Чемодан из крокодила и Чарли Чаплин: как звезды тенниса создавали моду

    Лакост, Перри и Борг превратили свои имена в популярные бренды одежды
    Короткие, почти обтягивающие шорты и волнистая шевелюра сделали Бьорна Борга секс-символом тенниса 1970-х, а бизнес-успех ему принесли трусы-боксер /imago / Colorsport

    На Евро-2024 представлены шесть производителей экипировки, причем у двух лидеров – Adidas и Nike – огромное преимущество: 15 из 24 команд одеты в их форму. В сезоне 2023/24 20 клубов Английской премьер-лиги поделили между собой восемь компаний с преимуществом местной Umbro (пять команд). Но футбольному разнообразию далеко до широты теннисного ассортимента. Топ-10 игроков мужского и женского рейтингов одевают 10 брендов одежды. Россиянин Андрей Рублев (№ 6) выступает в форме собственной марки Rublo, а полячка Ига Швентек (№ 1) представляет швейцарский бренд On, совладельцем которого является экс-теннисист Роджер Федерер.

    Rublo и On только набирают обороты, зато другие бренды, созданные выдающимися игроками XX в., не только экипируют ведущих игроков современности, но и пользуются спросом во всем мире.

    На короткой руке

    До середины 1920-х теннисисты выходили на корт в нарядах, больше подходящих для офиса: брюки и рубашки с длинными рукавами, кардиганы, свитеры или пиджаки. Революцию в теннисной моде совершил француз Рене Лакост. Ради свободы движений он подрезал рукава, сформировав дизайн рубашки-поло. Кроме того, он оставил только три пуговицы сверху, а для пошива выбрал дышащий материал пике.

    Завершив теннисную карьеру в 1929 г., семикратный чемпион турниров «Большого шлема» Лакост и владелец трикотажной фабрики Андре Жилье основали фирму La Societe Chemise Lacoste, где начали выпускать спортивные рубашки не только для тенниса, но и для гольфа, в который успешно играла жена Рене. Знаменитый логотип – крокодил появился на одежде задолго до этого. В 1923 г., когда команда Франции приехала на матч Кубка Дэвиса в США, еще «зеленому» теннисисту Лакосту приглянулась в магазине дорогая вещица – чемодан из кожи крокодила. Позволить себе его он не мог. Тогда тренер Алан Мур предложил Рене пари: если Франция победит в финале Австралию, то он подарит ему этот чемодан. В итоге из пяти матчей французы выиграли только один – как раз силами Рене. Крокодиловый чемодан остался на витрине, но журналисты газеты The Boston Evening Transcript использовали эту историю и наградили Лакоста прозвищем Крокодил. В 1927 г. дизайнер Роберт Джордж нарисовал известный теперь логотип, а Рене разместил его в области сердца на рубашках, впервые в истории моды вытащив бренд на лицевую сторону вещи.

    С тех пор одежда компании Lacoste, годовой оборот которой в 2022 г. достиг 2,5 млрд евро, прочно вошла в гардероб поклонников повседневного стиля. Но теннис французский бренд не забыл и продолжает продвигать себя через топ-игроков, в числе которых серб Новак Джокович (№ 2) и россиянин Даниил Медведев (№ 5).

    Соперник Чарли Чаплина

    Звезда следующего теннисиста, вошедшего в мир моды, взошла, когда Лакост уже завершал карьеру. Британец Фред Перри начал с пинг-понга, в 20 лет выиграв золото чемпионата мира, но отец – прядильщик на текстильной фабрике и региональный политик – переключил сына на большой теннис. В 1929 г. Фред впервые квалифицировался на взрослый Уимблдон, а два года спустя отправился с командой Великобритании в тур по США, который изменил его жизнь.

    Посетив Голливуд, Перри познакомился с легендами кино. Стиль жизни, который увидел сын обычного рабочего, стал для него ориентиром. «Меня считали самым хорошо одетым игроком моего времени, – рассказывал позже Перри. – И я делал все, чтобы соответствовать этому».

