«Далекие близкие»: путешествие за любовью с баклажаном
Трогательная комедия о несносном ворчуне-садоводе, который поехал через всю страну к онлайн-знакомойШкольный учитель Борис Петрович (одна из последних ролей 52-летнего актера Евгения Сытого, умершего этой весной) ведет жизнь одинокую, монотонную и, хоть и преподает детям географию, никогда не выезжал за пределы родного Хабаровского края. Свою нерастраченную нежность он дарит овощам, которые выращивает на приусадебном участке. Весь остальной мир вызывает у него мрачное раздражение. Бориса Петровича раздражают открытая форточка в автобусе и сухая тряпка, которую нерадивые ученики поленились намочить перед уроком. Выводит из себя, что взрослый сын Миша (Филипп Авдеев) зарабатывает, перегоняя машины туда-сюда по стране, нет бы уже нормальную какую работу найти. Даже то, что сын дарит ему на день рождения смартфон, становится поводом побрюзжать: лучше б что полезное отцу подарил.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении смартфон оказывается не столь уж бесполезной штукой. Освоившись с техникой, Борис Петрович погружается в новый для него мир социальных сетей и знакомится с Надеждой (Елена Яковлева) из Подмосковья – тоже страстной огородницей. Мише как раз нужно перегнать в Москву кемпер, и влюбленный Борис Петрович напрашивается в попутчики. Так начинается совместная поездка отца и сына, которая, конечно же, растопит лед в их сердцах и сделает всех далеких близкими.
Полнометражный дебют екатеринбургского режиссера Ивана Соснина сюжетно предсказуем и не стесняется этого. Перед нами, как ясно с самого начала, сентиментально-комедийный роуд-муви, и действие легко катится по колее, уже проложенной многими американскими фильмами. Заимствованная жанровая модель разбавляется местным колоритом: баклажанами, дешевыми шлепками с привокзального развала и смешливой автостопщицей Машей (Екатерина Агеева), жизнерадостная болтовня которой помогает поначалу отчужденным героям перестать кукситься и наконец расслабиться.
Выстраивая фильм вокруг метафоры путешествия, Иван Соснин аккуратно, как школьный учитель, раскладывает перед зрителем по полочкам семантику этого образа. Путь географа-домоседа через всю Россию знаменует выход очерствевшего героя из кокона и его знакомство с реальностью, которую он до того знал лишь по сухим пособиям. Движение отца и сына в пространстве превращается в их душевное движение навстречу друг другу. А поездка из Хабаровска в Москву рифмуется с путешествием по дороге из желтого кирпича из «Волшебника Изумрудного города» – Борис Петрович участвует в школьном спектакле по этой сказке и в пути прилежно зубрит доставшуюся ему роль трусливого льва.
На кинофестивале «Окно в Европу» картина получила приз за лучший сценарий, но к сценарию тут как раз могут быть претензии. Некоторые поворотные сюжетные ходы выглядят надуманно (к примеру, вся эта история с чересчур активной дочерью Надежды). Мудрая деревенская бабушка из «глубинной» России объясняет про феминизм и экологическую осознанность так, словно закалилась в многолетних дискуссиях в Twitter. Плюс имеется один совершенно лишний персонаж, которого играет Андрей Ургант.
Однако эти недостатки компенсируются качественной режиссурой и игрой Евгения Сытого. Благодаря им происходящее на экране приобретает, прежде всего, эмоциональную убедительность, так что главному герою, несмотря на его карикатурность, сопереживаешь как родному. Вот он стоит, трогательно-беззащитный, в одной руке чемодан, в другой баклажан – любовное подношение даме сердца, фрейдистскую символику которого он, кажется, вполне осознает, да поделать ничего не может: уж очень хочется показать ей огромный баклажан со своего огорода. Нелепый немолодой мужик с лицом человека, набравшегося отваги сигануть в пропасть, а там будь что будет. «Ты что, серьезно?» — пытается отговорить его сын. «Я что, похож на несерьезного человека?» — отвечает Борис Петрович. Да нет, совсем не похож.
Трусливому льву, чтобы открыть в себе смелость, понадобилось пройти путь по дороге из желтого кирпича. Борис Петрович, махнув на всё рукой, садится в кемпер — он, если что, тоже ярко-желтого цвета.