«Покерфейс»: новый триллер Рассела Кроу с плохим сценарием и хорошими актерами
В прокат вышел неубедительный сценарный дебют Рассела Кроу с поп-философией и дорогими тачками
Много лет назад пятеро австралийских подростков увлеченно резались в покер на идиллической лужайке у водопада. Спустя годы один из них стал министром, другой – известным писателем. Третий – нищий алкоголик в исполнении Лиама Хемсворта (Гейл из «Голодных игр» и будущий Геральд в сериале «Ведьмак»). А Джейк (Рассел Кроу – «Гладиатор», «Игры разума») и Эндрю (рэпер RZA из группы Wu-Tang Clan) заработали миллионы, создав онлайн-сервис для карточных игр. Узнав, что жить ему осталось недолго (рак поджелудочной железы), Джейк решает собрать старых друзей – якобы для партии в покер. Но, судя по довольно зловещим намекам, готовится показательно разоблачить их неискренность и устроить ночь жестоких сюрпризов.
Собственно, намекам отдана вся первая треть фильма. Закадровый голос Кроу глубокомысленно бормочет что-то про законы Ньютона и про то, что вся наша жизнь – игра. Его герой в это время задумчиво смотрит вдаль и отдает туманные распоряжения. Посещает какого-то духовного учителя, который в придачу к душеспасительным мудростям снабжает его пузырьком с «сывороткой правды». Внезапными всполохами в повествование вклиниваются флешбэки о смерти жены Джейка в автокатастрофе. Его вторая жена яростно колотит боксерскую грушу и собирается в чем-то признаться, но пока откладывает. Герой вертит в руках пузырек. «Вы точно хотите все сделать именно так?» – спрашивает Джейка его юрист. Джейк отвечает утвердительно.

Поскольку перед нами, очевидно, триллер, зритель вправе ожидать, что со временем все детали сложатся в четкую картину. Что, как только друзья рассядутся за карточным столом, игра в покер обернется психологической дуэлью, из шкафов начнут выпадать скелеты, а сюжет сделает несколько неожиданных поворотов. Но когда настает время перейти уже к делу, выясняется, что история элементарно не продумана.
«Покерфейс» – вторая режиссерская работа Рассела Кроу и его дебют в качестве сценариста. И, кажется, главная проблема тут именно в сценарии. Идея собрать за одним карточным столом как минимум трех звезд, и чтобы жена Тора-Криса Хемсворта, актриса Эльза Патаки, раздавала им карты, выглядит привлекательно, но одной ее недостаточно. Кроу не знает, что делать со своей картиной: превратить ли ее в рассказ об изощренной мести в духе «Игры навылет», в незамысловатый боевик со стрельбой или в философскую медитацию, и в итоге так ни на что и не решается.

Это определенно не покерный экшен: здесь много говорят о покере, но сама игра занимает минуты полторы и никак не участвует в сюжете. Это не история о том, что скрывает ложь: у друзей Джейка действительно есть парочка секретов, но об одном легко догадаться задолго до чистосердечного признания, а второй просто притянут за уши. Действие стоит на месте, и, чтобы как-то его оживить, в третьем акте начинается сюжетная линия с ограблением, но, честное слово, лучше бы не начиналась.
Характеры и отношения между ними не прописаны, мотивы неубедительны. Зачем Джейку понадобилось следить за своими товарищами? Как тридцатидвухлетний и выглядящий на свой возраст Хемсворт может быть другом детства Джейка, которому, как сообщается, под шестьдесят? Кроу эти вопросы, кажется, не сильно беспокоят: сюжетные дыры он пытается заткнуть напыщенной поп-философией и дорогими тачками, которые показывает в большом количестве и без всякой художественной необходимости. Пауло Коэльо пополам с демонстрацией престижного потребления – кажется, это и называется «пускать пыль в глаза».
