US Open заключил рекордную 12-летнюю сделку с ESPN на $2 млрд

    Новое соглашение почти в 2,5 раза лучше предыдущего
    IMAGO / PanoramiC / ТАСС

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    В разгар проходящего Открытого чемпионата США по теннису (US Open) руководство турнира в лице Ассоциации тенниса США (USTA) объявило о заключении нового 12-летнего соглашения со спортивным каналом ESPN – сделка рассчитана до 2037 г. По данным The Athletic, внутренние права на показ US Open обойдутся телесети в рекордную для тенниса сумму – $2,04 млрд ($170 млн в год). 

    ESPN прервал доминирование CBS

    Соглашение вступит в силу в 2026 г. – ESPN останется вещателем US Open не только в Штатах, но и в странах Латинской Америки, Карибского региона и Канады. Также трансляции матчей будет осуществлять вещающий на испанском языке канал ESPN Deportes. «Мы невероятно гордимся нашими отношениями с USTA, которые длятся уже 15 лет, – отметил президент медиаконгломерата ESPN Джимми Питаро. – Это соглашение укрепляет нашу многолетнюю преданность теннису». 

    Посредником в сделке в качестве медиапредставителя USTA выступило агентство IMG, которое имеет огромный вес и авторитет в теннисе, информирует Sportico. В разное время IMG работало или еще работает с такими звездами, как Бьорн Борг, Крис Эверт, Новак Джокович, Мария Шарапова, сестры Уильямс, Роджер Федерер, Наоми Осака и многими другими. Также агентству принадлежит одна из ведущих теннисных академий мира во Флориде (знаменитая школа Ника Боллетьери) и турнир категории «Мастерс» в Майами. 

    Традиции много значат в США, но только не когда дело касается денег. В 2009 г. ESPN начал на равных правах показывать матчи US Open вместе с каналом CBS, который транслировал турнир 46 лет. В 2013 г. ESPN захотел показывать турнир «Большого шлема» эксклюзивно и предложил неподъемные для конкурентов условия – контракт на 11 лет (вступил в силу в 2015 г.) с обязательством выплатить US Open $847 млн ($77 млн в год). По новой сделке турнир будет зарабатывать почти в 2,5 раза больше. 

    Одним из главных пунктов сделки стало расширение прав на потоковую трансляцию, что позволяет телеканалу предлагать больше возможностей для американских болельщиков в потреблении контента US Open. ESPN планирует больше освещать «Неделю болельщиков» (первая из трех недель турнира), включая ежедневные прямые трансляции выставочных мероприятий в прайм-тайм. В 2023 г. зрительская аудитория US Open в выходные дни выросла на 40%, что стало вторым по величине показателем на канале. Поэтому традиционно к трансляции воскресных матчей турнира присоединится телеканал ABC, который, как и ESPN, принадлежит The Walt Disney Company.

    Также новое соглашение внесет изменения в производство контента. С 2026 г. USTA будет отвечать за основные телевизионные мощности и контроль трансляций для международных правообладателей. Это позволит ESPN сосредоточиться на освещении турнира в США. Американцы последовали примеру Уимблдона – британский турнир в 2018 г. учредил вещательную компанию Wimbledon Broadcast Services (WBS), которая занимается адаптацией контента для международной аудитории. Это дало больше контроля над технологиями и сняло с BBC (официальный внутренний транслятор) расходы на производство, пишет SportsPro Media.

    Рекордный заработок Уимблдона

    Как и большинство других турниров «Большого шлема», US Open ежегодно увеличивает сумму призовых – в этом году она составила $75 млн, что на 15% выше прошлогоднего показателя. Улучшать условия для игроков помогает постоянный рост доходов турнира, которые в прошлом году составили рекордные $514,1 млн, утверждает Front Office Sports. В сезоне-2024 ожидается еще несколько рекордов, в том числе по количеству зрителей – организаторы рассчитывают впервые в истории принять более 1 млн фанатов (US Open-2023 посетило 957 387 болельщиков). 

    О беспрецедентной выручке в прошлом году отчиталась и USTA, чью казну на 89% наполняет флагманский турнир – US Open. Основной доход теннисной ассоциации в 2023 г. принесли четыре основных источника: продажа билетов ($185,4 млн), спонсорство ($122,5 млн), корпоративное гостеприимство ($71 млн) и продажа медиаправ ($142,9 млн). Если отталкиваться от доли в 89%, то суммарный доход американского мейджора от реализации внутренних и внешних телевизионных прав составил порядка $127 млн, отмечает Sportico. 

    Схожие деньги в настоящий момент от ТВ-прав аккумулирует Australian Open. По данным SportBusiness Media, сделка по внутренним правам приносит австралийцам $42 млн в год и еще около $80 млн составляют доходы от реализации международных прав. Тем не менее в 2025 г. условия по этой статье доходов немного улучшатся после вступления в силу нового пятилетнего соглашения с сетью Nine на $283 млн ($56,6 млн в год), пишет SportsPro Media. 

    Точные телевизионные доходы турнира «Ролан Гаррос» сложно определить, так как информация о сделке с France Televisions и Amazon Prime Video, заключенной в 2023 г. на четыре года, засекречена. «Сумма соглашения выше предыдущего контракта, но все еще заметно уступает другим «Шлемам», – отметил президент Федерации тенниса Франции Жиль Мореттон. По информации L'Équipe, действовавший с 2020 по 2023 гг. контракт приносил «Ролан Гаррос» 25 млн евро за сезон. Тем не менее жаловаться французам точно не стоит – в этом году они заключили 10-летнее соглашение с телесетью TNT Sports на показ турнира в США стоимостью $650 млн. Суммарно в год «Ролан Гаррос»» от телевизионных сделок получает не менее $100 млн в год. 

    Первую радиотрансляцию с кортов Уимблдона в 1927 г. провела компания BBC (первый телевизионный репортаж состоялся 10 лет спустя). Три года назад стороны в очередной раз продлили соглашение на реализацию внутренних прав (до 2027 г.) – это означает, что скоро самому длительному партнерству в истории спортивного вещания исполнится 100 лет. По этой сделке британский мейджор ежегодно зарабатывает 60 млн фунтов, подчеркивает The Guardian. Общий доход Уимблдона от реализации телевизионных прав, по информации S&P Global, составляет 175 млн фунтов. Это значительно выгоднее, чем на данный момент у US Open, но новая сделка с ESPN выведет американцев в лидеры. По ней они заработают $170 млн по внутренним правам и еще около $50 млн по международным.