История чемпиона US Open Дика Уильямса, который чудом выжил на «Титанике»

    В 1912-м американец едва не лишился ног из-за обморожения, но стал успешным теннисистом
    The Library of Congress

    В Нью-Йорке завершается последний в сезоне турнир «Большого шлема» – US Open. С 1881 г. чемпионат ни разу не отменяли – даже в период войн. За 143 розыгрыша победителями мужских соревнований становились 36 игроков. В их числе многие легенды мирового тенниса – от героя 1960-х австралийца Рода Лейвера, дважды за карьеру взявшего все турниры «Большого шлема» в одном сезоне, до рекордсмена по титулам на мейджорах (24) серба Новака Джоковича. Но есть в чемпионском списке игрок с совершенно особенной судьбой. В 1912 г. американец Ричард (Дик) Уильямс оказался одним из 710 выживших в кораблекрушении «Титаника». Спустя два года он выиграл US Open в одиночном разряде, в 1916-м повторил успех, а в 1920-х пополнил резюме тремя победами на мейджорах в парном разряде. Среди тех, кто спасся с утонувшего лайнера, был еще один сильный теннисист – Карл Бер. На US Open 1914 г. он добрался до четвертьфинала.

    Прообраз Федерера

    В начале XX в. теннис стремительно завоевывал сердца новых поклонников. В Англии огромную популярность получил чемпионат мира на травяных кортах – Уимблдон, и другие страны тоже хотели приобщиться к тренду и выйти на международный уровень. В 1911 г. президент Французской теннисной организации Генри Уоллет получил письмо от американского юриста Чарльза Дуэйна Уильямса, приходившегося прапрапраправнуком выдающемуся политическому деятелю США Бенджамину Франклину. В своем послании обожавший теннис Уильямс предложил провести в Париже теннисный чемпионат мира, но не на траве, а на грунтовых кортах.

    Письмо американца, переехавшего в Женеву за 20 лет до этого из-за проблем с легкими, нашло отклик. Уже в 1912-м в столице Франции прошел первый чемпионат мира по хард-корту (так изначально называли теннис на грунтовых площадках), считающийся предшественником «Ролан Гаррос». В оргкомитет турнира вошли представители нескольких стран, что впоследствии привело к еще одному знаковому событию в мире тенниса – основанию Международной федерации тенниса (ITF) в 1913 г. Сейчас в ITF входит 211 национальных и шесть региональных ассоциаций.

    Страсть Уильямса к теннису передалась и его сыну Дику. Уильямс-младший взял ракетку в руки только в 12 лет, но у него обнаружился выдающийся талант. Парень тонко чувствовал мяч, обладал кошачьей грацией и наносил феноменальные удары одноручным бекхэндом. «Он был прообразом будущей швейцарской звезды Роджера Федерера: стильным и универсальным теннисистом, который всегда атаковал, исполняя удары любой сложности. Дик становился чемпионом Европы среди юниоров, а затем превратился в суперзвезду тенниса», – охарактеризовал Уильямса Sports Illustrated.

    Весной 1912 г. Чарльз с сыном отправились в США – Дик собрался поступать в Гарвард и Уильямс-старший решил его поддержать. Плыть решили на новеньком восьмипалубном пароходе «Титаник», который строили три года. Роскошный лайнер обошелся компании «Уайт Стар Лайн» в $7,5 млн ($243 млн по нынешнему курсу) и считался чудом техники. Уильямсы забронировали билеты первого класса – здесь располагался теннисный корт, чтобы Дик мог подготовиться не только к экзаменам в университет, но и к серии летних турниров в Штатах.

    Первым классом на «Титанике» возвращался домой после отпуска в Европе еще один теннисист, на тот момент более известный, чем Уильямс, – член сборной США, участник Кубка Дэвиса – 1907 Карл Бер. В том же году Карл добрался до финала мужского парного разряда на Уимблдоне, но в дуэте с Билсом Райтом уступил паре Норман Брукс / Энтони Уайлдинг (4:6, 4:6, 2:6). Главной причиной поездки 29-летнего теннисиста и практикующего адвоката Бера на другой континент стала любовь. Он ухаживал за 19-летней Хелен Ньюсом, чей богатый отчим Ричард Беквит (успешный брокер недвижимости) и его жена Салли надеялись подыскать девушке более выгодную партию. Кроме того, их смущала большая разница в возрасте. Чтобы избежать гнева родителей, молодым людям приходилось встречаться тайком, рассказывала позже The Independent.

    Как в кино

    Хелен, как и персонаж Кейт Уинслет в голливудской драме Джеймса Кэмерона «Титаник» (1997), собравшей в прокате $2,26 млрд, умело ускользала от пристальных взоров близких. С Карлом они проводили много времени на палубе второго класса. Бер приготовил для возлюбленной сюрприз, решив сделать ей предложение в ходе поездки. В день крушения лайнера Карл раскрыл карты и появился вместе с Хелен на ужине, после чего ее родители поняли – этот союз им не разрушить. «Любовная связь Карла и Хелен была очень романтичной, во многих отношениях даже более романтичной, чем история Джека и Роуз в фильме Кэмерона, – утверждает автор документального романа «Титаник: История тенниса» Линдси Гиббс. – О высоких чувствах Карла свидетельствует его поездка через океан и обратно, это достойно восхищения».

    Все шло замечательно, но на пути влюбленных встала природа – через несколько часов после волшебного вечера с изысканными угощениями и танцами «Титаник» утонул. В 23.40 примерно в 1000 миль к востоку от Бостона и в 375 милях к югу от Ньюфаундленда один из членов экипажа увидел торчащий из воды айсберг и дал сигнал тревоги. Первый помощник приказал сделать крутой поворот, но он был выполнен недостаточно быстро – неудивительно, учитывая габариты «Титаника» (270 м в длину и 28 м в ширину).

