«Плейлист волонтера»: новый сериал о трудовых буднях и любовных драмах поискового отряда
Гопник-интеллектуал в исполнении Ивана Янковского ищет себя в спасении людейМихаил (Иван Янковский – Боков из сериала «Фишер» и Бестужев-Рюмин из «Союза Спасения») приходит в себя на железнодорожных путях – без денег, телефона и с разбитой головой. Пошатываясь, добирается до дома и у подъезда натыкается на волонтеров поисково-спасательного отряда. Оказывается, его уже ищет толпа людей, а он вот – сам нашелся. Произошедшее выясняется быстро: напился, дали по голове, ограбили – все по классике. Новые знакомые спешат на другое неотложное задание – пропал мальчик. «А можно мне с вами?» – спрашивает Михаил – и становится членом команды.
«Плейлист волонтера» – сериал, выходящий на платформе Okko 18 мая, – вольная адаптация одноименного романа Мршавко Штапича (псевдоним Артема Ляшенко, который, уже под своим настоящим именем, написал сценарий к сериалу).
Литературный первоисточник – это такой как бы гонзо-текст, где автор, воображая себя Хантером Томпсоном или даже Чарльзом Буковски, вываливал на читателя «сырую правду» жизни и старался, по мере возможностей, хулиганить. Экранизация неизбежно сделана в более консервативной манере: острые углы здесь сглажены – традиционная поэтика российского телесериала не допускает слишком резких движений.
Претерпевает изменения и главный герой. В романе это был циничный представитель медиабогемы, в сериале – разведенный, разумеется, пьющий и вроде бы нигде не работающий пацанчик. Легко способный дать в морду. Однако же интеллектуал: читает Жижека и Бодрийяра. В первых сериях авторы настаивают на этой характеристике – «на последние деньги книг накупил», упрекает Михаила мать, потрясая томиком Чехова. Это усердие выглядит странным: в дальнейшем ничто в герое не выдает человека, прочитавшего в жизни хоть одну книжку.
Также в финале первого эпизода с максимальной торжественностью показывают музыкальный плеер, словно он призван играть важную роль и, быть может, в соответствии с названием сериала, даже задавать тон рассказу. Но потом авторы будто опомнились, что снимают все-таки не «Брата» и не «Стражей Галактики», и больше на плеере внимание не акцентируют.
Сюжетно это рассказ о тяжелых буднях волонтерского отряда пополам с мыльной оперой, причем первое планомерно вытесняется вторым. Поиски пропавших от серии к серии все больше превращаются в рутину: кто-то опять ушел в лес и заблудился, а волонтеры ходят с фонариками и, хмуря лбы, пытаются понять, где его искать. Зато фокус все больше смещается на отношения внутри команды.
Михаил безответно любит девушку с позывным «Кукла» (Мила Ершова – Лиза из сериала «Фандорин. Азазель»). Пресс-секретарь Соловьева (Евгения Громова – «Псих», «Второе зрение») любит женатого главу отряда Жору (Шамиль Хаматов, известный по «Обоюдному согласию»). «Хрупкий» (Дмитрий Чеботарев – альтер эго злодея из «Майора Грома»), «Татарка» (Дарья Руденок – «Ёлки», «Квнщики») – каждому персонажу, имеющему более трех реплик, авторы в обязательном порядке дают проблемную любовно-семейную линию. В итоге зрительский интерес держится не столько на процессе поисков очередной пропавшей пенсионерки, сколько на том, согласится ли Кукла прочесывать местность в паре с Михаилом или даст ему очередной от ворот поворот.
Чужие трагедии (не всех пропавших удается найти живыми) уравновешены личными мелодрамами, а серьезность – юмором, за который отвечает раздолбай Хрупкий. Другое дело, что авторы, очевидно, планируют дать коллективный портрет людей, нашедших себя в волонтерстве. Вслед за книгой хотят показать, что это отнюдь не святые, а скорее потерянные грешники, ищущие в спасательном отряде твердой жизненной опоры. Но для такой творческой задачи герои тут обрисованы слишком поверхностно. По крайней мере, к концу четвертой серии твердо усваиваешь, кто в кого влюблен и с каким результатом, но так и не понимаешь, что это за люди и почему они бескорыстно занимаются таким трудным делом.