Лезвие в кроссовках: как финалистка Уимблдона стала монахиней
В 20 лет американская теннисистка Андреа Йегер посвятила жизнь нуждающимся детям и богуВ начале 1980-х талантливая американская теннисистка Андреа Йегер собрала в резюме пять полуфиналов турниров «Большого шлема» и финал Уимблдона еще до того, как ей исполнилось 18 лет, и взлетела на вторую строчку мирового рейтинга. Ведущие бренды планеты становились в очередь, чтобы заключить контракты с перспективной белокурой спортсменкой, но всего через пять лет она завершила карьеру и посвятила жизнь богу.
Конкурентки резали струны
В теннисе существует немало примеров, когда игроки заявляют о себе в очень раннем возрасте, но по разным причинам быстро гаснут. Американка Дженнифер Каприати в 16 лет выиграла Олимпиаду-1992, став самой молодой чемпионкой в истории. Всего год спустя огромное давление на неокрепшую психику девушки со стороны отца привело к первым проблемам – краже кольца в магазине и аресту полицией за хранение марихуаны. В итоге суд отправил звезду тенниса на принудительное лечение от наркотической зависимости. Не помогло – неприятности преследуют американку и после ухода из тенниса.
Давление матери разрушило карьеру не менее талантливой швейцарки Мартины Хингис, выигравшей к 16 годам пять турниров «Большого шлема». 10 лет спустя, когда результаты Хингис пошли на спад, она попалась на кокаине и завершила карьеру. Из-за усталости от тенниса в 25 лет и в статусе первой ракетки мира попрощалась с любимой игрой австралийка Эшли Барти. «Я и раньше уходила из тенниса на два года, но теперь это окончательное решение. Я благодарна за все, что дал мне теннис, но теперь самое время отойти от дел и посвятить себя другим мечтам», – цитирует Барти ESPN.
Романтическое отношение к игре у теннисистов быстро развеивается из-за недостатка общения и поддержки близких, переездов каждую неделю и необходимости играть даже травмированным. Андреа Йегер также все это прошла, но одной из главных причин ее решения рано завершить карьеру стало токсичное отношение со стороны руководителей тенниса 1980-х. «Я могла играть в торнадо и все равно выиграть матч. Но за пределами корта я не чувствовала себя в безопасности и опасалась за свой рассудок», – делилась Андреа переживаниями с The Independent.
В 1980 г. отличавшаяся очень стабильной и мощной игрой двуручным бекхэндом (в те времена слева в основном играли одной рукой) Йегер стала самым юным игроком, когда-либо посеянным на Уимблдоне (15 лет 19 дней). Она побеждала лучших теннисистов той эпохи – Билли Джин Кинг, Мартину Навратилову, Крис Эверт и Трейси Остин. К 16 годам обладавшая не меньшим маркетинговым потенциалом, чем звезда 2000-х Анна Курникова, американка успела побывать на обложках известных журналов, таких как The People, Sports Illustrated и Life, а также сняться в одном из рекламных роликов с главной звездой мужского тенниса Бьорном Боргом.
Такая сумасшедшая популярность не у всех вызывала радость – Андреа всегда брала на игры несколько запасных ракеток, потому что нередко конкурентки резали ей струны. «Однажды я обула свои кроссовки и почувствовала дискомфорт. Посмотрела на голеностоп – он был весь в крови. Я обнаружила внутри лезвие для бритья», – сокрушалась теннисистка. В те времена жаловаться было не принято – это восприняли бы как слабость и использовали против Йегер, поэтому о таких вещах, а также открытых конфликтах с другими игроками теннисистка не признавалась даже отцу и тренеру Рональду Йегеру. Кроме того, она опасалась его жесткой реакции, ведь в молодости он выступал на любительском боксерском ринге.
Отец воспитывал ремнем
Мировоззрение и жизнь Андреа изменились в 1982 г., когда она выступала на турнире в Нью-Йорке и узнала о групповом самоубийстве детей в одной из местных школ. «Эти дети были примерно моего возраста, поэтому я позвонила в школу и пошла поговорить с руководством, учителями и родителями. Никому об этом не рассказывала, но так получилось, что один из родителей оказался фотографом The New York Times, и это попало на первую страницу спортивного раздела. После этого меня вызвали к себе в офис теннисные чиновники и с порога швырнули газетой. Они сказали, что это портит впечатление о теннисном туре, и они этого больше не допустят. Я вышла из комнаты сама не своя, и попросила бога направить меня», – рассказала теннисистка в интервью The Guardian.