    Первую крупную победу Фред одержал на национальном чемпионате США (будущий US Open) в 1933 г., а в 1934 г. он выиграл Уимблдон, став первым за 25 лет британским чемпионом турнира. Кроме того, Перри первым в истории собрал карьерный «Большой шлем», взяв титулы (всего – восемь) на всех четырех главных турнирах.

    Вот только в те годы теннис не приносил дохода – Фреда финансировал отец. Завершив любительскую карьеру, Перри начал участвовать в коммерческих показательных матчах в США. За первые полгода он провел 61 игру. Матчи пользовались большой популярностью, что позволило собрать доход в $412 000, из них Перри досталась $91 000.

    На заработанные деньги Фред стал совладельцем теннисного клуба в Беверли-Хиллз, который посещали многие голливудские звезды, а на открытии в парном матче против Перри сыграл Чарли Чаплин.

    В конце 1940-х Фред познакомился с футболистом Тибби Вегнером, который предложил ему продвигать среди теннисистов идею повязки для вытирания пота с лица. Сам Перри в годы карьеры использовал для этого бинты, намотанные на запястье: они не позволяли поту скатываться на ладонь. Вместе деловые партнеры докрутили идею до стильных напульсников, создали пробную коллекцию и разослали в качестве подарка лучшим теннисистам того времени.  

    Так появился бренд Fred Perry, под которым в 1952 г. начали выпускать рубашки-поло с логотипом в виде лаврового венка – в память об историческом символе Уимблдона. Еще одной отличительной чертой бренда стали две тонкие полоски по краям воротника и рукавов. В 1954 г. в экипировке Fred Perry выиграл Уимблдон представлявший Египет чех Ярослав Дробный, а вскоре бренд перебрался в разряд повседневной одежды – его поло стали популярны в различных молодежных субкультурах. Сам же экс-теннисист с иронией относился к успеху в мире моды: «Я никогда не беспокоился о том, что мое имя более известно во всем мире не благодаря трехкратной победе на Уимблдоне, а благодаря футболкам и спортивной одежде».

    Выступали в поло с лавровым венком и советские теннисисты: например, Александр Метревели в финале Уимблдона-1973. Причем, по словам призера чемпионата СССР Нугзара Мдзинаришвили, брендовая одежда доставалась советским спортсменам бесплатно. «Фред Перри еще в 1958 г. приезжал в Советский Союз и взял шефство над нами, – вспоминал экс-теннисист в интервью порталу GoTennis.ru. – Когда мы приезжали в Англию, он легким движением руки открывал багажник своей машины и выдавал нам форму, шорты, кроссовки. Я приехал в Великобританию в шортах и кепке, которые мне сшила мама, а в итоге пришлось переодеваться».

    Из Италии в Южную Корею

    Итальянец Серджио Таккини, выступавший уже в 1960-е, не достиг высот Лакоста и Перри на корте: на его счету финал Кубка Дэвиса и выход в 1/16 US Open. Зато он добавил в преимущественно белую теннисную моду цвет, став одним из любимых поставщиков формы для звездных Пита Сампраса, Мартины Навратиловой, Джимми Коннорса, Новака Джоковича и др.

    Еще в 1966 г. Таккини основал бренд спортивной одежды Sandys, вскоре переименовав его в Sergio Tacchini. В 1968 г. он завершил спортивную карьеру и сконцентрировался на развитии бизнеса. Помимо теннисистов, Sergio Tacchini стал техническим спонсором итальянской команды на Олимпиаде-1976, трехкратного чемпиона «Формулы-1» Айртона Сенны, горнолыжников и гольфистов. Но главным амбассадором бренда стал своенравный американец Джон Макинрой, выигравший за карьеру четыре титула «Большого шлема». Sergio Tacchini первым заметил 19-летнего студента и предложил ему личный контракт.

