«Рэймонд и Рэй»: разборки между братьями у могилы отца — с Юэном Макгрегором и Итаном Хоуком в главных ролях
Ироничная драма о том, как понять и простить, выходит 21 октябряУ этих двоих одно и то же имя, данное словно в насмешку общим отцом-эгоистом, — и совершенно разные приоритеты. Скучный и благовоспитанный Рэймонд (Юэн Макгрегор) превыше всего ценит стабильность и кажется женщинам неимоверно скучным. Музыкант и алкоголик в завязке Рэй (Итан Хоук) — само порождение хаоса и дамский угодник. Сводных братьев объединяет разве что общая неприязнь к родителю-манипулятору. Но, услышав о смерти отца, они покорно едут на поминки — пытаясь понять и простить. В ответ же получают последнюю эксцентричную выходку: согласно воле усопшего, похоронить его сыновья должны сами, выкопав могилу при помощи лопат и мотыг.
Процессу прощения родителей в процессе траура в кинематографе посвящено немыслимое количество сюжетов, при этом не всегда трагичных. Ведь смерть — повод не только для горести, но и время подвести черту, время нового начала, а когда — и причина для смеха и неожиданных открытий. Не понаслышке об этом знает и режиссер «Рэймонда и Рэя» Родриго Гарсиа. Каннский лауреат и сын Габриэля Гарсиа Маркеса, за свою карьеру в кино он успел снять несколько европейских драм, а также срежиссировать несколько эпизодов в сериале про держателей похоронного бюро «Клиент всегда мертв». В случае с «Рэймондом и Рэем» этот клиент — отец — еще и всегда прав, ведь ему уже никому и ничего не нужно доказывать. Сводят личные счеты и пытаются найти смысл жизни его сыновья, так и не отпустившие семейные проблемы с уходом из отчего дома. И потому, занимая руки и мысли бюрократическими вопросами и постоянно ссорясь, они задаются и возвышенными вопросами: как каждый из них оказался не нужен отцу и почему их это до сих пор волнует.
Этот временами слишком знакомый сюжет об отвергнутых детях Гарсиа то и дело разбавляет курьезами из «быта» ритуального бюро — например, рассказом о профессиональных «плакальщиках», которые приходят на панихиду раньше всех, чтобы другим гостям не было одиноко. Свой элемент в кино привносят и женские персонажи — будь то прямолинейная любовница отца Рэймонда и Рэя или его не менее суровая медсестра.
И все же выделить это кино из списка одинаковых картин под хэштегом «отцы и дети» помогает именно братский дуэт Юэна Макгрегора и Итана Хоука. Погодки (им сейчас 51), ставшие звездами еще в середине 90-х, оба актера играют в этом кино словно с оглядкой на свои прошлые яркие образы и намеренно от них отказываются. Разбитной Рентон в исполнении Макгрегора из «На игле» (1995) превратился в тихого домоседа Рэймонда, а скромный романтик Джесси Итана Хоука из «Перед рассветом» (1994) — в прожженного циника Рэя. Повзрослели выдуманные персонажи, стали взрослыми и исполнители этих ролей. «Мужчины — не то же самое, что мальчики» — скажет один из персонажей «Рэймонда и Рэя». Романтики и бунтари 30-летней давности теперь взрослые люди, а главные отношения в их жизни — не с первой попавшейся красоткой или даже с родителями, а с самими собой.
Актерские работы и звездные имена, а также экзистенциальный флер — все это делает фильм вполне вероятным оскаровским номинантом грядущего наградного сезона 2022-2023 гг. К тому же у этого кино маститый не только режиссер, но и продюсер — оскароносный создатель «Ромы» Альфонсо Куарон. Приметой качества можно назвать и отвечающую за производство фильма платформу Apple TV+, которая в прошлом году уже получила статуэтку за лучший оскаровский фильм — благодаря кино «CODA: Ребенок глухих родителей». У стриминга в рукаве есть еще пара тузов: новая актерская работа Дженнифер Лоуренс «Мост через озеро» и фильм с голливудской персоной нон грата Уиллом Смитом «Освобождение».