    Поначалу никто не предполагал, что столкновение окажется фатальным – на слушаниях по делу о крушении судна Бер свидетельствовал, что пассажиры получили предупреждение об опасности лишь спустя 40 минут после происшествия. Не верил в худшее и пожилой Чарльз Уильямс, успокоивший Дика историей 10-летней давности – тогда он оказался в похожей ситуации на другом судне, но матросы заткнули пробоину ватой и корабль продержался на плаву еще 15 часов до прибытия спасателей.

    В условиях царившей вокруг паники Уильямсы больше часа помогали пассажирам разместиться в спасательных шлюпках. Они много раз могли сесть в одну из них, но пропускали вперед детей и женщин. Также Дику пришлось выломать заклинившую дверь одной из кают, за что пробегавший мимо стюард пригрозил пожаловаться на него за порчу имущества – этот эпизод был позже обыгран в фильме «Титаник».

    Отец и сын попрощались под звуки игравшего на палубе оркестра. Вскоре одна из дымовых труб корабля рухнула и раздавила Чарльза, а Дик прыгнул в океан и постарался нырнуть как можно глубже. Он проплыл под водой опасный участок с обломками лайнера и вынырнул неподалеку от поврежденной спасательной шлюпки. Молодой человек с трудом снял с себя енотовую шубу, в которой грелся на палубе, и обувь и почти два часа простоял по колено в ледяной воде до прибытия судна «Карпатия», быстрее других откликнувшегося на сигнал SOS с «Титаника». Вместе с ним в лодке находилось еще 30 человек, 19 не выдержали и замерзли насмерть.

    Беру повезло больше. Вскоре после столкновения с айсбергом он проводил Хелен и ее семью к главной шлюпке на корабле, предназначенной для владельца судна Джозефа Брюса Исмея. Спортсмен намеревался остаться на палубе, но Исмей настоял, чтобы мускулистый Карл присоединился и сел на весла. Спустя несколько часов они без проблем взобрались на борт «Карпатии», тогда как Уильямс выжил чудом – спасатели отыскали его в темноте в полуобморочном состоянии. Теннисиста спасли молодость и отличная физическая форма. Ноги Дика стали красновато-фиолетовыми, и врач рекомендовал для предотвращения развития гангрены ампутацию обеих конечностей. Но Уильямс наотрез отказался и, несмотря на жуткую боль, до высадки на берег постоянно ходил для восстановления кровообращения.

    Спасительный теннис

    Бера мучила совесть – пресса писала, что он струсил и сел в лодку, где могли расположиться более слабые пассажиры. Как ни оправдывался Карл, его не слышали, поэтому до конца жизни он страдал обсессивно-компульсивным расстройством. Бер помогал пострадавшим на «Карпатии», в том числе и Уильямсу, – так теннисисты и познакомились. Также Карл вошел в группу свидетелей, чьи показания помогли установить истинные причины трагедии. Бер вспомнил, что Исмей отдавал приказы и действовал в роли надсмотрщика – вопреки утверждению защиты, что Исмей находился на борту «Титаника» только как пассажир. Показания Карла помогли истцам получить $663 000 (более $21 млн по нынешнему курсу) компенсации за нанесенный ущерб.

    В тяжелой ситуации Беру помогли теннис – тяжелые мысли переставали его преследовать только на корте – и женитьба на Хелен в 1913 г. Он еще несколько лет выступал на высоком уровне, добрался до четвертьфинала US Open – 1914, а также играл за Штаты в Кубке Дэвиса в 1915-м. После завершения карьеры Бер стал успешным банкиром – он скончался в 1949 г. от рака, а спустя 20 лет его посмертно включили в Зал теннисной славы.

    /The Library of Congress

    Одним из лучших друзей Карла после крушения «Титаника» стал Уильямс. Проблемы с ногами не помешали его теннисной карьере. Особенно успешно Дик выступал в США и дважды (1914, 1916) выигрывал US Open в одиночном разряде. В 1915 г. он сыграл вместе с Бером в Кубке Дэвиса, а когда два года спустя Штаты вступили в Первую мировую войну, друзья отправились на призывной пункт. Но пригодным к службе признали только Уильямса, а Карлу отказали – по данным CNN, из-за немецкого происхождения. Это еще больше подкосило здоровье и без того страдавшего от «комплекса выжившего» Бера.

    На войне Дик проявлял такую же храбрость и бескомпромиссность, как и на корте, за что был награжден орденом Почетного легиона и Военным крестом США. По возвращении домой он оставил адвокатскую практику и, как и Бер, стал успешным инвестиционным банкиром, продолжая играть в теннис до 45 лет. На его счету победы в парном разряде на Уимблдоне (1920) и US Open (1925, 1926), а также золото Олимпиады-1924 в смешанном разряде в паре с Хейзел Вайтман. Великий чемпион умер в 77 лет, но успел рассказать в мемуарах, что случившееся на «Титанике» преследовало его всю жизнь.

    Однажды Дик отправился в Англию по делам и обедал в живописном провинциальном городке с видом на красивую долину. Уильямс поделился наблюдениями с собеседником. Тот согласился и добавил: «Здесь родился Эдвард Смит. Он был капитаном «Титаника», который столкнулся с айсбергом и затонул с ужасающими человеческими жертвами много лет назад. Возможно, вы слышали о той катастрофе?» В ответ Уильямс лишь глубоко вздохнул.

    Другие материалы в сюжете