    В 1981 г. Макинрой выиграл первый Уимблдон, прервав пятилетнюю победную серию шведа Бьорна Борга, а на старте турнира устроил судье скандал за ошибочно определенный аут. Фраза «Ты же несерьезно?» настолько приклеилась к теннисисту, что много лет спустя он так назвал автобиографию. Уже тогда стало ясно – Sergio Tacchini не прогадал с контрактом: яркий молодой игрок вывел бренд в массы.

    Компания Таккини успешно развивалась в спортивном и повседневном сегментах одежды до 1990-х, когда теннис и спорт в целом захватили Adidas, Nike и Fila. Они вытеснили с кортов, а затем и с улиц итальянский бренд. В 2007 г. Tacchini объявил о банкротстве, был выкуплен бизнесменом из Гонконга и стал возвращать утраченные позиции. Заключил контракт с Джоковичем, выпустил коллекцию с российским дизайнером Гошей Рубчинским и достиг дохода в 50 млн евро. Но в 2022 г. Tacchini вновь сменил владельца, за $63 млн став частью южнокорейского фэшн-холдинга F&F.

    Шведские трусы

    Ставшее сюжетом фильма 2017 г. «Борг/Макинрой» противостояние характеров и талантов двух теннисных звезд в реальной жизни дополнялось еще и борьбой экипировщиков. С начала карьеры оба игрока были амбассадорами двух итальянских компаний: Sergio Tacchini и Fila, которая подписала контракт с Боргом, когда тому было 19 лет.

    Победа шведа в 11 турнирах «Большого шлема» помогла Fila выйти на американский и азиатский рынки, а запущенная в 1977 г. фирменная линейка BJ с рубашкой-поло и шортами в полоску стала символом бренда. «Одежда, которую я носил, когда выигрывал, стала моей счастливой... Я добился больших успехов на корте в этих полосках, которые хранят прекрасные воспоминания», – делился Борг в интервью GQ.

    За время сотрудничества Борга с Fila было выпущено несколько спортивных и повседневных коллекций, но именно обтягивающие белые шорты и полосатая повязка на копне длинных вьющихся волос сделали Борга теннисным секс-символом того времени.

    В 1983 г. Борг завершил карьеру, а в 1986-м расстался и с Fila. Незадолго до этого теннисист в сотрудничестве со шведским дизайнером Роди Хайнцем выпустил коллекцию спортивной одежды, которая не получила развития, но стала первым шагом к появлению именного бренда одежды теннисиста.  

    В 1989 г. компания Björn Borg переключилась на выпуск нижнего белья. Акцент был сделан на набиравшие популярность боксеры, визуально похожие на короткие шорты. «В нем присутствует элемент секса, но всегда со спортивным оттенком», – описывал в 2012 г. тогдашний президент компании Артур Энгель стиль бренда.

    Сам Борг очень просто объяснял выбор бизнес-сферы – белье носят все. Вскоре после успешного запуска мужской линейки бренд дополнил ассортимент и женской коллекцией. К 1993 г. белье Björn Borg продавалось не только в Скандинавии, но и в Западной Европе и Австралии.

    С 2006 г. брендом, который выпускает теперь не только белье, но и спортивную одежду, обувь и аксессуары, управляет компания World Brand Management, которая за $18 млн выкупила не только бизнес, но и пожизненное лицензионное право на использование имени и фамилии теннисиста. На тот момент годовой оборот компании составлял 324 млн шведских крон (около $48 млн), а самыми популярными рынками была родная Швеция и Нидерланды.

    В отчете за 2023 г. доходы компании составляют уже 872 млн крон ($87 млн), а главным сектором по объемам продаж – 55% – до сих пор остается нижнее белье.

    Сам Борг теперь никакого влияния на одноименный бренд не имеет: его нет даже в списке акционеров. Но шутка Джона Макинроя на шведском ТВ показывает закрепившуюся связь экс-теннисиста и мира моды: «Он такой милый. Каждый раз, когда приезжаю в Стокгольм, он дарит мне бесплатные трусы».

    Другие материалы в сюжете