Йегер и до этого случая чувствовала особую связь с богом, она всегда молилась перед сном, хотя в ее семье это было не принято. Встреча с родителями тех детей привела Андреа к мысли о том, что она хочет посвятить жизнь помощи нуждающимся. Но чувствуя ответственность за подписанные контракты, а также за труд и любовь, которые в нее вкладывали родители, Йегер продолжала играть. Когда в 19 лет девушка получила тяжелую травму плеча, она восприняла это как знак. «Бог на самом деле принял решение за меня. Плечо хрустнуло так, словно меня укусила акула из фильма «Челюсти». Я знала, что это конец и подумала: «Отлично, я могу пойти помогать детям на полный рабочий день», – рассказывала Йегер.
Высшими точками карьеры одаренной теннисистки стали два финала турниров «Большого шлема», но оба раза она уступила одной и той же сопернице – Мартине Навратиловой. В 1982 г. на «Ролан Гаррос» – 6:7, 1:6 и год спустя на Уимблдоне – 0:6, 3:6. 15 лет спустя Андреа заявила, что умышленно проиграла последний финал, к чему ее подтолкнул неприятный эпизод. По словам Йегер, за день до решающего матча к ее отцу пришли обеспокоенные матери двух других теннисисток – дочери рассказали о многочисленных случаях сексуального насилия и угроз в их отношении. Рональд вызвал Андреа на откровенную беседу.
«Мой отец родился в Германии до войны, это было другое время, воспитание и дисциплина. Для него было нормой использовать ремень, он хотел научить меня своему странному представлению о морали и ценностях. Когда я отказалась говорить, он запер меня в номере отеля. Если бы я сказала ему правду, он бы снял меня с финала и учинил самосуд. А я не хотела оказаться к этому причастной», – объяснила Йегер.
Жертвовала призовые на благотворительность
Андреа было что скрывать. В 2004 г. она выпустила книгу First Service: Following God's Calling and Finding Life's Purpose («Первая служба: Следование Божьему призванию и поиск смысла жизни»; использована игра слов – «service» можно перевести как «подача» и как «служба». – «Ведомости. Спорт»). В автобиографии теннисистка рассказала, что с момента дебюта в профессиональном туре ее многократно сексуально домогалась одна из судей Женской теннисной ассоциации (WTA). По этой причине она не заходила в раздевалки на турнирах и переодевалась в туалетах. Кроме того, Андреа не пользовалась услугами физиотерапевтов – опять же из соображений безопасности.
К когда Андреа было 16 лет, другая сотрудница WTA на одной из спонсорских вечеринок подмешала ей в напиток алкоголь. «Я до этого никогда не пила и почувствовала, что мое сознание уплывает. Когда вечеринка подходила к концу, эта женщина вызвалась подвезти меня домой. Она едва сидела за рулем и по дороге мы врезались то ли в мусорку, то ли в почтовый ящик. Когда мы подъехали к моей квартире, она проводила меня до двери и пыталась поцеловать», – приводит слова Йегер Yahoo Sport.
Еще по ходу карьеры, за которую Андреа заработала $1,4 млн, по данным The People, она помогала детским домам и онкологическим клиникам, сталкиваясь с неоднозначным отношением к этому не только чиновников, но и других игроков. «Как-то после одного из матчей ко мне подошла соперница и спросила: «Я слышала, ты отдала все свои деньги на помощь больным раком детям?» Я думала, что у нее есть намерения сделать пожертвование, но потом она сказала: «Это глупо, дети все равно умрут, а ты останешься нищей», – удивлялась Йегер.
В 1985 г. Андреа продала свой «Мерседес» и все дорогие украшения, а вырученные деньги потратила на помощь детям в больницах. Она прошла специальные курсы по обращению с детьми, которые подверглись насилию, а также основала благотворительный фонд Little Star Foundation. В 2006 г. Йегер приняла постриг в доминиканской церкви в США и стала монахиней.
«У нас очень строгая дисциплина. Я просыпаюсь в 4 утра, молюсь и изучаю духовные практики, затем в 5 или 6 утра начинаю работу по сбору средств, планированию программ и их реализации. Я не всегда ношу монашеское одеяние. У меня три платья, они быстро пачкаются, а подол застревает в автобусах и на эскалаторах. Кстати, когда я впервые надела это платье, то поехала на крупную конференцию в Нью-Йорке. И на меня испражнилась птица. Возможно, бог так сказал мне: «Ничего страшного, ты ведь раньше тоже пачкалась, когда ныряла за мячами на теннисном корте», – призналась talkSPORT Андреа, которой в 2025 г. исполнится 60 лет.