 30-х-началу 40-х, не оставляя место никакой условности.
На этот раз Богомолову не пришлось ничего дописывать, переиначивать. Проводы мобилизованных, диалоги о том «долетит ли до Москвы», разговоры про бронь от армии – все это есть в пьесе. Мостик между 1943 и 2023 гг. и так перекидывается постоянно. Розов написал свою первую пьесу, лежа после ранения в госпитале в 1943 г. Когда он отнес ее в журнал, надеясь на публикацию, рецензент вернул со словами: «Я плакал, но печатать мы это не будем». Спектакль, лишенный героико-лирического накала фильма, рассказывает скорее о том, как по-разному переживают войну в тылу – ведь и люди, которые не воюют, постоянно думают и говорят о ней.
Главная героиня, москвичка Вероника, накануне своего 18-летия разлучается с женихом – Борис уходит добровольцем на фронт. Известий о нем нет. Вероника (ее по очереди играют Василиса Перелыгина и Яна Вилочкина) живет в замороженном состоянии, которое сейчас посчитали бы депрессией: в эвакуации выходит замуж, томится в неудачном браке в коммуналке, терзается чувством вины.
А на соседней улице маленького городка собирает гостей московская светская львица Антонина Монастырская. Хозяйка милостиво принимает дефицитные коробки шоколадных конфет, горничная накрывает на стол. Все на месте – и воздыхатели, и подарки – все, как прежде, до войны!
Еще одна героиня – сестра Бориса, немногим старше Вероники, помогает отцу оперировать раненых, оба они пропадают в госпитале с утра до ночи. Их собранность и суровость, наверное ближе всех автору спектакля, где находится место трагической любви и подвигу, предательству и раскаянию, потере и обретению новой жизни.
«Зойкина квартира» в Театре Пушкина
Булгаков определял свою пьесу «Зойкина квартира» так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Сатирический спектакль впервые поставили еще в конце 20-х гг. прошлого века в Театре им. Вахтангова, но то снимали из репертуара, то снова возвращали. Противником пьесы был первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, но за «Зойкину квартиру» внезапно вступился сам Сталин. Несколько лет спектакль шел с аншлагами.
Сейчас «Зойкину квартиру» поставил худрук театра Пушкина Евгений Писарев. Молодая оборотистая вдова Зоя Денисовна Пельц (Александра Урсуляк) ищет способы заработать денег, чтобы уехать со своим возлюбленным, аристократом Обольяниновым (Александр Дмитриев) в Париж. Граф – «осколок империи» – совершенно не приспособлен к жизни, к тому же, подсел на морфий. И тут весьма кстати на пороге появляется обаятельный жулик и давний приятель Зои Аметистов (Александр Кубанин), вроде как расстрелянный в Баку, и поэтому имеющий много имен и паспортов на все случаи жизни. Он поддерживает «бизнес-проект» Зои Пельтц – открыть элитный публичный дом для советских господ, скрытый за вывеской «Ателье прозодежды». Есть версия, что Булгаков почерпнул идею из криминальной хроники времен НЭПа, и что в самом знаменитом доме свиданий на Большой Никитской во время облавы был задержан Сергей Есенин.
«Сотрудницы ателье» в зойкиной квартире предстают женщинами не столько легкого поведения, сколько стесненных обстоятельств. В их мини-концерте (музыку к спектаклю написал композитор Павел Акимкин) выделяется безумный выход прислужницы Манюшки в кокошнике (Елизавета Кононова), тоже решившей попытать счастья с клиентом. Гимном спектакля становится песня главной героини «Не мешайте мне сегодня жить».
Новым прочтением Булгакова этот спектакль, пожалуй, не назовешь, но пьеса так лихо написана, а актеры так азартно играют своих отрицательных героев, что «Зойкина квартира» должна заслуженно стать кассовым хитом.
«Остановка» в театре «Практика»
Театр «Практика» вернулся после ремонта в свое прежнее здание рядом с Патриаршими прудами и продолжает ставить пьесы современных авторов. Одна из премьер этого сезона – спектакль «Остановка» по пьесе участника драматургического фестиваля «Любимовка» Германа Грекова. Под безжалостным ярким светом софитов режиссер Игорь Теплов препарирует чувства сорокалетнего горожанина.
Две супружеские пары – все в одинаковом белом, все одинаково благополучны и практически счастливы. Но после чудной дружеской вечеринки один из героев, Виктор, выходит из машины, садится на лавочку на остановке и решает остаться там навсегда. Обида, усталость, дурь? Все гадают, что же произошло. А Виктор сидит в нирване и слушает, как шумит ветер. С места его не может сдвинуть ничто: ни признание жены в измене, ни покаяния друга, ни злость дочки, которую из-за экстравагантного поступка папы дразнят в школе. Но, судя по дальнейшему развитию событий, автор пьесы настаивает – пауза приносит только пользу.
Кризис среднего возраста еще никогда не разрешался так скоро – спектакль идет час с небольшим. В нем заняты выпускники разных лет курса Дмитрия Брусникина и Романа Козака: Алексей Розин, Дарья Калмыкова, Роман Маякин, Антон Феоктистов, Анна Бегунова и Софья Каштанова.